Историософская концепция П.Я. Чаадаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать и определить, что за личность был Чаадаев Петр Яковлевич
2. Осветить его историософскую концепцию

Файлы: 1 файл

Актуальность чаадаев.docx

— 34.48 Кб (Скачать)

Концепция России, выдвинутая в «Философических  письмах», является первым в истории  русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысление ведется  в широком философско-историческом контексте.

«Философические письма» являются произведением  поистине новаторским, делающим эпоху. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих «действительных болезнях» и  несовершенствах русской жизни.

Появление «Философических писем» в открытой печати произвело впечатление выстрела в «темную ночь», и было с сущности первым гласным общественным протестом  такого масштаба, после того, как  было подавлено восстание декабристов. Критика Чаадаевым России была по существу продолжением декабристкой критики.

В сочинении  Чаадаева «Философские письма» доминируют две темы:

1) Россия - ее прошлое, настоящее и будущее 

2) философия  как философия истории 

Россия - первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по каким путям идет осознание  ее настоящего, как уяснить ее будущее - эти проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действительность образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным образом преобразована во всех отношениях.

Анализируя  взгляды Чаадаева в контексте  противопоставления идей западников и  славянофилов, его вполне можно охарактеризовать как представителя западнического направления. Однако ясно, что фигура Чаадаева едва ли может быть втиснута в тесные рамки разногласий между  западниками и славянофилами. Можно  согласиться с более широкой  и глубокой характеристикой В.В.Зеньковским философского учения П.Я.Чаадаева как богословия культуры и как попытки построения христоцентрического понимания истории.

Дать  общую оценку политическим взглядам Чаадаева непросто. Главная трудность  состоит в том, что Чаадаев  противоречив.

Неоднозначное творчество Чаадаева позволяло исследователям называть его мистиком и консерватором, деятелем освободительного движения, чисто религиозным мыслителем. Но, как бы, ни оценивались взгляды  Чаадаева, он сыграл значительную роль в развитии общественной мысли России.

Информация о работе Историософская концепция П.Я. Чаадаева