Двадцатый век
фактически перевел понятие "интуиция"
из сакральных понятий в сферу
научных исследований. А ХХI век,
скорее всего, станет веком практического
обучения интуиции.
Введение
Все достижения
материальной и духовной культуры
– есть проявление человеческого
разума, его интеллектуальных потенций.
Но только ли разум является
главенствующим? Достижение разума
невозможно без иррационального озарения.
Мираж, который всегда отдаляется по мере
того, как человек обретает новые знания,
формирует новые необходимые для жизни
эмпирические обобщения. Вот почему новые
знания никогда не смогут быть сведены
к чисто научному, рационалистическому
миропредставлению. В формировании таких
знаний участвуют и обучение, и религиозная
практика, встреча с людьми, собственно
активная деятельность и многое, многое
другое.
Мир человека
– это неразрывная связь рационального
и иррационального: интуиции, инстинктов,
непредсказуемости или нелогичности поведения
и т. д. Этот духовный мир иррациональной
сущности человека, по-видимому, принципиально
необъяснимы. Можно только говорить о
том, что влияет на его формирование. Иррациональность
человека – крайне индивидуальна, несмотря
на количество общих черт у людей. Но мир
иррационального не в меньшей степени
влияет на поступки человека, чем его суждения,
основанные на признаках рационализма.
Наибольшую радость человеку, ощущение
полноты и прелести жизни дает иррациональная
составляющая его миропредставления,
его жизни. И эта важнейшая компонента
бытия человека не может не быть в центре
внимания образовательной и воспитательной
деятельности общества. Мы должны научиться
на нее влиять так, чтобы уберечь человечество
от деградации.
…Путь в
этот мир иррационального лежит
через постижения прекрасного,
познание искусства. И как мы
думаем, главным образом, через
музыку и поэзию, способности,
минуя логику и рассудочность,
непосредственно затронуть самые
глубинные чувства человека.
Искусство
– обращение к той иррациональной
сущности человека, которая и
есть его собственное Я. Оно
нужно, необходимо, прежде всего
для того, чтобы затронуть те
стороны человеческой души, которые
перестают звучать в повседневной обыденности,
глохнуть под бременем жизненной необходимости
либо традиционных стремлений.
То глубинное,
что лежит за пределом познания,
но что в не меньшей степени
влияет на познаваемое и познанное,
чем то рациональное, без которого
человек не может жить на Земле. Вместе
с ним у человека возникает то ощущение
полноты и прелести жизни, которое, может
быть, и составляет ее истинное содержание.
Мы думаем,
что ключ, способный открыть дверь
в будущее человечества, оказывается
синтезом разума с того иррационального
начала, которое заложено в людях. От того,
как коллективный разум сможет опереться
на это иррациональное начало, и зависит
судьба человечества и планеты.
В данной
работе мы попытаемся показать
место интуиции в процессе познания,
основываясь на изученных и осмысленных
нами работах по этому вопросу, а также
используя свой небольшой опыт познавательной
деятельности.
В работе
показано многообразие взглядов
на проблему творческой интуиции
и важность этой проблемы сегодня.
Практический интерес представляет приведение
характерных черт интуиции, полезных для
“опознания” интуитивных компонентов
в творчестве. Предложено несколько попыток
классифицировать данное явление, что
представляется одним из самых сложных
моментов в исследовании проблемы в целом.
Для определения места интуиции в научном
познании приводятся новейшие исследования
в области нейрофизиологических основ
функционирования человеческого мозга
в процессах творческой деятельности.
Освещается новый нетрадиционный взгляд
на природу чувственной и интеллектуальной
интуиции с позиций синергетики, где даются
рекомендации по инициированию интуиции.
Как факт
знания каждый вид интуиции
— непререкаемая реальность, существующая
в сфере познания для всех
познающих. Человеческий ум, озабоченный
осмыслением вопросов, связанных с познавательной
деятельностью, пытался разрешить и вопрос,
каким образом из знания, порожденного
опытом и обладающего относительной необходимостью
и всеобщностью, может следовать знание,
обладающее уже не относительной, а безусловной
всеобщностью и необходимостью.
