Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 13:43, реферат
Восемнадцатый век ознаменовался в Западной Европе переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Промышленный переворот в Англии и Великая французская революция 1789—1794 гг. подготовили экономическое и политическое торжество буржуазии. Но в Германии все еще сохранялись феодально-крепостнические порядки. Эти порядки препятствовали росту производительных сил, развитию мануфактурного производства. Но ив этих условиях постепенно в стране складывались капиталистические производственные отношения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……..…3
1. Философские основы учения Канта о праве и государстве…….…...6
2. Сущность права и его система. Учение о естественном (Частном) праве…………………………………………………………………………..…..12
3. Учение о публичном праве и государстве.……………………………20
4. Учение Канта о международном праве и вечном мире.………..….…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………...38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Философские основы учения Канта о праве и государстве…….…...6
2. Сущность права
и его система. Учение о естественном (Частном)
праве…………………………………………………………………
3. Учение о публичном праве и государстве.……………………………20
4. Учение Канта о международном праве и вечном мире.………..….…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………...38
Введение.
Восемнадцатый век ознаменовался в Западной Европе переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Промышленный переворот в Англии и Великая французская революция 1789—1794 гг. подготовили экономическое и политическое торжество буржуазии. Но в Германии все еще сохранялись феодально-крепостнические порядки. Эти порядки препятствовали росту производительных сил, развитию мануфактурного производства. Но ив этих условиях постепенно в стране складывались капиталистические производственные отношения.
Национальное возрождение Германии началось во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, что нашло отражение в творчестве немецких литераторов и философов. Просвещение как идейное течение, связанное с борьбой нарождающейся буржуазии и народных масс против феодализма, в Германии имело свою специфику. Оно охватило, в первую очередь, область литературы и искусства. Вначале Лессинг, а затем Гердер, Шиллер, Гете и др. утверждали идею единства немецкого народа, выступали против деспотизма, сословных привилегий и крепостничества, боролись за утверждение свободомыслия. То, что другие нации осуществляли на практике, немцы переживали теоретически. Именно здесь она достигла больших вершин. Немецкая классическая философия явилась одним из теоретических источников марксизма. А основателем этой философии был Иммануил Кант.1
И. Кант родился 22 апреля 1724 г. в г. Кенигсберге в семье шорника Иоганна Канта. Родители Иммануила отличались трудолюбием. У них была большая и очень дружная семья. Кант говорил, что в детстве он не слышал и не видел ничего безнравственного и несправедливого. Большое влияние на юного Канта оказала его рано умершая мать Анна-Регина. В 1732 году в возрасте, восьми лет Иммануил был отдан в гимназию (так называемую коллегию Фридриха), которой руководил друг его отца — пастор Франц Шульц. Шульц был не только религиозным деятелем, но и глубоко изучал философию. Взгляды Шульца оказали большое влияние на духовное развитие юноши. Способности Канта, его трудолюбие и сила воли проявились уже в раннем возрасте. Несмотря на слабое здоровье, он быстро стал одним из первых учеников. По окончании гимназии Кант поступил в 1740 в Кенигсбергский университет, где проявил большое упорство и прилежание. В эти годы Кант особенно интересовался естествознанием. В 1746 году Кант был вынужден оставить университет. Причиной явилось бедственное материальное положение семьи. В течение девяти лет он служил в качестве домашнего учителя. Летом 1755 года (12 июня) Кант получил степень магистра, а 27 сентября, после защиты диссертации «Новое освещение первых принципов метафизического познания» — право преподавания в Кенигсбергском университете в качестве приват-доцента. Вся последующая жизнь Канта была связана с этим учебным заведением.2
С осени 1755 года Кант приступил к чтению лекций, которые неизменно вызывали живой интерес у слушателей. Несмотря на свою выдающуюся эрудицию и несомненный успех у слушателей, Кант долго не мог получить кафедру, спустя 10 лет после зашиты диссертации 1765 году он был назначен на должность хранителя королевской библиотеки, и только в 1770 году Кант стал ординарным профессором родного университета. В 1780 году он был избран членом академического сената, а в 1786 году — ректором университета. В эти годы к нему приходит европейская известность. Кант становится членом Прусской академии наук в Берлине, почетным академиком Санкт-Петербургской академии, членом Академии в Сиенне. Его сочинения переводятся на ряд европейских языков, вызывая оживленную полемику.
