Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:42, доклад
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniːtsʃə]; 15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.
Что же являет собой в действительности связь идеологии фашизма и философии Ницше. Пора развеять мифы. Первым делом рассмотрим идею Ницше о сверхчеловеке.
Истолкованная, как хотелось идеологам фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. [2] Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы – не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше- это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”. [4]
Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этим понятий сильной “расы” и слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал им аристократизм Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных натур”, а также то, что по Ницше “сильная раса” должна быть господствующей. Теоретики фашизма оправдывали свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. Сильная раса- это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья , строгость же и суровость по отношению к себе – основа морали господ, как видим , по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем.
Очень пригодилось фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Как пишет Мельников Д., Ницше в своем труде “Так говорил Заратустра” воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам – не мир, а война”. [1] Действительно, Гитлер мог вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы. [2] Другой аспект проблемы, связанный с войной – это приписываемая Ницше жестокость, которую выводят обычно из донельзя затертой высказанной им формулы- “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я- я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. [4] Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Ник чему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.[2]
Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”. Но все дело в том, что этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через короткое время Ницше лишиться рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного философа, которая после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично. [2]
Хорошо известно,
что основными постулатами
Подведем итог.
Ницше не имеет прямого отношения
к тому, что провозгласили нацисты,
ссылаясь на этот великий ум. Ницше
говорил в своих последних
работах о том, какие катаклизмы
ждут людей в наступающем веке.
Он предвидел возникновение
Цитаты и aфоризмы
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.
· Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.
-
· Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!
· Всякий глубокий ум нуждается в маске, - более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.
· Свободный ум требует оснований, другие же — только веры.
· Познавший самого себя - собственный палач.
· Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
· С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу.
· Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».
· Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина?
· Жизнь есть источник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец печали, для того отравлены все источники.
· Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
· Дорого искупается быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.
· Давать каждому своё — это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса. (Фридрих Ницше / ЖЕЛАНИЕ / НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ / ХАОС)
· Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели. (Фридрих Ницше / ДОБРОДЕТЕЛИ / ВЛАСТВОВАТЬ )
· Наш долг это право, которое другие имеют на нас. (Фридрих Ницше / ЧУВСТВО ДОЛГА / ПРАВО )
· Где пьёт толпа, все родники отравлены. (Фридрих Ницше / ТОЛПА / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ) [01.12.2011 04:41:17]
· «Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. (Фридрих Ницше / ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ / ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ )
· В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает. (Фридрих Ницше / ЗНАНИЯ / ЧЕЛОВЕК )
· Бог умер — человек свободен. (Фридрих Ницше / БОГ / ЧЕЛОВЕК )
· Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. (Фридрих Ницше / ЧЕЛОВЕК / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ )
· Идёшь к женщине? Не забудь кнут. (Фридрих Ницше / ЖЕНЩИНЫ )
· У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как. (Фридрих Ницше / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЖИЗНЬ )
· Убивают не гневом, а смехом. Вставайте, помогите нам убить дух тяжести! (Фридрих Ницше / СМЕХ )
· Из всего написанного
люблю я только то, что пишется своей кровью. Пиши кровью - и ты узнаешь, что кровь есть дух. Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих
бездельников.
(Фридрих
Ницше
/ ЧТЕНИЕ
И ЧИТАТЕЛИ
/ ПИСАТЕЛИ
)
· ...если бы ты громко сказал все, что ты совершил уже в мыслях, каждый закричал бы: "Прочь эту скверну и этого ядовитого червя!" (Фридрих Ницше / ПРАВДА )
· Жутко человеческое
существование и к тому же всегда лишено
смысла: скоморох может стать уделом его.
Я хочу учить людей смыслу их бытия:
этот смысл есть сверхчеловек, молния
из темной тучи, называемой человеком.
(Фридрих
Ницше
/ СТРЕМЛЕНИЕ
)