И, наконец,
попытаемся осмыслить творческое
начало в научной деятельности.
Мы надеемся, что это поможет
нам в собственной научной
творческой работе.
Интуиция
как составная часть мыслительного процесса
Конечным
продуктом научных исследований
являются научные открытия. Научные
открытия разнообразны по своему
содержанию и характеру. В широком
смысле слова открытием является
всякий новый научный результат.
Научное достижение
обычно связано с образованием
принципиально новых представлений
и идей не являющихся простым
логическим следствием из известных
научных положений. Каким же
образом можно прийти к принципиально
новым представлениям и идеям,
если они не выводимы из имеющегося
налицо научного знания, "а иногда даже
настолько не "вписываются" в него,
что должны казаться, по крылатому выражению
Н. Бора, "сумасшедшими"?[2].
Когда ученые
пытаются рассказать о процессе
своего творчества, они редко
обходятся без ссылок на "догадку",
"озарение", "прозрение", "переживание".
Интуиция - вот что, по всей вероятности,
играет самую существенную, решающую роль
в создании новых научных представлений
и выдвижении новых идей. "Вот что пишет
А. Эйнштейн об этом: "Подлинной ценностью
является в сущности только интуиция".
Что только не называют интуицией! Это
и высший, даже - сверхъестественный дар,
единственно способный пролить свет истины
на сокровенные тайны бытия, недоступные
ни чувствам, блуждающим по поверхности
вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным
уставом логики. Это и удивительная сила,
легко и просто переносящая нас через
пропасть, развернувшуюся между условием
задачи и ее решением. Это и счастливая
способность мгновенно найти идею, которая
лишь задним числом, в поту и муках будет
обоснована рассуждением и опытом. Но
вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный
путь, могущий завести в тупик, бесплодная
надежда лентяев не желающих доводить
свой мозг до изнеможения наряженными
умственными усилиями; наивное дитя познания,
чей бессвязный лепет лишен ясного смысла
и только после бесчисленных поправок
может рассматриваться в качестве информационного
сообщения"[1].
Чтобы лучше
понять, что же такое интуиция
и ее место в научном познании
необходимо немного сказать о предыстории
этого понятия. "Развитие естествознания
и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой
целый ряд гносеологических проблем: о
переходе от единичных факторов к общим
и необходимым положениям науки, о достоверности
данных естественных наук и математики,
о природе математических понятий и аксиом,
о попытке подвести логическое и гносеологическое
объяснение математическому познанию
и т.д. Бурное развитие математики и естествознания
требовало новых методов в теории познания,
которые позволили бы определить источник
необходимости и всеобщности выведенных
наукой законов. Интерес к методам научного
исследования повышался не только в естествознании
но и в философской науке, в которой появляются
рационалистические теории интеллектуальной
интуиции.
Основным
пунктом рационалистической концепции
было разграничение знания на
опосредствованное и непосредственное,
т. е. интуитивное, являющееся
необходимым моментом в процессе
научного исследования. Родоначальник
рационализма Декарт говорил о существовании
истин особого рода, познаваемых "прямым
интеллектуальным усмотрением" без
помощи доказательства [2].
"Для Канта
интуиция есть источник знания.
И "чистая" интуиция ("чистая
интуиция пространства и времени")
является неисчерпаемым источником
знания: из нее берет начало абсолютная
уверенность. Данная концепция имеет свою
историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского,
Декарта и др.".
М.В. Ломоносов
выступал против рационализма. Познание,
с точки зрения Ломоносова, осуществляется
следующим образом: "Из наблюдений устанавливать
теорию, через теорию исправлять наблюдения
есть лучший способ к изысканию правды.
