В процессе
познания наряду с рациональными
операциями и процедурами участвуют
и нерациональные. Это не означает,
что они несовместимы с рациональностью,
т. е. иррациональны. В чем же специфики
нерациональных механизмом познания?
Зачем они нужны, какую роль играют в процессе
познания? Для ответа на эти вопросы нам
нужно выяснить, что такое интуиция и творчество.
В реальной
жизни люди сталкиваются с быстро
меняющимися ситуациями. Поэтому наряду
с решениями, основанными на общепринятых
нормах поведения, им приходится принимать
нестандартные решения. Такой процесс
обычно и называется творчеством[1].
Платон
считал творчество божественной
способностью, родственной особому виду
безумия. Христианская традиция истолковывала
творчество как высшее проявление божественного
в человеке. Кант усматривал в творчестве
отличительную черту гения и противопоставлял
творческую деятельность рациональной.
С точки зрения Канта, рациональная деятельность,
например научная, — удел в лучшем случае
таланта, но подлинное творчество, доступное
великим пророкам, философам или художникам,
— всегда удел гения. Огромное значение
придавали творчеству как особой личностной
характеристике философы-экзистенциалисты.
Представители глубинной психологии 3.
Фрейд, К. Г. Юнг, немецкий психиатр Э. Кречмер,
автор книги «Гениальные люди», относя
творчество целиком к сфере бессознательного,
гипертрофировали его неповторимость
и невоспроизводимость и, по существу,
признавали его несовместимость с рациональным
познанием.
Механизмы
творчества до сих пор изучены
еще недостаточно. Тем не менее
можно с определенностью сказать,
что творчество представляет
собой продукт биосоциальной
эволюции человека. Уже в поведении высших
животных наблюдаются, хотя и в элементарной
форме, акты творчества. Крысы после многочисленных
попыток находили выход из крайне запутанного
лабиринта. Шимпанзе, обучавшиеся языку
глухонемых, усваивали не только несколько
сот слов и грамматические формы, но и
конструировали иногда отдельные, совершенно
новые предложения, встречаясь с нестандартной
ситуацией, информацию о которой они хотели
передать человеку. Очевидно, возможность
к творчеству заложена не просто в биофизической
и нейро - физиологической структурах
мозга, но в его «функциональной архитектонике»[2].
Она представляет собой особую систему
организованных и взаимосвязанных операций,
осуществляемых различными участками
мозга. С их помощью создаются чувственные
образы и абстракции, осуществляется переработка
знаковой информации, хранение информации
в системе памяти, установление связей
между отдельными элементами и блоком
памяти, вызов хранимой информации из
памяти, группи¬ровка и перегруппировка
(комбинирование) различных образов и
абстрактных знаний и т. д. Поскольку по
своей биологической и нейрофизиологической
структуре мозг человека качественно
сложнее мозга всех высших животных, то
и его «функциональная архитектоника»
качественно сложнее. Это обеспечивает
необычайную, практически не поддающуюся
оценке возможность переработки новой
информации. Особую роль здесь играет
память, т. е. хранение ранее полученной
информации. Она включает оперативную
память, постоянно употребляемую в познавательной
и предметно-практической деятельности,
краткосрочную память, которая на небольшие
интервалы времени может быть задействована
для решения часто повторяющихся однотипных
задач; долгосрочную память, хранящую
информацию, которая может понадобиться
в больших интервалах времени для решения
относительно редко возникающих проблем.
В каком
же соотношении находятся рациональный
и творческий процессы в познавательной
и практической деятельности? Деятельность
людей целесообразна. Для достижения
определенной цели приходится
решать ряд задач и подзадач. Одни из них
могут быть решены с помощью типовых рациональных
приемов. Для решения других требуется
создание или изобретение нестандартных,
новых правил и приемов. Это происходит,
когда мы сталкиваемся с принципиально
новыми ситуациями, не имеющими точных
аналогов в прошлом. Вот здесь-то и необходимо
творчество. Оно представляет собой механизм
приспособления человека в бесконечно
разнообразном и изменчивом мире, механизм,
обеспечивающий его выживание и развитие.
При этом речь идет не только о внешнем,
объективном, но и о внутреннем, субъективном
мире человека, бесконечном разнообразии
его переживаний, психических состояний,
настроений, эмоций, фантазий, волевых
актов и т. д. Эта сторона дела не может
быть охвачена рациональностью, включающей
в свой состав гигантское, но все же конечное
число правил, норм, стандартов и эталонов[1].