В 1797 году из-за преклонного возраста и болезни Кант вынужден был прекратить чтение лекций. Скончался Иммануил Кант 12 февраля 1804 г. и был похоронен с почестями в родном городе. Но даже после смерти великого философа современная наука и сегодня стремится всесторонне использовать его идеи, что делает рассмотрение философских учений И. Канта достаточно актуальными даже по прошествии двух веков со дня его кончины3.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются политические и правовые учения И.Канта.
Предметом представленной работы являются непосредственно, учения Канта, о естественном (частном), публичном и международном праве.
Цель курсовой работы: осветить важнейшие аспекты политико- правовых воззрений Канта.
В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть философские основы учения Канта о праве и государстве;
2. Раскрыть сущность права и его систему с точки зрения Канта;
3. Показать сущность учений Канта о естественном (частном), публичном и международном праве;
4. Осветить основные положения учений Канта о государстве.
Методологическая база: теоретическую базу исследования составляют источники научной литературы в области политических и правовых учений и философии.
Методами исследования выступают диалектический метод, совокупность общенаучных методов: описание, сравнение и т.д., а также совокупность специальных методов, применяемых в юридической науке.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Философские основы учения Канта о праве и государстве.
Формирование и развитие философских взглядов Канта, испытавшего воздействие идей английского и французского просвещения, довольно четко подразделяется на два периода — докритический и критический. Первый из них охватывает время с 1746 года, когда было написано его первое научное сочинение - «Мысли об истинной оценке живых сил»,— до конца 60 годов. На протяжении этих лет научные интересы Канта сосредоточивались на проблемах естествознания (особенно физики и космогонии) и их философском истолковании.
К концу 60-х годов интересы Канта все более перемещаются в область гносеологии, a затем морали и права, учения об обществе в целом. Происходит и существенное изменение его исходной философской позиции: резко усиливается идеалистическая тенденция философии Канта в ущерб материализму. Его философия приобретает дуалистический, преимущественно идеалистический характер.
Второй период философской деятельности Канта получил наименование критического. Такое название происходило из основного требования, которое в эти годы Кант предъявлял ко всякому философскому знанию, о том, что начинать изложение философии должно с критики познавательной способности субъекта и определения границ его познания. Термин этот был вместе с тем связан и с наименованием основных трудов Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума», (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Именно в эти годы выходят главные работы Канта, посвященные праву и государству. Их методологическое основание составляет критическая философия Канта, названная им трансцендентальной, то есть выходящей за пределы опыта. 4
Ознакомимся с ее исходными положениями, особенно в той их части, которая касается учения о праве и государстве непосредственно.
Внутренняя противоречивость критической философии Канта основана на противопоставлении мира «вещей в себе» и их познания, на разрыве сущности и явления. Признавая наличие объективного мира «вещей в себе», факт существования которого не зависит от субъекта. Кант склоняется к материализму. Но, утверждая, что познание этого мира возможно лишь на основе априорных (то есть доопытных) форм чувственности и рассудка, Кант выступает как идеалист, так как в этом случае оказывается, что единство знания имеет своей основой не объективное единство мира, а рассудок субъекта, поэтому для Канта априорны такие категории, как пространство и время.
Отсюда природа оказывается единой благодаря трансцендентальному единству сознания. Последнее вносит в природу законы. Данное утверждение — уже путь к субъективному идеализму. Сам Кант не пошел, по нему дальше. Но его мысль была верно подмечена современниками. Одни из них (Фихте) стремились последовательно развить ее, другие (Шеллинг и Гегель) преодолеть с позиции объективного идеализма.5
Kaнт же сосредоточил в дальнейшем своё внимание на другом— активности процесса познания и его противоречивом характере. Эти свойства присущи, по Канту, разуму — высшей ступени познания. Диалектический характер разума Кант пытается выяснить посредством рассмотрения четырех пар антиномий, т. е. неразрешимых противоречий, в которых как тезис, так и антитезис в равной мере доказуемы, а значит и истинны. Сам Кант значение предложенных антиномий характеризует следующим образом: когда субъект мыслит явления чувственного мира как «вещи в себе», то «неожиданно обнаруживается противоречие, неустранимое обычным, догматическим путем, так как и тезис, и антитезис можно доказать одинаково ясными и неопровержимыми доказательствами... и разум, таким образом, видит себя в разладе с самим собой — состояние, радующее скептика, критического же философа повергающее в раздумье и беспокойство».6
Что же представляет собой человек, который подчинен и правилам, и законам? Проблема эта составляет главное в учении Канта. В «Критике чистого разума» Кант пишет о задачах философии и ее предмете следующим образом: «Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?».7
Позднее в «Логике» Кант объединяет их в один вопрос: Что такое человек? Именно эта проблема составляет и философское основание учения Канта о праве и государстве.
