Этические взгляды Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Краткое описание

Этические взгляды Платона согласуются со взглядами Сократа: «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Платоновский идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте.

Файлы: 1 файл

Этические взгляды Платона согласуются со взглядами Сократа.docx

— 13.36 Кб (Скачать)

Этические взгляды  Платона согласуются со взглядами Сократа: «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Платоновский идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В диалогах «Горгий», «Теэтет», Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо(идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире.

Аристотель сформулировал  основные положения этики как  учения о добродетелях. Он дает определения  основных понятий этики. Так, благо  – это «то, к чему стремятся». Благо для грубых людей – в наслаждениях, для благородных – в почестях, для мудрых – в сознании.

По Аристотелю: назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. От нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемые  нами.

Оппозиционно Платону  Аристотель полагал, что высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. Для счастья  нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами. Понятие счастья  Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств. Он отличает намерение, как имеющее  дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас  не зависеть. Так как достижение добродетели – деятельность, а  не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое  он определяет как стремление к цели. Мыслитель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека.

Проанализировав неудачу  Платона с устройством идеального государства и свой собственный  педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек.

Давая общую картину  становления добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует  похвальное поведение. Наличие в  человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними механизмами, свидетельствующими о добродетельности поступков, служат стыд и совесть.

Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил эту линию и в область  этики. У Платона, как говорилось выше, добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые возникают  из отношения души к миру идей. Идеал  добродетели мыслился Платоном в  виде нормы, лежащей вне реального  человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривал добродетель  как приобретенную душой в  процессе воспитания.

Аристотель выделял 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя – самая необходимая для совместной жизни.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит  разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимал платоновский идеал  созерцания, но ввел к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Для Платона человек  – несовершенный бог, для Аристотеля бог – это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный  нравственный человек.


Информация о работе Этические взгляды Платона и Аристотеля