Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:38, реферат
Отношение к экономической деятельности всегда было неоднозначным и даже прямо противоположным у представителей разных экономических течений. Экономика пронизывает все сферы жизни человека, сопровождает его при принятии решения или выборе того или иного действия. Без четко обозначенной философии и морали очень трудно реализовать мечту о зажиточной, благополучной и счастливой семье, городе и стране. Без инвестиции в идеи не минимизировать социальные и экономические издержки реформ. Без акцента на нравственные аспекты денег нельзя выиграть борьбу за сердца и души не только предпринимателей, но и обыкновенных людей, которые просто хотят ходить на рынок, покупать дешевые качественные товары и услуги, растить детей и гордиться своей страной.
Многие утверждают, что деньги - это продукт сильных, продукт, который они получают за счет слабых. Важно отметить характер этой силы. Это не сила мышц или оружия. Богатство - это результат человеческой способности думать. Разве человек, который придумал компьютер, сделал это за счет всех тех, кто этого не сделал? Разве труженики зарабатывают деньги за счет находящихся на социальном пособии иждивенцев, а способные - за счет некомпетентных? Деньги создаются прежде, чем их отдают в качестве милостыни или забирают в виде военной добычи или налогов. Деньги производятся каждым честным человеком. Их количество зависит от способностей. Честный человек - это человек, который знает, что он не может потребить больше, чем произвести. Сильный, умный, тот, кто оказался в нужное время в нужном месте с нужным товаров. При этом никто не запрещает другим делать то же самое. Только государство может блокировать доступ на рынок, создавая при этом принудительные монополии.
Концепция денег исходит из того, что каждый человек является собственником производимых руками или мозгом продукта. Деньги сами по себе не могут определять ценность, цену твоих усилий вне зависимости от добровольного выбора других людей, которые хотят торговать своими продуктами с тобой. Деньги позволяют человеку покупать за свои товары и усилия, которые имеют определенную ценность для других людей, продукты их труда. Причем ни больше, ни меньше того, чем он сам произвел. Деньги позволяют производить сделки, приносящие обоюдную пользу торговцам, которые сами, добровольно определяют стоимость своего труда и труда других. Деньги требуют признания того, что люди должны работать для своего добра и благополучия, для получения прибыли, а не убытков.
Деньги предполагают, чтобы ты продавал не свою слабость, глупость, а свой талант. Деньги требуют, чтобы ты покупал товар не самого плохого качества по высокой цене, а наибольшую ценность за имеющиеся в наличии средства. Когда люди будут жить по принципу торговли, а не по грубой силе, тогда будет побеждать самый качественный продукт, лучшие услуги, самые умные и последовательные таланты. Производительность человека определяет размер его вознаграждения.
Деньги - это только инструмент. При его помощи можно получить другие ценности. Деньги это средство, а не цель. Это средство удовлетворения желаний, но они не могут снабдить человека желаниями. Деньги не купят человеку счастья для человека, который не знает, что делает его счастливым. Деньги не дают человеку кодекс ценностей, если он не хочет узнать, что такое ценность. "Деньги не дают человеку цель, если он не знает, что искать. Деньги не купят ум для дурака, чувство восхищения для труса или чувство уважения для некомпетентного".
Только тот человек, для которого деньги - лишь инструмент, достоин, унаследовать богатство. Если он достоин унаследованных денег, то они служат ему. Если нет - деньги разрушают его. Сторонники статизма утверждают, что деньги развращают. Деньги - это живая власть, которая умирает без своих корней. Деньги не помогут тому человеку, который не знает, как ими пользоваться. Те экономические субъекты, которые имели особый почти монопольный доступ до приватизируемых объектов, которые получили по низкой цене большое количество заводов, фабрик, земли, вынуждены служить потребителям, если они хотят приумножить богатство, а не разрушить его. Само владение заводом не делает человека богатым. Надо еще знать, что производить, чтобы твое богатство получило общественное признание. Первый владелец приватизированного предприятия далеко не всегда становится последним.
Деньги всегда останутся следствием, а не причиной. Деньги - это продукт добродетели, но они не заменят саму добродетель. Равно как они не в состоянии победить недостатки человека. Деньги не дадут не заработанного ни в материальной, ни в духовной сфере.
Любить что-то - это знать и любить его суть, содержание. Любить деньги - это знать и любить то, что деньги - это продукт лучшего в человеке. Это как бы пропуск к торговле, свободному обмену своих усилий и труда на труд других людей. Тот, кто готов продать душу за один серебряник, громче других кричит, что деньги - это корень зла. У него есть причины так поступать. Тот, кто любит деньги, готов работать. Он знает, что заслуживает деньги. Единственной альтернативой денег является дуло автомата.
