Философская система Георга Гегеля и ее метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Оценивая свой вклад в развитие философии, Гегель писал, что его цель состояла в превращении философии «из любви к знанию в действительное научное знание, в научную систему». С этой целью он предпринял попытку обобщить всю историю западной философии, синтезировать рационалистическую греческую и религиозную средневековую философию. В своем учении Гегель проводил мысль о том, что философия тождественна религии, у них общее содержание, потребности и интересы. Он выдвинул мысль о том, что вера — это тоже знание, только в своеобразной форме.

Оглавление

Введение 3
Принцип тождества мышления и бытия в философии Гегеля. 5
Диалектика Гегеля. 10
Соотношение между методом и системой философии Гегеля. 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

гегель - гот.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», т.е. «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).[4; стр 527]

Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики»  гегелевская система категорий  диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов  нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.[3; стр 180]

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение между методом  и системой философии Гегеля.


Особую стройность, последовательность гегелевской системе придает присущий ей диалектический метод, т.е. подход ко всем явлениям — абсолютной идее, природе, обществу, культуре, философии — с точки зрения их истории, возникновения и развития. Гегелевский метод называют иногда методом историзма, так как все вещи и явления рассматриваются с точки зрения их прошлого, настоящего и будущего.

Идея развития, как и идея единства мира, также  не нова. Ее выдвинул еще Гераклит, поддерживали Демокрит, Платон и Аристотель. Однако и здесь Гегель внес весомый вклад, наполнив идею развития глубоким содержанием. Он сформулировал ряд законов процесса движения, изменения и развития. Главный из них, который иногда называют ядром диалектики, отвечает на вопрос об источнике, причине развития. Гегель усмотрел его не вне, а в самих вещах, в присущих им противоположностях. Противоречия служат как бы «мотором», импульсом развития и духа, и природы.

Система и метод  Гегеля едины: философский метод Гегеля проявляется через его философскую систему, а главным основанием последней является диалектический метод Гегеля. [5; стр 281]

В философии Гегеля историческая линия развития рационалистической философии, начатая Р. Декартом и продолженная И. Кантом, достигла своей вершины. Гегелевская философия — это апофеоз разуму. Но вместе с тем эта линия позволила обнаружить и коренные недостатки, слабости данного философского направления.

Первым недостатком  является преувеличение, абсолютизация разума, познания, мышления, панлогизм, который сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям, понятиям, идеям, законам. Для гегелевского миропонимания характерно представление о неумолимости действия этих логически выведенных законов, которые способны командовать миром, подобно лихому генералу. «Я считаю, что мировой дух скомандовал времени: «Вперед!». Этой команде противятся, но целое движется, неодолимо и неприметно для глаз, все преодолевая и сметая на своем пути. Бесчисленные легковооруженные отряды бьются где-то на флангах, выступая «за» и «против», большая их часть вообще не подозревает, в чем дело, и только получает удары по голове как бы незримой дланью. И ничто не поможет им: ни пусканье пыли в глаза, ни хитроумные выходки и выкрутасы. Фантастический колосс, именуемый абсолютным разумом, ясно видит намеченную великую цель и железной поступью командора движется к ней, сметая все на своем и». Итак, по Гегелю, разум всесилен. Проблема пределов, границ человеческого разума, столь глубоко и всесторонне исседованная великим предшественником Гегеля Кантом, была проигнорирована.

Другой недостаток гегелевской философии состоит  в проявившемся в ней пренебрежении  к реальному миру, который казался  у Гегеля лишь вторичной формой бытия  абсолютной  идеи. Тем более в  его системе не нашлось места  для отдельного, маленького человека, поскольку абсолютный дух реализовывал себя лишь через великих людей, таких, как Наполеон, которого Гегель и называл «мировым духом на коне». Неудивительно, что проблему соотношения личности и государства Гегель решал безоговорочно в пользу государства, представлявшего, по его мнению, высшее выражение нравственной идеи. «Государство... есть абсолютная, неподвижная самоцель... И эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». Характерно, что венцом в развитии идеи государства является, по Гегелю, прусская монархия. Таким образом, в отличие от И. Канта, для которого высшей ценностью была человеческая свобода, а человек — самоцелью, у Гегеля он оказался всего лишь средством.[2; стр 87-88]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой  культуре, нельзя не признать, что ему  принадлежит одно из самых почетных мест в рядах гениев. Его философский  авторитет до сих пор прочен и  непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что  никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного  духа, ведь в ней дух представлен  в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению  Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия  не идет дальше своего времени.

Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

 

Список использованной литературы


 

  1. Библер В.С. /Что есть философия? // Вопросы философии. 1995
  2. Основы философских знаний. / Э.В.Островский /1998
  3. Философия./под ред. В.Н.Лавриненко. 1998
  4. История философии ./И.И Богута./1991
  5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. 2003.
  6. Философия: Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 2001.

 

 

 


Информация о работе Философская система Георга Гегеля и ее метод