Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:03, контрольная работа

Краткое описание

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

Учреждение  образования  «Белорусский государственный  университет  информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

Контрольная работа по философии 

Тема контрольной  работы №1:

Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса ФЗО, специальность ВМСиС

группа №

Домашний адрес:

Проверил(a):


 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ТЕМА №4

Генезис философии. Философия Древнего Китая:                                                проблемы, школы, категории

Ключевые  слова: культ Неба, манизм, Дао, инь, ян, ци, «И-цзин», «Шу-цзин»,  конфуцианство, даосизм, легизм,  жэнь, ли, и, у-вэй (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы: 

1. Истоки  самобытности  древнекитайской  философии. «И-цзин»  и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая. 

2. Рационально-прагматическая направленность, проблемное поле и основные школы древнекитайской  философии. 

3. Конфуцианство как социально-этическое  учение. 

4. Проблемы и категории философии  даосизма. 

Введение:

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго  тысячелетия до н. э. в государстве  Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Многие мифологические образы переходят  в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в  этом отношении и история древнекитайской  философии.

Философия Древнего Китая тесно  связана с мифологией. Однако эта  связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии  в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды  китайцев на становление мира и его  взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской  философии главного места. Однако все  натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства  и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами  за гегемонию - нашли свое отражение  в бурной идеологической борьбе различных  философско-политических и этических  школ. Этот период характеризуется  рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

 

Генезис философии

Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве  ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая  проблема, которая рассматривается  через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д. ).

Постигая огромное философское  наследие, нельзя забывать о том, что  история философии, во-первых, есть история единой, хотя и растянувшейся  во времени, попытки людей философствовать  и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя, то есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах . Во-вторых, история философии - многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. Отсюда разнообразие типов (способов) философского мировоззрения, приводящих к борьбе различных точек зрения, принадлежащих множеству учений, школ, течений в едином философском процессе. В-третьих, история философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом.

Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.

Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами.

Происхождение философии до сих  пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность  этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как  таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности.

Предполагают, что философия возникла в результате совпадения нескольких благоприятных условий и предпосылок. Принято говорить о психологических  предпосылках, духовных истоках и  социальных условиях появления философии. Еще древние мыслители указывали  на то, что философия возникает  как продукт недоумевающей мысли. Так, Платон считал удивление началом  философии. Удивление, понимаемое не в  обыденном смысле, а как такое  состояние сознания, когда оно  вдруг обнаруживает, что привычные  и общепринятые воззрения ни на чем  не основаны и поэтому являются заблуждением, предрассудком. Подвергая их анализу  и оценке, сознание сомневается в  них. При этом оно не просто отрицает традиционные ценности, но и творит новые. Предметы и явления, окружающие человека, превращаются из объектов созерцания в теоретическую и нравственно-практическую проблему. Первый шаг зарождающейся  философии – усмотрение того, что  наши знания о мире зависят от того, насколько мы познали свою собственную  сущность. «Познай самого себя, и  ты познаешь мир».

Среди духовных истоков философии  обычно выделяют два основных –  эмпирические знания и мифологию. Знания и миф равным образом порождают  философское видение мира, но способы  их преемственности с ним различны. Эмпирическое знание не превращается в философию автоматически. Она  появляется из преднаучного знания, как бы «удивляясь» ему, тем самым указывает на его ограниченность и побуждает его к совершенствованию.

Философия и мифология находятся  в одном эволюционном ряду и между  ними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал, что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ.

Отрицая мифологию, философия тем не менее, воспринимает от нее опыт, с одной стороны, предельного обобщения восприятия мира, а с другой – ценностного отношения к миру. Процесс отделения философии от мифологии - это длительный, «растянутый» на многие столетия процесс. Следует отметить, что полностью «очиститься» от мифологии философия не смогла на протяжении всей истории.

Для появления философии необходимы были также и социальные условия. К ним относятся прежде всего отделение умственного труда от физического, позволившее заниматься теоретической деятельностью. Профессионализация философской деятельности начинается в период разложения социально-экономической структуры и возникновения государства, предоставившего индивиду минимум свободы. В различных исторических регионах этот процесс происходит в разное время и по-разному. Начавшись на территории древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Шумерское государство), он там не завершился. Ему препятствовали древневосточная государственность (деспотизм) и монополия жрецов на знания. В силу этого говорят лишь об отдельных элементах философского знания в этом историческом регионе.

Становление философии, ее предметное самоопределение происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, Китае и Греции. Специфика общественного развития этих стран обусловила преобладание в восточной философии религиозно-нравственной проблематики, утверждение в западной философии культа знания ради знания. Это и предопределило появление восточной и западной традиций мировой философии.  

Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

1. Истоки  самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.

«В процессе развития своей цивилизации китайский народ породил многих великих мыслителей, ученых, изобретателей, политических и военных деятелей, писателей, художников и создал множество памятников культуры»1, - так говорит Мао Цзэ-дун. Китайский народ является одним из древнейших народов мира, обладающих высокой культурой и богатыми революционными традициями.

Первый этап зарождения философских  воззрений (предфилософия), приходится на   XII – VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется тесной связью с мифологией, когда сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

В  Китае  высшее  божественное  начало - Небо. Это высшая  верховная всеобщность, абстрактная и холодная,  строгая  и  безразличная к человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться.

В эпоху Чжоу, Небо становится  главным всекитайским божеством, выполняя  функции верховного контролирующего и регулирующего начала. Культу этого божества придается не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Люди верили, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

В период формирования государственности культ Неба обретает политический смысл: аристократы – дети неба, государь - сын (сяо) неба и отец китайцев. В основе общественных отношений лежит идея сыновности, почитание старших.

Помимо культа неба в Древнем Китае важное место занимает культ умерших предков и культ земли.

Культ умерших предков (манизм) исходил из того, что человек наделен двумя душами: материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на небо, где занимает место сообразно своему положению на земле. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились таблички в честь умерших предков, проводились церемонии. С духами предков было принято общаться, просить у них совета по различным вопросам.

Культ земли занимал важное место у простых людей. Этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой. Общение с духами объяснялось повседневными заботами. В каждой деревне был алтарь в честь духа земли и к нему приносили пожертвования, молили о дожде, урожае и т. д.

Эти особенности сыграли важную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика  и метафизические абстракции, а строгий  рационализм и государственная  польза, умеренность, воспитанность, отказ  от личного в пользу общественного  обусловили особенности китайского мировоззрения и образа жизни.

Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основу лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках культуры Древнего Китая: Ши-Цзин (Книга песен); Шу-Цзин (Книга истории); И-Цзин (Книга перемен); Ли-Цзин (Книга обрядов); Чунь-Цзин (Книга китайской истории).

Ценнейшим источником древнекитайской  философии является “Книга Перемен” (И Цзин) и “Книга Истории” (Шу Цзин).

“Книга Перемен” (И Цзин) может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. В “Книге Перемен” представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Сама “Книга” породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. Это, однако, не снижает интереса к ней.  Графическая часть “Перемен” состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм.

“Книга Истории” (Шу Цзин), или “Шан шу” принадлежит так называемому конфуцианскому классическому «Тринадцатикнижию» - собранию самых почитаемых китайской ортодоксальной традицией книг.

По преданию, «Шу цзин» будто бы составил и подтверг обработке Конфуций (551-479 гг. до н.э.). В настоящее время «Шу цзин» содержит 58 глав, охватывающих оба текста. «Шу цзин» освещает древнейший и древний периоды китайской истории примерно  с XXIV до VIII в. До н.э.

Информация о работе Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории