Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:18, контрольная работа
Оценивая свой вклад в развитие философии, Гегель писал, что его цель состояла в превращении философии «из любви к знанию в действительное научное знание, в научную систему». С этой целью он предпринял попытку обобщить всю историю западной философии, синтезировать рационалистическую греческую и религиозную средневековую философию. В своем учении Гегель проводил мысль о том, что философия тождественна религии, у них общее содержание, потребности и интересы. Он выдвинул мысль о том, что вера — это тоже знание, только в своеобразной форме.
Введение 3
Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля. 5
Диалектика Гегеля. 10
Соотношение между методом и системой философии Гегеля. 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Философская система Георга Гегеля и ее метод
Шифр: 11 – 236
Студент: Гордеев Антон Александрович
Группа: 2-СЗ – 2
Санкт-Петербург
2012г.
Оглавление
Введение 3
Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля. 5
Диалектика Гегеля. 10
Соотношение между методом и системой философии Гегеля. 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в г. Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. Получил высшее образование по специальности теология и философия. Около семи лет трудился в качестве домашнего учителя. После зашиты диссертации стал преподавателем университета. Преподавал в ряде университетов Германии, в том числе в Берлинском. Приобрел славу крупнейшего философа страны. Его философия пользовалась популярностью не только в Германии, но и в других странах Европы.
Оценивая свой
вклад в развитие философии, Гегель
писал, что его цель состояла в
превращении философии «из
По своей обобщающей, синтезирующей силе гегелевская философия может сравниться только с учением Аристотеля, которое завершило развитие греческой философии.[2; стр 82]
Философия Гегеля
— максимально
«Тождество» мышления и бытия Гегеля означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как творец бытия.
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. [3; стр. 168-169]
Уже в первой своей работе «Жизнь Иисуса» Гегель изобразил Бога как проповедника нравственности, опирающегося, прежде всего на разум. Чистый, не знающий пределов разум, по мысли Гегеля, и есть само божество. «Идея в высшем ее значении, Бог, есть истинно истинное». Уже в первых работах Гегеля обнаружилась центральная мысль всей его философской системы: абсолютизация идеального, отождествление категорий мышления и Бога.
Конечно, Бог, о котором идет речь в философии Гегеля, не вполне соответствует официальной религиозной догматике, не совсем традиционен. Гегелевские представления о Боге очень близки к пантеизму, основы которого были заложены еще Дж. Бруно и Б. Спинозой. Как и для этих философов, Бог для Гегеля — общая субстанция, растворенная во всем. Но для Гегеля лишь в сфере идеального, в форме мышления Бог выступает в наиболее чистом виде. Именно поэтому философия и религия близки, имеют один и тот же предмет — абсолют, чистую идею, Бога.
Гегель вошел в историю философии в качестве создателя самой обширной философской системы. Наиболее полное и целостное изложение ее содержится в его фундаментальной работе «Энциклопедия философских наук» (1817), которую в последующих изданиях называли «Система философии», что более точно отражает замысел автора.
Гегель подразделяет «Энциклопедию» на три части: логику, философию природы и философию духа. Этот порядок следования частей «Энциклопедии» в точности соответствует логической последовательности проблем, рассматриваемых в философской системе Гегеля.
В этой и ряде других работ Гегель представил развитие природы, общества и культуры как единый, целостный процесс. Основу его составляет развитие абсолютной идеи, высшей субстанции, божественной силы.[2;стр 82-83]
Вот еще на одном конкретном примере рассмотрим тождество мышления Гегеля. Возьмем одну из ранних работ Гегеля – «Феноменологию духа» (1807), которую принято считать ключевой для понимания творчества немецкого мыслителя. Содержание этой книги составляет своеобразно понятая история познания. Но история не в привычном смысле слова, а в гегелевском, то есть некая схема логического развития познания от самой низшей его формы – чувственной достоверности до предельно возможной – «абсолютного знания». Не забудем, что по Гегелю, есть проявление или воплощение мирового духа. Только на первых парах оно (сознание) об этом не догадывается и поэтому смотрит на вещи как на чуждую ему телесность, то есть нечто такое, что противостоит сознанию как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свое внимание на себя, становясь объектом познания себя самого, «самосознанием». Здесь сознание само определяет свой предмет и поэтому становится активным, практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь свою всеобщность, увидеть в себе всю полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.[3; стр 170]
Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:
Таким образом, действительность
предстает в гегелевской
Если слегка поразмышлять над устройством мироздания в целом, то легко заметить, что мир, в котором мы живем, достаточно упорядочен, организован, по-своему целесообразен и логичен, т.е. разумен. Все составные части его как-то очень ладно пригнаны друг к другу, в явлениях любой природы обнаруживается необходимость, устойчивость, повторяемость, иначе – закономерность. Иными словами, в мире господствует некий естественный порядок и организованность, целесообразность, которые человечество пытается по мере сил понять и выразить в научных законах и целых теориях («…он [человек]…снимает с окружающего мира покров его живой, цветущей действительности и разлагает его в абстракции».) Гегель. Эстетика: [в 4 т. - М.: Мысль, 1968. - Т. 1. - с. 60.] При этом любая теория ввиду принципиально неустранимой ограниченности человеческих сил и возможностей всегда относительна, т.е. неполна, неточна, приблизительна. Но миру-то нет никакого дела до наших ограниченных возможностей, он должен существовать и, очевидно, существует во всей абсолютной полноте своих законов, организации и порядка. Следовательно, налицо некий абсолют, явно превосходящий по своим параметрам все мыслимые резервы человеческих возможностей. Каков же философский статус этого абсолюта: к материальным или идеальным объектам его можно отнести? У Гегеля «родство» абсолютного начала реальности и человеческого сознания никаких сомнений не вызывало. Он считал, что характер реальности, составляющей основу нашего мира - духовный, т.е. сродни мышлению, разуму, абстракции.[3; стр 173]
Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики. (под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий).
Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия». [5; стр 274 ]
Каждое понятие,
а стало быть, и каждое явление
в природе, обществе и духовной жизни
человека проходит, по Гегелю, такой
тройственный цикл развития - утверждения,
отрицания и отрицания
Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа - праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).
«Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи - это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.
Начинается, к
примеру, логика Гегеля с категории
«чистого бытия» - самой бедной содержательно,
предельно абстрактной и
Информация о работе Философская система Георга Гегеля и ее метод