Деньги требуют проявления лучших качеств, если субъект хочет сохранить или приумножить их. Человек без личного мужества, гордости и самоуважения, человек, который не имеет морального права получения денег, не будет защищать их, как он защищает свою жизнь. Человек, который извиняется за свое богатство, недолго будет богатым. Он является естественной приманкой для толпы. Она быстро освобождают его от бремени богатства. Так поднимаются из грязи люди с двойными стандартами. Она живут за счет грубой силы, но полагаются на тех, кто торговлей зарабатывает на жизнь. Но есть общества, где уголовники в законе имеют полное право по закону силой забирать не заработанное. Они считают, что грабить беззащитных людей абсолютно безопасно, если только есть соответствующий закон. Но награбленное становится своеобразным магнитом для новых мародеров. Так начинается гонка. Богатство переходит не к самым способным, а к самым жестоким и беспринципным. Когда насилие становится стандартом, убийца побеждает карманника. Так приходит конец обществу. Коллапс общества - вот результат забвения принципа торговли.
Деньги - это барометр добродетели общества. Когда торговля происходит не по доброй воле, а по принуждению, когда для производства товара и услуги тебе необходима лицензия от тех, кто ничего не производит, когда деньги переходят к тому, кто торгует не товарами, а привилегиями, тогда можно говорить о глубоком моральном кризисе общества. Когда человек богатеет в результате перераспределения и посредничества, а не производительного труда при формальной защите законом, когда коррупция поощряется, а честность становится самопожертвованием, тогда можно сказать, что общество отказалось от изучения философии.
Деньги - это защита человека и основа морального существования. Статисты отказались от золота и оставили людям только простые бумажки. Бумажные деньги отрицают всякий объективный стандарт. Бюрократы определяют иерархию ценности. Золото было объективной ценностью, эквивалентом производимого богатства. Бумага - это несуществующий залог, поддерживаемый оружием. Причем дуло оружия направлено на производителей.
Деньги - это средство выживания. Если источник получения денег заражен - это приговор своей жизни. Вы получаете деньги обманным путем? Играете на низменных желаниях и людской глупости? Обманываете, чтобы получить больше, чем реально стоите? Вы снижаете планку стандартов? Выполняете ненавистную работу для тех, кого презираете? Тогда деньги не дадут вам ни минуты радости. Тогда все, что вы покупаете, превращается не в свидетельство вашей победы, а в упрек, не в признак достижения, а стыда.
История человечества полна
примеров насильственного
В попытке
продемонстрировать социальную функцию
и необходимость частной
Нравственность заключается в том внимании, которое должен уделить каждый член общества необходимым условиям общественного существования. Человек, живущий в изоляции, не имеет моральных правил. Ему не нужно сомневаться в своей правоте по поводу каких-то поступков, которые он считает полезным совершать, поскольку ему не приходится думать о том, не наносит ли он этим ущерб другим. Но как член общества человек должен принимать во внимание во всем, что он делает, не только свою непосредственную пользу, но также и необходимость в каждом действии укреплять общество в целом. Жизнь индивида в обществе возможна только при помощи социальной кооперации, и каждый индивид весьма серьезно пострадал бы, распадись вдруг социальная организация жизни и производства. Требуя от индивида, чтобы он соблюдал интересы общества во всех своих действиях, чтобы он не предпринимал таких действий, которые, принося пользу ему, были бы вредны для общественной жизни, общество не требует, чтобы он жертвовал собой в интересах других. Поскольку та жертва, которую он принимает на себя, лишь условна: это отказ от непосредственной и относительно меньшей выгоды в обмен на значительно большую в конечном счете пользу. Интерес каждого индивида состоит в продолжении существования общества как объединения людей, работающих совместно и разделяющих общий образ жизни. Тот, кто отказывается от моментальной выгоды для того, чтобы не подвергать опасности сохранение существования общества, жертвует меньшим ради большего.
Смысл этой заботы об общем
социальном интересе часто понимался
неправильно. Полагали, что ее нравственная
ценность состоит в самом факте
самопожертвования, в отказе от немедленного удовлетворения. Отказывались
видеть, что нравственную ценность представляет
не сама жертва, а тот результат, которому
служит эта жертва, и приписывали нравственную
ценность жертве, отказу как таковому
- и только. Но жертвование нравственно
только тогда, когда оно служит нравственному
результату. Существует бездна различий
между человеком, который рискует жизнью
и имуществом из высших побуждений, и человеком,
который жертвует ими, никоим образом
не принося этим пользы обществу.
Все, что служит сохранению социального
порядка, - нравственно; все, что наносит
ему ущерб, - безнравственно. Соответственно,
когда мы приходим к заключению, что какой-либо
институт полезен для общества, то нельзя
более утверждать, что он безнравственен.
Могут, вероятно, существовать разные
мнения относительно того, общественно
полезен или вреден тот или иной институт.
Но коль уж он был назван полезным, то нельзя
более утверждать, что по какой-то необъяснимой
причине он должен быть признан безнравственным37.
В современных изменяющихся
экономических условиях перед Республикой
Беларусь стоит выбор определения
дальнейшего пути развития. Наработанный
странами-соседями опыт проведения реформ,
а также белорусская экономичес
Открытые, равные для всех и прозрачные условия выхода на рынок позволяют пресечь возможные злоупотребления как со стороны чиновников, так и самой бизнес-элиты. Наличие жесткой системы контроля за соблюдением прав собственности и ответственности чиновников за принимаемые решения повышают издержки использования служебного положения ради собственной корысти. Нравственные экономические отношения между людьми можно создать только обеспечив выгоду существования таких отношений.
Экономика стран бывшего
СССР имеет свои особенности в
плане моральности ведения