Согласно Канту, человек есть единство двух сторон (взаимосвязанных друг с другом и вместе с тем противоречивых, антиномичных). С одной стороны, человек представляет собой явление (эмпирическое), с другой— «вещь в себе» (трансцендентальное, т. е. то, что предшествует опыту и недоступно научному познанию по своей сущности). Противоречивый, антиномичный характер этих двух начал (сторон) определяет сущность и все стороны деятельности человека.8
Рассматривая человека как сущее Кант обращается, в первую очередь, к проблеме души, под которой он имеет в виду разум в широком смысле слова. Душа человека включает в себя способность к мышлению (разум) и волю. В первом значении (как разум) душа есть диалектическое единство трех ступеней: 1) чувственности, которая выражается в форме удовольствия (положительные эмоции) и неудовольствия (эмоции отрицательные); 2) рассудка, или способности познания и 3) разума в собственном смысле, выражающего способность желания. Посредством разума человек осуществляет поиск окончательной цели для достижения нравственности и свободы.
Все сказанное относится к характеристике разума теоретического, но субъект, обладая волей, вместе с тем обладает и практическим разумом. В силу этого человек способен не только к мышлению, но и к действию. Воля и есть практический разум, который тоже антиномичен. Вот как формулирует эту мысль Кант: «В высшем для нас практическом, то есть осуществляемом нашей волей, благе добродетель и счастье мыслятся соединенными между собой необходимо, так что чистый практический разум не может признавать первую, если к благу не принадлежит второе».9
Но далее Кант приходит к выводу, что достижение этого единства невозможно. Отсюда и вытекает тот факт, что нельзя ожидать сочетания счастья и добродетели. Таким образом, антиномия чистого практического разума сводится к противопоставлению счастья и добродетели.
Содержание воли двойственно. Она одновременно и положительна, и отрицательна. Положительная сторона воли заключается в следовании нравственному закону. Отрицательная — в зависимости от необходимости, в свободе, т. е. способности субъекта поступать по собственному усмотрению.10
При этом в философии Канта практический разум (и соответственно его основная антиномия) оказываются выше разума теоретического (спекулятивного) так как: во-первых, в самой логике кантовского учения; Во-вторых, в социальных условиях Германии того времени; возможно, — ив личных, психологических особенностях Канта.11
Вопросы о свободном произволе и практическом разуме приводят нас к рассмотрению категорического императива — высшего принципа нравственности. Категорический императив — это безусловное нравственное предписание, исполнение которого является совершенно необходимым независимо от того, извлекает ли в результате этого человек для себя пользу (удовольствие) или нет. Кантом были сформулированы несколько основных определений категорического императива, которые характеризуют различные стороны человеческого духа. Вот наиболее важные из них для понимания сущности права:
«...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».12
«...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».13
Первая из этих формулировок выражает всеобщий и, следовательно, формальный характер нравственного закона. Вместе с тем она подчеркивает активность личности («руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать») и ее индивидуальность.
Вторая формулировка — развитие исходного постулата кантовской философии о ценности личности, идеи о человеке как цели самой по себе, как высшей ценности. Обе эти формулировки (как и другие, встречающиеся в произведениях Канта) подчеркивают автономность нравственного закона.
Как мы видим, Кант отказывается от выведения норм морали из положений религии. Он утверждает, что нравственный закон покоится не в боге, а в душе человека как личности — «Я».14
Именно существование основанной на нравственности свободы отличает человека (общество в целом) от природы, составляя 3-ю из антиномий.15 Но полное достижение человеком нравственности и свободы невозможно в силу двойственности его природы.
Достижение свободного общества основано на свойствах человека, его природных задатках, которые «прекрасно обнаруживают устройство, созданное мудрым творцом».16 Что же это за задатки? Кант называет их «недоброжелательной общежительностью» и поясняет, что человек одновременно и эгоистичен, стремится к уединению и, в то же время, не может обойтись без других людей.
Информация о работе Философские основы учения Канта о праве и государстве