Ломоносов вплотную подошел к проблеме
соотношения непосредственного и опосредствованного
знания как результатов чувственного
и теоретического познания и оказал огромное
влияние на разработку проблемы интуиции
в русской философии.
Первоначально
интуиция означает, конечно, восприятие:
"Это есть то, что мы видим
или воспринимаем, если смотрим
на некоторый объект или его пристально
рассматриваем. Однако начиная, по крайней
мере, уже с Плотина, разрабатывается противоположность
между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным
мышлением - с другой. В соответствии с
этим интуиция есть божественный способ
познания чего-нибудь лишь одним взглядом,
в один миг, вне времени, а дискурсивное
мышление есть человеческий способ познания,
состоящий в том, что мы в ходе некоторого
рассуждения, которое требует времени,
шаг за шагом развертываем нашу аргументацию".
Как вытекает
из выше сказанного, на протяжении всей
истории развития представлений об интуиции
идет противопоставление восприятий,
т. е. чувственных образов понятиям, т.
е. логически обоснованным утверждениям.
Так может
быть место интуиции или ее
"специфическое содержание следует
искать в области двух познавательных
процессов: при переходе от чувственных
образов к понятиям и при переходе от понятий
к чувственным образам. Эти два процесса
являются качественно-особыми способами
формирования чувственных образов и понятий.
Отличие их
от всех прочих заключается
в том, что они связаны с
переходом из сферы чувственно-наглядного
в сферу абстрактно-понятийного
и наоборот. В ходе их развертывания
могут быть найдены понятия,
не выводимые логически из
других понятий, и образы, не порождаемые
другими образами по законам чувственной
ассоциации.
Процессам
перехода от чувственных образов
к понятиям и, наоборот, действительно
присущи те качества, которые
чаще всего считаются обязательными
признаками интуиции непосредственность
получаемого о знания и не вполне осознаваемый
характер механизма его возникновения.
Далее мы
приведем описание механизма
мышления, взятое у Купцова В.И.
, которое для нас представляет
особый интерес, так как очень
наглядно показывает действие интуиции
в процессе мышления.
Можно думать,
что человеческая мыслительная
деятельность имеет "двухплоскостной
характер", обусловленный наличием
двух языков, в которых кодируется
циркулирующая в мышлении информация
(язык" предметных генштальтов"
и "символически-операторный" язык).
Если в процессах чувственно-ассоциативного,
образного мышления движение мысли идет
в плоскости наглядных образов, а в ходе
дискурсивных, логических рассуждений
в плоскости абстрактных понятий, то интуиция
представляет собою "прыжок" с одной
из этих плоскостей на другую. Переходы
от чувственных образов к понятиям (концептуальная
интуиция) и от понятий к чувственным образам
(эйдетическая интуиция) различаются направлением
этого "прыжка". Перескакивая с плоскости
чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного,
наша мысль совершает как бы своеобразный
"обходной маневр", она выходит в
"третье измерение", чтобы преодолеть
барьеры, преграждающие ей дорогу к новому
знанию при движении в одной и той же плоскости.
Этот "маневр" и позволяет получить
такие результаты, какие нельзя достичь
другими средствами (оставаясь все время
в одной плоскости).
На основе
элементарных форм концептуальной
и эйдетической интуиции развертываются
специфические механизмы интуитивного
мышления, которые вовлекают во взаимодействие
между собой образы и понятия из совершенно,
казалось бы, далеких друг от друга предметных
областей. Вступая во взаимодействие эти
образы и понятия видоизменяются и перестраиваются,
что ведет к возникновению принципиально
новых представлений и идей.
Разумеется,
реконструкция мыслительных процессов
наталкивается на большие трудности.
Однако на основе гносеологического
анализа историко-научного материала,
с учетом данных, накопившихся
в психологических исследованиях, можно
указать некоторые механизмы интуитивного
мышления, с помощью которых в сознании
ученых формируются новые представления
и идеи.