Поэтому творчество не противоположно
рациональности, а является ее естественным
и необходимым дополнением. Одно без другого
просто не могло бы существовать. Творчество
поэтому не иррационально, т. е. не враждебно
рациональности, не антирационально, как
думали многие мыслители прошлого, оно
не от Бога, как думал Платон, и не от дьявола,
как полагали многие средневековые теологи
и философы. Напротив, творчество, протекая
подсознательно или бессознательно, не
подчиняясь определенным правилам и стандартам,
в конечном счете на уровне результатов
может быть консолидировано с рациональной
деятельностью, включено в нее, может стать
ее составной частью или в ряде случаев
привести к созданию новых видов рациональной
деятельности. Это касается и индивидуального
и коллективного творчества. Так, художественное
творчество Микеланджело, Шостаковича,
научное творчество Галилея, Коперника,
Лобачевского стало составной частью
культуры и науки, хотя в своей непосредственной
изначальной форме оно не соответствовало
устоявшимся шаблонам, стандартам и эталонам.
Любой человек
в той или иной мере обладает
творческими способностями, т.
е. способностями к выработке
новых приемов деятельности, овладению
новыми знаниями, формулировке проблем,
познанию неизвестного. Каждый ребенок,
познавая новый для него окружающий мир,
овладевая языком, нормами и культурой,
по существу, занимается творчеством.
Но, с точки зрения взрослых, он овладевает
уже известным, обучается уже открытому,
проверенному. Поэтому новое для индивида
не всегда является новым для общества.
Подлинное же творчество в культуре, политике,
науке и производстве определяется принципиальной
новизной полученных результатов в масштабах
их исторической значимости.
Что же
образует механизм творчества, его
пружину, его отличительные особенности?
Важнейшим из таких механизмов
является интуиция. Древние мыслители,
например Демокрит и особенно
Платон, рассматривали ее как
внутреннее зрение, особую высшую способность
ума. В отличие от обычного чувственного
зрения, дающего информацию о преходящих
явлениях, не представляющих большой ценности,
умозрение, согласно Платону, позволяет
подняться до постижения неизменных и
вечных идей, существующих вне и независимо
от человека. Декарт считал, что интуиция
позволяет отчетливо и ясно усматривать
идеи, заключенные в нашей душе[4]. Но как
именно «устроена» интуиция, никто из
них не пояснял. Несмотря на то что последующие
поколения европейских философов по-разному
толковали интуицию (Фейербах, например,
считал, что она коренится не в усмотрении
высших идей, а в самой чувственности человека),
мы до сих пор очень мало продвинулись
в понимании ее природы и механизмов. Именно
поэтому интуиция и связанное с ней творчество
не могут быть в сколько-нибудь полной
и удовлетворительной форме описаны системой
правил. Однако современная психология
творчества и нейрофизиология позволяют
с уверенностью утверждать, что интуиция
включает в себя ряд определенных этапов.
К ним относятся: I) накопление и бессознательное
распределение образов и абстракций в
системе памяти; 2) неосознанное комбинирование
и переработка накопленных абстракций,
образов и правил в целях решения определённой
задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное
для данного человека нахождение решения
(доказательство теоремы, создание художественного
образа, нахождение конструкторского
или военного решения и т. д.), удовлетворяющего
сформулированной задаче[1]. Нередко такое
решение приходит в самое неожиданное
время, когда сознательная деятельность
мозга ориентирована на решение других
задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый
французский математик Ж. А. Пуанкаре нашел
важное математическое доказательство
во время прогулки по берегу озера, а Пушкин
придумал нужную ему поэтическую строку
во сне.
Однако
ничего таинственного в творческой
деятельности нет, и она подлежит
научному изучению. Эта деятельность
осуществляется мозгом, но она
неидентична набору выполняемых
им операций. Ученые обнаружили так
называемую право-левую асимметрию мозга.
Экспериментально было доказано, что у
высших млекопитающих правое и левое полушария
мозга выполняют разные функции[4]. Правое
в основном перерабатывает и хранит информацию,
ведущую к созданию чувственных образов,
левое же осуществляет абстрагирование,
вырабатывает понятия, суждения, придает
информации смысл и значение, вырабатывает
и хранит рациональные, в том числе логические
правила. Целостный процесс познания осуществляется
в результате взаимодействия операций
и знаний, выполняемых этими полушариями.
Если в результате болезни, травмы или
хирургического вмешательства связь между
ними нарушается, то процесс познания
становится неполным, неэффективным или
вообще невозможным. Однако право-левая
асимметрия возникает не на нейрофизиологической,
а на социально-психо¬логической основе
в процессе воспитания и обучения. Она
связана также с характером предметно-практической
деятельности. У детей она четко фиксируется
лишь в возрасте четырех-пяти лет, а у левшей
функции полушарий распределены проти¬воположным
образом: левое полушарие выполняет функции
чувственного, а правое — абстрактного
рационального познания[2].
В процессе
творчества и интуиции совершаются
сложные функциональные переходы,
в которых на каком – то этапе разрозненная
деятельность по оперированию абстрактными
и чувственными знаниями, соответственно
осуществляемая левым и правым полушариями,
внезапно объединяется, приводя к получению
искомого результата, к озарению, к некоему
творческому воспламенению, которое воспринимается
как открытие, как высвечивание того, что
ранее находилось во мраке бессознательной
деятельности.
