Философские основы учения Канта о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 13:43, реферат

Краткое описание

Восемнадцатый век ознаменовался в Западной Европе переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Промышленный переворот в Англии и Великая французская революция 1789—1794 гг. подготовили экономическое и политическое торжество буржуазии. Но в Германии все еще сохранялись феодально-крепостнические порядки. Эти порядки препятствовали росту производительных сил, развитию мануфактурного производства. Но ив этих условиях постепенно в стране складывались капиталистические производственные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……..…3
1. Философские основы учения Канта о праве и государстве…….…...6
2. Сущность права и его система. Учение о естественном (Частном) праве…………………………………………………………………………..…..12
3. Учение о публичном праве и государстве.……………………………20
4. Учение Канта о международном праве и вечном мире.………..….…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………...38

Файлы: 1 файл

Кант курсовик (оригинал).doc

— 201.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учение Канта о международном праве и вечном мире.

Сущность международного права и его основные институты рассмотрены Кантом главным образом в двух     работах: первой части «Метафизики нравов»   (1797) , и трактате «К вечному миру» (1795) Отдельные замечания по вопросам международного права содержатся и в ряде других его работ.

Что же понимал Кант под международным правом и как его позиция в этом вопросе соотносилась с современной ему наукой?

Ко второй половине XVIII века в науке международного права обозначилось три основных направления. Первое из них получило название гроцианского и основывалось на присущем Г. Грецию стремлении сочетать философские идеи школы естественного права с изучением позитивной международно-правовой практики. К нему относились X. Вольф и Э. де Ваттельи др. Второе, представленное именами Т. Гоббса и Б. Спинозы и др. видело в международном праве отрасль естественного права и считало эту науку скорее философской, нежели чисто юридической. Наконец, третье направление - позитивное — занимало прямо противоположную позицию. Его сторонники полагали, что нет необходимости обращаться к философским, мировоззренческим аспектам. Задачей международного права является текстуальное изучение, собирание, систематизация и логический анализ действующих договоров и других источников международного права. Это направление было особенно сильно в Германии, где его обосновывали и развивали С. Рахель и И. Я. Мозер.66

Кант был преимущественно сторонником   второго из названных направлений. Его взгляды на международное право непосредственно основываются на учении о праве естественном. Он   следующим    образом определяет   предмет   международного права: «Право государств в отношении друг к другу, которое не совсем правильно называется международным, правом — оно должно было   бы, скорее, называться межгосударственным (ius publicum civitatum) — это то право когда одно государство, рассматриваемое как моральное лицо по отношению к  другому   государству, в состоянии естественной свободы, а    следовательно, и в состоянии постоянной войны делает своей    задачей установить отчасти право на войну, отчасти право   во  время    (im)    войны,    отчасти  право  войны».67   Международное право, имея свою основу в праве естественном, по Канту, отличается от последнего наличием формально юридических (договорных или обычных) установлений.   Кант  считал,  что  международное  право  должно регулировать  не только  отношения  между государствами,   но и отношения отдельных  лиц к иностранному государству, а равно отношения граждан разных государств между собой. Весьма критически оценивая современное ему международное право, Кант полагал, что оно еще менее совершенно, чем право внутригосударственное, так как международное право «покоится на договорах, содержащих уже в самом акте их заключения  тайную   предпосылку  их   нарушения».68  

Кант не занимался специально рассмотрением отдельных институтов международного права, но ряд высказываний, содержащихся в его произведениях, говорит о том, что философ в этих вопросах занимал либерально-демократическую позицию. Свидетельством тому является защита им принципов невмешательства69, нейтралитета — как полного и равного неучастия в военных действиях, а равно стремление к выработке эффективной международной системы разрешения споров между государствами невоенным путем70. Кант предлагал с этой целью созвать постоянный конгресс из представителей государств, открытый для всех желающих к нему присоединиться. Этот конгресс мог бы выполнять третейские и примиренческие функции. Кант защищает идею неделимости международного общения государств. Он пишет, что в таком случае нарушения договоров, «о котором можно предположить, что оно касается дела всех народов»71, против государства-нарушителя необходимо объединить усилия всех государств.

Представляет также интерес рассмотрение Кантом некоторых   межународно-правовых   проблем,   касающихся территории государств. Исходным здесь является для него тезис о том, что: «Все люди первоначально  находятся  в совместном,  владении  землей   всего земного шара...».72 Из этого тезиса вытекает, что люди не должны препятствовать друг другу пользоваться землей до тех пор, пока это пользование не   нарушает  государственный   суверенитет   и   права земельных собственников. Кант был сторонником свободного   прохода   через   иностранную  территорию   в мирных целях.

