Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:38, реферат
Отношение к экономической деятельности всегда было неоднозначным и даже прямо противоположным у представителей разных экономических течений. Экономика пронизывает все сферы жизни человека, сопровождает его при принятии решения или выборе того или иного действия. Без четко обозначенной философии и морали очень трудно реализовать мечту о зажиточной, благополучной и счастливой семье, городе и стране. Без инвестиции в идеи не минимизировать социальные и экономические издержки реформ. Без акцента на нравственные аспекты денег нельзя выиграть борьбу за сердца и души не только предпринимателей, но и обыкновенных людей, которые просто хотят ходить на рынок, покупать дешевые качественные товары и услуги, растить детей и гордиться своей страной.
Сущность любого зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что якобы преследует общую пользу. Под видом защиты государственных норм и стандартов многие представители муниципальной власти и контролирующих органов препятствуют человеку в его общественно необходимой деятельности и, таким образом, экономическому росту в целом. А заодно занимаются вымогательством, подводят бизнесмена к единственному моральному решению — необходимости откупиться - дать взятку, без чего трудно получить необходимое разрешение или избежать значительных штрафных санкций.
Этика ведения бизнеса в Республике Беларусь должна проявляться в создании благоприятных условий ведения бизнеса государством, с одной стороны, и законопослушанию экономического сообщества, с другой. Создание благоприятных условия вложения капитала позволит получить выгоду как зарубежным партнерам, так и белорусскому обществу в виде создания новых рабочих мест, производства конкурентоспособных товаров и услуг, интеграции в мировую экономическую систему.
Таким образом, от правильного выбора Республикой Беларусь пути развития, нахождения оптимального баланса между интересами различных групп, определения открытых условий работы на рынке зависит не только моральность и нравственность ведения бизнеса в нашей стране, но и то в какой стране мы будем жить в XXI веке, насколько динамично Беларусь сможет двигаться по направлению к уровню жизни богатых стран Запада и Востока.
Идея взаимосвязи нравственности и экономики, хотя и медленно, но все же утверждается в сознании делового мира. Все более осознается нетерпимость нынешнего положения, все более ощущается настоятельная потребность в изменении сложившегося положения вещей. Поэтому нельзя согласиться с одним из довольно распространенных мнений, что нравственность и бизнес не соединимые понятия. Такое представление идет от стойкого заблуждения, в рамках которого все еще считается, что подлинно моральный поступок не должен включать расчет, а, значит, не должен преследовать никакую личную выгоду, тогда как весь бизнес, напротив, строится на извлечении максимального дохода.
Расчетливость делового человека, как очень ценное моральное качество, направленное на согласование и удовлетворение общественных потребностей, недостаточно проницательные люди выставляли в качестве порочности устремлений предпринимателя, захваченного стремлением к “наживе”. Хотя в действительности эффективное ведение дела и стремление к получению прибыли совместимо с такими этическими категориями, как совесть, жалость, нравственность и т.п. При этом, если речь идет только о наживе, которую нужно получить любым путем, то нравственность здесь действительно ни при чем — индивид пользуется любыми формами авторитарных действий. Если же речь идет о бизнесе, как о свободной, либеральной форме обмена, то здесь, как раз эффективность дела и должна обеспечиваться за счет совести и справедливых деловых отношений.
Что же касается жалости к нуждающимся, то расчетливое ведение хозяйства часто не позволяет поддаваться эмоциям и быть жалостливым там, где это влечет за собой разрушение бизнеса, обеспечивающего существование и благополучие многих, а не одного только предпринимателя. Но любители получить что-либо бесплатно этого не могут понять, поскольку никогда не имели своего дела. Они понимают бизнес, как огромные деньги, которыми бизнесмен может пользоваться по своей прихоти. Тогда как бизнес-структура — это некий социальный организм, который живет своей собственной жизнью, часто независимой от жизни его владельца.
Суть предпринимательства
заключается в согласовании усилий
многих и многих людей, связанных
не принудительным, а свободным обменом
разнообразных ресурсов. Само по себе
это трудное и достойное
Получить свою долю прибыли предприниматель может лишь в том случае, если его знания и расчет, если его трудолюбие, интуиция и чувство гармонии приведут к тому, что доходы его предприятия, полученные в результате свободного обмена, начнут превышать расходы. Он получает прибыль лишь в том случае, если добивается того или иного положительного результата в деле удовлетворения общественных потребностей.
Гармония бизнеса совершенно не отличается от любой другой гармонии, а оценка мастерства бизнесмена не может быть выражена иначе, как в полученной им чистой прибыли. И чем эта прибыль выше, тем значительнее талант маэстро — именно прибыль свидетельствует о его высоком мастерстве, виртуозности. Поэтому богатство, полученное от предпринимательской деятельности в рамках сугубо либеральной формы обмена, т.е. свободной от незаконного покровительства или протекционизма властей, свободной от махинаций и жульничества характеризует количественную меру полезности данного бизнеса, который является не только социально необходимым делом, но и высокоморальным.
1 http://www.aynrand.ru/
2 G. L. S. Shackle, Epistemics & Economics: A Critique of Economic Doctrines, Cambridge, 1972.
3 А. Рих. Хозяйственная этика. - М., 1996. – С. 564.
4 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. – С. 28.
5 Смит А. Теория нравственных чувств. - М., 1997. – С. 101.
6 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. – С. 85.
7 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М., 1994. – С. 208.
8 Еф. 4, 28.
9 34 Бес. на Первое посл. к Кор.
10 Лк. 6, 24.
11 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М. «Детская литература», 1977. С.224
12 Schmookler J. Invention and Economic Growth. Cambridge (Mass). 1966.
13 Айн Рэнд. Большой бизнес – преследуемое меньшинство // «Неприкосновенный запас» 2001, №1(15)
14 William J. Baumol, The Free-Market Innovation Machine,Princeton, NJ: Princeton University Press, 2002
15 The Theory of Moral Sentiments by Adam Smith (1759)
16 Milton Friedmon, Capitalism and Freedom. Chicago, 1962
17 Фридрих фон Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М. 1992, на стр. 197
19 Angus Maddison, The World Economy: Historical Statistics (OECD 2003)
20 Chad Holliday, Stephan Schmidheiny, Philip Watts .Walking the Talk: The Business Case for Sustainable Development
21 http://www.heritage.org/
22
http://www.weforum.org/en/
23 http://www.un.org/esa/ffd/
24 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., Мысль. 2003.
25 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., Мысль. 2003. на стр 38
26 M. Rothbard “The Ethics of Liberty” New York University Press 1998
27 A. Rand The Virtue of Selfishness
28 A. Rand. The Virtue of Selfishness
29 A. Rand The Virtue of Selfishness
30 www.freetheworld.com
31 www.happyplanetindex.org
32 A Decade of Measuring the Quality of Governance. Governance Matters 2006 Worldwide Governance Indicators. World bank 2006
33 Economic Freedom of the World Report 2006. James Gwartney and Robert Lawson with William Easterly
34 W. Easterley, Freedom versus Collectivism in Foreign Aid, Economic Freedom of the World: 2006 Annual Report
35 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., Мысль. 2003. на стр. 243
36 www.wto.org количество членов ВТО на 1 ноября 2006 года
37 Mises L. von. Liberalism in Classical Tradition. N.Y., 1984.