Обычно
они рассматриваются как совпадающие
или пересекающиеся процессы. Однако анализ
человеческого познания, интенсивно проводившийся
во второй половине XIX и на всем протяжении
XX в., выявил между ними существенные различия.
Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт
и др. утверждали, что познание природы
в корне отличается от познания общества
и человека. Явления природы, считали они,
подчиняются объективным законам, явления
же социальной жизни и культуры зависят
от совершенно индивидуальных особенностей
людей и неповторимых исторических ситуаций[4].
Поэтому познание природы является генерализирующим,
или обобщающим, а познание социальных
явлений индивидуализирующим. Соответственно
для естествознания основная задача —
подведение единичных фактов под общие
законы, а для социального познания главным
является постижение внутренних установок,
мотивов деятельности и скрытых смыслов,
определяющих поступки людей. На основании
этого В. Дильтей утверждал, что основным
методом познания в естественных науках
является объяснение, а в науках о культуре
и человеке — понимание. Верно ли это?
В действительности в таком подходе есть
как правильные, так и ошибочные моменты.
Верно, что современное естествознание
стремится установить прежде всего законы
явлений и подвести под них единичные
эмпирические знания. Неверно же, что науки
об обществе не отражают объективных законов
и не пользуются ими для объяснения социально-исторических
явлений и деятельности индивидов[3]. Верно,
что понимание взглядов, мнений, убеждений,
верований и целей других людей — чрезвычайно
сложная задача, тем более что многие люди
неправильно или не до конца понимают
самих себя, а иногда намеренно стремятся
ввести в заблуждение. Неверно, что понимание
неприменимо к явлениям природы. Каждый,
кто изучал естественные или технические
науки, не раз убеждался, как трудно и как
важно понять то или иное явление, закон
или результат эксперимента. Поэтому объяснение
и понимание — два взаимодополняющих
познавательных процесса, используемых
и в естественно-научном, и в социальном,
и в техническом познании.
Теория
познания различает: структурные
объяснения, отвечающие на вопрос,
как устроен объект, например
каков состав и взаимосвязь
элементарных частиц в атоме;
функциональные объяснения, отвечающие
на вопрос, как действует и
функцио¬нирует объект, например животное,
индивидуальный человек или определенный
производственный коллектив: причинные
объяснения, отвечающие на вопрос, почему
возникло данное явление, почему именно
данный набор факторов привел к такому-то
или другому следствию, и т. д. При этом
в процессе объяснения мы используем уже
имеющиеся знания для объяснения других[4].
Переход от более общих знаний к более
конкретным и эмпирическим и составляет
процедуру объяснения. Причем одно и то
же явление может объясняться иногда по-разному,
в зависимости от того, какие законы, концепции
и теоретические взгляды положены в основу
объяснения. Так, вращение планет вокруг
Солнца можно объяснить — исходя из классической
небесной механики — действием сил притяжения.
Исходя же из обшей теории относительности
— искривлением околосолнечного пространства
в поле его тяготения. Какое из этих объяснений
более правильное, решает физика. Философская
же задача состоит в исследовании структуры
объяснения и условий, при которых оно
дает правильные знания объясняемых явлений.
Это подводит нас вплотную к вопросу об
истинности знаний. Знания, которые служат
основанием для объяснения, называются
объясняющими. Знания, которые ими обосновываются,
называются объясняемыми. В качестве объясняющего
могут выступать не только законы, но и
отдельные факты. Например, факт катастрофы
атомного реактора может дать объяснение
факту повышения радиоактивности атмосферы
над близлежащей территорией. В качестве
объясняемого могут выступать не только
факты, но и законы меньшей общности. Так,
известный из курса элементарной физики
закон Ома может быть объяснен либо на
основе так называемой модели электронного
газа Лоренца - Друде, либо на основе еще
более фундаментальных законов квантовой
физики.
Что же
дает нам процесс объяснения? Он,
во-первых, устанавливает более глубокие
и прочные связи между различными системами
знаний, что позволяет включать в них новые
знания о законах и отдельных явлениях
природы. Во-вторых, он позволяет осуществлять
предвидение и предсказание будущих ситуаций
и процессов, поскольку логическая структура
объяснения и предвидения в общем сходна.
Отличие же заключается в том, что объяснение
относится к фактам, событиям, процессам
или закономерностям, существующим или
имевшим место в прошлом, тогда как предсказание
относится к тому, что должно произойти
в будущем. Предсказание и предвидение
- необходимая основа для осуществления
планирования и проектирования социальной
и производственно-практической деятельности.
Чем правильнее, глубже и обоснованнее
наше предвидение возможных событий, тем
эффективнее могут оказаться наши действия.