Фридрих Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:42, доклад

Краткое описание

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniːtsʃə]; 15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Файлы: 1 файл

Ницше.docx

— 94.59 Кб (Скачать)

Что же являет собой  в действительности связь идеологии  фашизма и философии Ницше. Пора развеять мифы. Первым делом рассмотрим идею Ницше о сверхчеловеке.

Истолкованная, как хотелось идеологам фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. [2] Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы – не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше- это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”. [4]

Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этим понятий сильной  “расы” и слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал  им аристократизм Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных  натур”, а также то, что по Ницше  “сильная раса” должна быть господствующей. Теоретики фашизма оправдывали  свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. Сильная раса- это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья , строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ, как видим , по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем.

Очень пригодилось  фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Как пишет Мельников Д., Ницше  в своем труде “Так говорил  Заратустра” воспел войну как  наивысшее проявление человеческого  духа: “Вы должны возлюбить мир  как средство к новым войнам…  Мой совет Вам – не мир, а  война”. [1] Действительно, Гитлер мог  вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном  смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы. [2] Другой аспект проблемы, связанный  с войной – это приписываемая  Ницше жестокость, которую выводят  обычно из донельзя затертой высказанной  им формулы- “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я- я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. [4] Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Ник чему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.[2]

Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля  к власти”. Но все дело в том, что  этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через  короткое время Ницше лишиться рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного  философа, которая после смерти брата  стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни  в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично. [2]

Хорошо известно, что основными постулатами идеологии  фашизма явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Что говорит об этих понятиях Ницше? О национализме философ писал, что “у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то прусская”. [4] Крылатый лозунг национализма- “Германия превыше всего” - Ницше считал концом немецкой философии. К славянам он относился с благосклонностью, отмечая даже, что “немцы вошли в ряд одаренных наций благодаря сильной примеси славянской крови”. Евреев же считал “самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы”. [4]

Подведем итог. Ницше не имеет прямого отношения  к тому, что провозгласили нацисты, ссылаясь на этот великий ум. Ницше  говорил в своих последних  работах о том, какие катаклизмы ждут людей в наступающем веке. Он предвидел возникновение тоталитарных систем, однако, не предупреждал о них, но сам был виртуозным искусителем . Хотя это и не говорит о том, что Ницше радовался бы возникновению фашистской диктатуры. Скорее всего, он бы не смог жить, окруженный столькими запретами. Он любил свободу и не любил “этих новейших спекулянтов идеализма, антисемитов, которые нынче закатывают глаза на христианско- арийско- обывательский лад и пытаются путем нестерпимо наглого злоупотребления дешевым агитационным средством, моральной позой, возбудить все элементы рогатого скота в народе”. [4] Разумеется, существует ответственность мыслителей за свои идеи. Но допустимо ли смешивать ее с ответственностью за дела? Любая новая система, в том числе и национал- социалистическая, предполагает

Цитаты  и aфоризмы

Стремление к  величию выдает с головой: кто  обладает величием, тот стремится  к доброте.

·  Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

-

·  Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

·  Всякий глубокий ум нуждается в маске, - более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

·  Свободный ум требует оснований, другие же — только веры.

·  Познавший самого себя - собственный палач.

·  Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

·  С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу.

·  Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

·  Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина?

·  Жизнь есть источник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец печали, для того отравлены все источники.

·  Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

·  Дорого искупается быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

·  Давать каждому своё — это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса. (Фридрих Ницше / ЖЕЛАНИЕ / НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ / ХАОС)

·  Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели. (Фридрих Ницше / ДОБРОДЕТЕЛИ / ВЛАСТВОВАТЬ )

·  Наш долг это право, которое другие имеют на нас. (Фридрих Ницше / ЧУВСТВО ДОЛГА / ПРАВО )

·  Где пьёт толпа, все родники отравлены. (Фридрих Ницше / ТОЛПА / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ) [01.12.2011 04:41:17]

·  «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. (Фридрих Ницше / ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ / ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ )

·  В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает. (Фридрих Ницше / ЗНАНИЯ / ЧЕЛОВЕК )

·  Бог умер — человек свободен. (Фридрих Ницше / БОГ / ЧЕЛОВЕК )

·  Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. (Фридрих Ницше / ЧЕЛОВЕК / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ )

·  Идёшь к женщине? Не забудь кнут. (Фридрих Ницше / ЖЕНЩИНЫ )

·  У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как. (Фридрих Ницше / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЖИЗНЬ )

·  Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить дух тяжести! (Фридрих Ницше / СМЕХ )

·  Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью. Пиши кровью - и ты узнаешь, что кровь есть дух. Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих бездельников.  
(
Фридрих Ницше / ЧТЕНИЕ И ЧИТАТЕЛИ / ПИСАТЕЛИ )

·  ...если бы ты громко сказал все, что ты совершил уже в мыслях, каждый закричал бы: "Прочь эту скверну и этого ядовитого червя!" (Фридрих Ницше / ПРАВДА )

·  Жутко человеческое существование и к тому же всегда лишено смысла: скоморох может стать уделом его.  
Я хочу
учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком.  
(
Фридрих Ницше / СТРЕМЛЕНИЕ )

Информация о работе Фридрих Ницше