Что же касается международно-правового режима морского пространства, то его позиция основывается на том, что все вещи, находящиеся на земле, принадлежащей   кому-либо  на   праве  собственности,   «если они не вещи кого-либо другого», принадлежат этому земельному собственнику. Аналогично решается вопрос и между   государствами: прибрежный суверен может рассматривать как свое владение ту часть моря, в пределах которой он реально способен защитить свои интересы («например, на расстоянии пушечного выстрела»).73

Центральной для Канта проблемой в международном праве была идея вечного мира, которая на протяжении многих столетий до него занимала умы человечества. Кант был первым мыслителем,   который   «высказал догадку   об  объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания на мирных началах союза народов». Действительно, идея вечного мира вытекает у Канта как из его учения о категорическом императиве, так и из идеи антагонизма как движущей силы общественного развития. Вкратце ход его рассуждений может быть изложен следующим образом.

Априорный характер категорического императива 
определяет   стремление людей к нравственному совершенству. Это — внутренняя идея, потребность разума.74  Но  в  силу двойственности человека реальной движущей силой истории в целом, международных отношений и международного права, в частности,  являются  антагонизм,  себялюбие  и  достижение частного интереса.75 Получается, что движение по пути к  нравственному  идеалу  осуществляется за счет постоянного и систематического от него отклонения и даже прямого отказа. Здесь субъективное вступает в противоречие с объективным, необходимое проявляется через случайное (хотя сам Кант так определенно и не говорит). В этом противоречивом процессе и создаются предпосылки для того, чтобы с ростом  культуры, с прогрессом  общества  люди все сильнее чувствовали   зло, эгоистически   причиняемое друг к другу76 и стремились к устранению распрей и войн, к достижению вечного мира. Вечный мир, в конечном счете, возможен. Дело в том, что Кант не отождествляет вечный мир с последовательным и полным осуществлением в международных отношениях  выдвинутого   им   высшего   нравственного принципа. Речь у него идет о формальной, правовой стороне дела, об искоренении войн. Этой главной идее в области международно-правовых отношений и международного права Кант посвятил трактат «К вечному миру», который пользовался большим успехом у современников.77

Уже первое знакомство со структурой исследования обращает внимание на тот факт, что сочинение Канта носит не столько юридический, сколько философский характер. В предварительных статьях трактата рассматривается вопрос о необходимости устранения объективных, по мнению автора, причин войн, а именно: приемов тайной дипломатии; приобретения территорий по наследованию, в обмен, на основании договора или купли-продажи; постоянных армий; возможности вмешательства во внутренние дела другого государства. Чрезвычайно характерно, что в этих предварительных статьях Кант решительно выступает против институтов феодального международного права, развивая основные идеи буржуазно-демократического понимания сути международных отношений. Особенно типичны в этом плане ст. 2, 4 и 5. Первая из них посвящена обоснованию неправомерности и ошибочности патримониального взгляда на государство и его территорию. Автор решительно заявляет, что «государство… не есть имущество. Государство — это сообщёство людей, повелевать и распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого».78 Поэтому продажа, обмен или передача государственной территории без прямого и явно выраженного согласия народа противоречит идее первоначального договора.79

    Еще  более знаменательны две  следующие  статьи. Статья 4 предполагает запрещение использования государственного долга в качестве основания для интервенции и этим во многом опережает свое время предвосхищая доктрину Кальво (1868), которая устанавливала отказ от применения вооруженной силы для истребования договорных долгов. Статья 5 носит еще более широкий характер. Она гласит: «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств».80

Последняя из предварительных статей (6-я) запрещает «прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира»81, а именно: использовать отравляющие вещества, нарушать условия капитуляции. Для понимания позиции Канта наиболее существенным является, однако, не сама эта статья, а комментарий к ней. Признавая, что война есть печальное, но вынужденное в естественном состоянии средство, Кант подчеркивает недопустимость карательных войн.

Содержание окончательных статей таково: так как естественным   состоянием   между   людьми   является, война, то вечный мир не может наступить сам по себе, автоматически.   Его   нужно  добиваться   сознательно.

Хотя Кант далек от современных идеалов, он ярко 
и глубоко выразил одну из глобальных идей, волнующих человечество с древности и до наших дней — идею устранения войн усилиями самих людей, каждого человека. 

В этом отношении наиболее характерна ст. 1. Она гласит: «Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским».82 Конечно, следует при этом учитывать своеобразие в понимании Кантом республики, но важно и другое: Кант обращает внимание на тесную связь внешней и внутренней политики, на отношение государства к войне в зависимости от его внутреннего строя.

«Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств», — таково содержание ст. 2. Кант был противником мирового государства в любой его форме. Он справедливо полагал, что такое государство явилось бы препятствием на пути исторического прогресса.

Последняя из окончательных статей — 3-я — устанавливает институт всемирного гражданства. Ее основной смысл — способствовать мирному общению, торговле и передвижению, ибо дух торговли несовместим с войной. А так как право на земную поверхность принадлежит всему человечеству, то неправомерны не только захват чужих территорий, но и установление препятствий для мореплавания, торговли и т. п.

Что касается добавлений к основному трактату, то в первом из них развивается уже известная нам идея о войне, как средстве прогресса, «привитом, по-видимому, человеческой природе».83 При этом Кант видит в ней средство к освоению всей Земли. Но тут же, в соответствии с  исходными положениями   выработанного им учения, добавляет, что «разум с высоты морально законодательствующей    власти,    безусловно, осуждает войну». Это обстоятельство и является главной причиной установления вечного   мира: «...природа неодолимо хочет, чтобы право   получило   в конце концов верховную власть».84

 Добавление  второе имеет своей   целью   привлечь    к борьбе за мир философов, мнение  которых способно уравновесить заблуждения  власти,  извращающей суждения разума.

Два последних приложения не представляют существенного интереса, за исключением добавлений о сущности международного права и о соотношении политики, морали и права.

Позицию Канта характеризуют следующие его слова: если осуществление состояния публичного права, хотя бы в бесконечном приближении, есть долг и вместе с тем обоснованная надежда, то вечный мир «есть не пустая идея, а задача, которая постепенно разрешается и (так как промежуток времени, необходимый для одинаковых успехов, будет, видимо, становиться все короче) становится все ближе к осуществлению».85

Достижение вечного мира связывается Кантом с идеей общенародного права или права гражданина мира, ибо каждый человек, по его мнению, ответствен в своем лице за человечество в целом.86

Общенародное («космополитическое») право есть необходимый результат того факта, что все люди составляют часть единого целого. Они живут на Земле, и переход из естественного состояния в гражданское влёчёт за собою их сотрудничество друг с другом. Люди должны «предлагать себя для взаимного общения87, а не просто избегать войн», утверждает Кант. Каждый человек имеет право вступать в общение с другими. Это право, поскольку оно имеет в виду возможное объединение всех народов для (установления) определенных всеобщих законов их возможного общения, по мнению Канта, можно назвать правом гражданина мира (ius cosmopoliticum).88 Идея мирного и активного   сотрудничества   государств и их   граждан— одна из   наиболее   глубоких, и гуманных во всем учении Канта.   Ею он   логически       оканчивает свою философию, в центре   которой для него всегда стоял Человек.89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Уже при жизни Кант стал одним из наиболее известных философов. Его труды были переведены на ряд европейских языков, хотя современники неоднократно жаловались на сложность его теоретических построений. После смерти мыслителя кантианство в собственно философском плане в первой половине XIX века быстро утратило свое влияние. Труды Фихте,  Шеллинга  и   Гегеля  отодвинули   его  на  второй план, а по мнению некоторых исследователей, это учение оказалось в то время практически бесплодным.

 Последнее, однако, является, по нашему мнению, определенным преувеличением, ибо в области права и учения о государстве влияние Канта никогда не исчезало, а с 20—30-х годов все более возрастает. Применительно к интересующим нас проблемам, которые были рассмотрены в настоящей курсовой работе, в  и тоге можно подчеркнуть, что влияние Канта было наиболее значительным в области международного права (учение о вечном мире, прежде всего) и государственного права (разработка теории правового государства). Несомненен также его вклад в разработку основных идей так называемой классической школы в уголовном праве, получивших наибольшее развитие во второй половине XIX и начале XX века. Следует также отметить, что большое внимание привлекли, прежде всего, учения И.Канта о естественном праве и его идея правового  государства, которые и сегодня остаются актуальными изучаются многими учёными. Рассмотрение указанных выше учений, концепций и теорий было задачей представленной курсовой работы и их раскрытие, в большинстве своём нашло отражение в её тексте. 

Информация о работе Философские основы учения Канта о праве и государстве