Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:03, контрольная работа
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Учреждение
образования «Белорусский государственный
университет информатики и
Контрольная работа по философии
Тема контрольной работы №1:
Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории
Выполнил: студент 3 курса ФЗО, специальность ВМСиС группа № Домашний адрес: Проверил(a): |
Минск 2011
ТЕМА №4
Генезис философии.
Философия Древнего Китая:
Ключевые слова: культ Неба, манизм, Дао, инь, ян, ци, «И-цзин», «Шу-цзин», конфуцианство, даосизм, легизм, жэнь, ли, и, у-вэй (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы:
1. Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.
2. Рационально-прагматическая
3. Конфуцианство как социально-
4. Проблемы и категории
Введение:
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев.
Философия зарождалась в недрах
мифологических представлений, использовала
их материал. Не была исключением в
этом отношении и история
Философия Древнего Китая тесно
связана с мифологией. Однако эта
связь имела некоторые
Китайские мифы содержат сравнительно
мало материала, отражающие взгляды
китайцев на становление мира и его
взаимодействие, взаимосвязь с человеком.
Поэтому натурфилософские идеи не занимали
в китайской философии в
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
Генезис философии
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д. ).
Постигая огромное философское
наследие, нельзя забывать о том, что
история философии, во-первых, есть
история единой, хотя и растянувшейся
во времени, попытки людей философствовать
и посредством философии
Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами.
Происхождение философии до сих пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности.
Предполагают, что философия возникла
в результате совпадения нескольких
благоприятных условий и
Среди духовных истоков философии
обычно выделяют два основных –
эмпирические знания и мифологию. Знания
и миф равным образом порождают
философское видение мира, но способы
их преемственности с ним
Философия и мифология находятся в одном эволюционном ряду и между ними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал, что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ.
Отрицая мифологию, философия тем не менее, воспринимает от нее опыт, с одной стороны, предельного обобщения восприятия мира, а с другой – ценностного отношения к миру. Процесс отделения философии от мифологии - это длительный, «растянутый» на многие столетия процесс. Следует отметить, что полностью «очиститься» от мифологии философия не смогла на протяжении всей истории.
Для появления философии необходимы были также и социальные условия. К ним относятся прежде всего отделение умственного труда от физического, позволившее заниматься теоретической деятельностью. Профессионализация философской деятельности начинается в период разложения социально-экономической структуры и возникновения государства, предоставившего индивиду минимум свободы. В различных исторических регионах этот процесс происходит в разное время и по-разному. Начавшись на территории древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Шумерское государство), он там не завершился. Ему препятствовали древневосточная государственность (деспотизм) и монополия жрецов на знания. В силу этого говорят лишь об отдельных элементах философского знания в этом историческом регионе.
Становление философии, ее предметное
самоопределение происходит в середине
первого тысячелетия до н.э. в Индии,
Китае и Греции. Специфика общественного
развития этих стран обусловила преобладание
в восточной философии религиозно-нравственной
проблематики, утверждение в западной
философии культа знания ради знания.
Это и предопределило появление восточной
и западной традиций мировой философии.
Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории
1. Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.
«В процессе развития своей цивилизации китайский народ породил многих великих мыслителей, ученых, изобретателей, политических и военных деятелей, писателей, художников и создал множество памятников культуры»1, - так говорит Мао Цзэ-дун. Китайский народ является одним из древнейших народов мира, обладающих высокой культурой и богатыми революционными традициями.
Первый этап зарождения философских воззрений (предфилософия), приходится на XII – VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется тесной связью с мифологией, когда сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
В Китае высшее божественное начало - Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.
В эпоху Чжоу, Небо становится главным всекитайским божеством, выполняя функции верховного контролирующего и регулирующего начала. Культу этого божества придается не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Люди верили, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
В период формирования государственности культ Неба обретает политический смысл: аристократы – дети неба, государь - сын (сяо) неба и отец китайцев. В основе общественных отношений лежит идея сыновности, почитание старших.
Помимо культа неба в Древнем Китае важное место занимает культ умерших предков и культ земли.
Культ умерших предков (манизм) исходил из того, что человек наделен двумя душами: материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на небо, где занимает место сообразно своему положению на земле. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились таблички в честь умерших предков, проводились церемонии. С духами предков было принято общаться, просить у них совета по различным вопросам.
Культ земли занимал важное место у простых людей. Этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой. Общение с духами объяснялось повседневными заботами. В каждой деревне был алтарь в честь духа земли и к нему приносили пожертвования, молили о дожде, урожае и т. д.
Эти особенности сыграли важную
роль в становлении основ
Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основу лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках культуры Древнего Китая: Ши-Цзин (Книга песен); Шу-Цзин (Книга истории); И-Цзин (Книга перемен); Ли-Цзин (Книга обрядов); Чунь-Цзин (Книга китайской истории).
Ценнейшим источником древнекитайской философии является “Книга Перемен” (И Цзин) и “Книга Истории” (Шу Цзин).
“Книга Перемен” (И Цзин) может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. В “Книге Перемен” представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Сама “Книга” породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. Это, однако, не снижает интереса к ней. Графическая часть “Перемен” состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм.
“Книга Истории” (Шу Цзин), или “Шан шу” принадлежит так называемому конфуцианскому классическому «Тринадцатикнижию» - собранию самых почитаемых китайской ортодоксальной традицией книг.
По преданию, «Шу цзин» будто бы составил и подтверг обработке Конфуций (551-479 гг. до н.э.). В настоящее время «Шу цзин» содержит 58 глав, охватывающих оба текста. «Шу цзин» освещает древнейший и древний периоды китайской истории примерно с XXIV до VIII в. До н.э.
Информация о работе Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории