Этические взгляды Эпикура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:02, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть этические взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировать выдвинутые им философские принципы, а также попытаться осмыслить его идеи.
Для этого необходимо решить такие задачи:
познакомиться с жизненным путем Эпикура;
рассмотреть учение Эпикура о добродетелях;
выяснить отношение Эпикура к Богу, смерти и страданиям;
ознакомиться с философскими принципами и этическими взглядами Эпикура;
определить нравственный идеал Эпикура.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жизненный путь Эпикура……………………………………………………..5
2. Добродетели Эпикура, его отношение к Богу, смерти, страданиям………..8
3. Философские принципы и этические взгляды Эпикура……………………13
4. Нравственный идеал Эпикура………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Этические взгляды Эпикура.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Эпикурейский идеальный человек (мудрец) отличается от мудреца в изображении стоиков и скептиков. В отличие от скептика эпикуреец имеет прочные и продуманные убеждения. В отличие от стоика эпикуреец не бесстрастен. Ему ведомы страсти (хотя он никогда не влюбится, ибо любовь порабощает). В отличие от киника эпикуреец не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу, напротив, эпикуреец никогда не покинет друга в беде, а если надо, то он и умрет за него. Эпикуреец никогда не будет наказывать рабов. Никогда не станет тираном. Эпикуреец, далее, не раболепствует перед судьбой (как это делает стоик): он понимает, что в жизни одно действительно неизбежно, но другое случайно, а третье зависит и от нас самих, от нашей воли. Эпикуреец не фаталист. Он свободен и способен на самостоятельные, самопроизвольные поступки, будучи подобен в этом отношении атомам с их самопроизвольностью.

Подобно Демокриту и Аристотелю, Эпикур выше всего в людских отношениях ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. Отмечая в дружбе утилитарный момент («всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы» [2, стр. 393]), он отнюдь не сводит ее к выгоде. Бескорыстная дружба всегда связана с готовностью оказать поддержку: «Мы не столько имеем надобность [в помощи] от друзей, сколько в уверенности относительно помощи» [3, стр. 220]. Мудрость и дружба неразрывно связаны, ибо истинная дружба порождается мудростью. «Благородный человек всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть, благо смертное, другая — бессмертное» [3, стр. 224], ибо память о нем сохраняется друзьями.

Занятия философией, как и дружба, способствуют достижению безмятежности души (атараксии). Причем философия у Эпикура всегда обладает практической направленностью: она исцеляет от душевных страданий и ей не мешает тесная связь с жизнью: «Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии» [5, стр. 114].

Эпикур сплотил вокруг себя единомышленников: «сад Эпикура» представлял собой совершенно исключительное явление. По свидетельству античных авторов, все члены эпикурейской общины были связаны между собой узами теснейшей дружбы и взаимной симпатии. Сам Эпикур нежно любил своих учеников, проявляя о них и их детях постоянную заботу (например, почти восемь лет он оказывал помощь детям Метродора, который умер раньше него). Особенностью общины эпикурейцев было то, что в нее на равных правах входили женщины и рабы. В отличие от всех предшественников и современников, которые полагали, что раб находится вне морали, Эпикур не разделял эту точку зрения. Впервые идея, высказанная младшими софистами, получила практическое воплощение в эпикурейской общине. Все же это не помешало Эпикуру в теории оставаться идеологом рабовладельческой демократии: свое учение о морали он обращает к свободным гражданам.

Ученикам и последователям Эпикур преподал урок редкой нравственной цельности и душевного мужества. Его оптимизм, умение радоваться жизни и заботиться о других, выражены в предсмертном письме Гермарху: «Гермарху от Эпикура привет! Когда я писал тебе это, я переживал счастливый день, который вместе и мой последний день. Меня преследовали такие муки, что ничего, кажется, нельзя было прибавить к их силе. Но страданиям тела противопоставил я радость духа, исходившую из воспоминания о моих изобретениях. Ты же, Гермарх, чтобы дать новое доказательство той привязанности, которую ты смолоду питаешь ко мне и моей философии, имей попечение о детях Метродора» [4, стр. 201].

Эпикур знает, что смерть — это распад тела на атомы. «Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть» [3, стр. 219]. Нет бессмертия души, нет иной жизни, кроме земной, а к этой земной жизни он привязан, ибо, вопреки страданиям, он – жизнелюб. Мужество Эпикура это – нравственная стойкость мыслителя, свободного от предрассудков, убежденного в ценности для людей того, что он сделал.

Эпикур предложил людям «тетрафарком» – четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо» [ 2, стр. 393].

 


Заключение

 

При работе над этим рефератом мы рассмотрели этические взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировали выдвинутые им философские принципы. Для этого мы познакомились с жизнью Эпикура, с его учением о добродетелях, узнали отношение мыслителя к Богу, смерти, страданиям, определили его нравственный идеал. В результате, я хочу отметить притягательную силу учения Эпикура и его личности, жизненность и доступность выдвинутых им философских принципов, его гуманность и свободомыслие. Думаю, именно это обусловило долгую жизнь эпикурейских общин. Изо всех школ античной философии только школа эпикурейцев выдержала борьбу с христианством и погибла последней в VI в. н.э. (а по некоторым источникам в VIII) с тем, чтобы одной из первых возродиться в XV столетии в Италии и Франции. Традиции этики Эпикура продолжали развиваться в новое время.

После смерти Эпикура (270/271 г.) его приемником по руководству школой стал Гермарх из Митилены. Воспитанником этой школы стал такой выдающийся представитель античного атомизма, как римский философ Лукреций.

 


Список литературы

 

1. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1995.

2. Древняя Греция.// Под ред. Струве В.В. М., 1986.

3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л.: Изд. ЛГЦ, 1989.

4. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1993.

5. Куманецкий К. Л. История культуры Древней Греции и Рима, М., 1999.

6. Лосев А.Ф. Философия. Учебник. Изд. 3-е испр., М., 1997.

7. Лурье С.Я. История Древней Греции. М., 1990 (переиздано 1940г.).

8. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М.: Госполитиздат, 1995.

9. Новая философская энциклопедия, т. 4. – М: «Мысль», 2001.

10. Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1998.

11. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М: Высш. шк., 2003.

12. Шакирзаде А.С. Эпикур. – М.: Соцэкгиз, 1993.

13. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие, М.: Международная педагогическая академия, 1995.

http://www.easyschool.ru/

http://istina.rin.ru/

http://www.portal-slovo.ru/



Информация о работе Этические взгляды Эпикура