Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:52, реферат
Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н.э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру — будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликей (или Лицей), имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды по тем или иным проблемам. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики как «перипатетики
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Ярославский
государственный университет
Реферат
ФИЛОСОФСКАЯ
СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ
Научный руководитель
Нажмудинов
Г. М.
Студент группы Э - 12БВС
Калашникова Н.В.
«___» ____________
2011г.
Ярославль,
2011 г.
Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н.э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру — будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликей (или Лицей), имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды по тем или иным проблемам. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. После смерти Александра (в середине 323 г. до н. э.) и антимакедонского восстания в Афинах Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжил разрабатывать философские проблемы. Умер в 322 году до н. э.
Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. Им создано значительное число трактатов, причем часть из них в записях его учеников. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до 1 в. н. э.) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем в Риме, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским.
Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).
Философия
у Аристотеля (как и у Демокрита,
Платона) охватывала всю сумму внерелигиозных
знаний, научное знание в целом (а также
искусство, политику) в противоположность
вере. Она подразделялась им на философию
теоретическую (умозрительную), практическую,
связанную с общением людей, и изобразительную.
В свою очередь, каждая из них также состояла
из частей:
Таблица 1
Философия умозрительная | Философия практическая | Философия
изобразительная |
1. Первая философия (метафизика) | 1. Этика | 1. Поэтика |
2.
Вторая философия ( |
2. Экономика | 2. Риторика |
3. Математика | 3. Политика | 3. Искусства |
Научная сфера знания подразделялась на отдельные науки не только по их предмету, но и по их ценности. Представленная классификация наук (а она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была «первой философией». Имея в виду эту философию и сопоставляя ее с частнонаучным знанием, Аристотель и заявлял: «Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной». [2. c. 70] В «первую философию» включалась логика («аналитика», являющаяся инструментом любого познания). «Первая философия» являлась основанием для наук практических и изобразительных; она выполняла по отношению к ним направляющую функцию.
В приведенной таблице «первая философия» пояснена как «метафизика». Этот термин не аристотелевский. Он выдвинут Андроником из Родоса, приводившим в порядок рукописи Аристотеля: сначала он сгруппировал сочинения, относящиеся к физике, т.е. к учению о природе (натурфилософии и физическому знанию), а вслед за ними поместил группу трактатов, посвященных общим проблемам бытия и познания, назвав их «метафизикой» (То, что идет после физики — ta meta ta physika). С тех пор «метафизикой» стали называть философское учение о началах (принципах) бытия вещей и о началах их познания, иначе говоря — учение об основных вопросах онтологии и гносеологии. И в наше время это широко распространенное употребление данного термина; еще два его значения в истории философии: 1) тождественное современному значению термина «философия» и 2) связанное с методологией, для обозначения всеобщего философского метода как противоположного диалектике. (В таблице, если следовать за Андроником Родосским, следовало бы натурфилософию, или «физику», поставить на первое место, а «метафизику» - на второе.)
«Первая философия», или метафизика, исследует то, что существует сверх созерцаемой и ощущаемой природы. Она изучает сущее как таковое; природа лишь один из родов Бытия, понятие «природа» уже, чем понятие «сущего». «Первая философия» — самая умозрительная из всех наук и более умозрительная, чем «вторая философия». Она включает в себя категориальный анализ сущего, каузальный анализ субстанции и учение о возможности и действительности.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
По Аристотелю, общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы; никакие субъективные цели, сколь бы значимы они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот.
Категориальный
строй человеческого знания, считал
он, должен соответствовать
Помимо
выделенных десяти категорий, в трудах
Аристотеля имеются и некоторые
другие наиболее общие понятия («материя»,
«форма», «движение», «необходимость»,
«привходящее», или «случайность»,
«возможность» и «
Важно отметить, что для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. В разрыве сущности и индивидуальных вещей, в превращении сущностей в мир нематериальных идей он усматривал один из серьезных недостатков концепции идей Платона. Аристотель подверг основательной критике концепцию идей Платона. Он говорил: «Платон мне друг, но истина дороже».
Аристотель стал учеником Платона в 17 лет, и продолжал им оставаться в течение 20 лет. За это время он достаточно глубоко изучил учение Платона об идеях, в отличие от других. У него оказалось достаточно ума, чтобы понять "идею" Платона, и принять её. Неверно противопоставлять Аристотеля и Платона относительно понимания идеи, или "эйдоса", поскольку Аристотель лишь развил и продолжил учение своего учителя. У Платона идея существует как "внутри" вещи, так и вне её: "Диалектик Платон признаёт существование идей вещей как вне самих вещей (поскольку эти идеи невещественны; и находить в них какие-нибудь вещественные или пространственные свойства для Платона так же бессмысленно, как и в нашей самой обыкновенной таблице умножения), подобным же образом и в самих вещах (поскольку идея вещи осмысливает эту вещь и является причиной всего того, что делается с этой вещью)" [5. с.89]. С точки зрения Аристотеля подобное - невозможно, ибо есть нарушения закона противоречия. Сущность вещи, или, по-другому, её идея невещественна и нематериальна. Но если идея (или, точнее, "эйдос") идеальна, то она - вне вещи. Но, если она существует изолированно, то возникает множество вопросов. И Аристотель приводит множество аргументов против того, что в этом случае идеи обладают реальным бытием. Однако в основном эта аргументация повторяет аргументацию самого Платона против изолированного существования эйдосов в диалоге "Парменид". В этом достаточно позднем по времени своего создания диалоге Платон критикует философов Мегарской школы, которые проповедовали такую изоляцию, слишком буквально поняв утверждение Платона о превознесении ума над чувственностью. "Платон здесь ни причём потому, что он сам критикует теорию изолированных идей и решительно во всех своих диалогах рассматривает идеи либо как принцип упорядоченного космоса вместе с реально действующими в нём силами и движениями, либо в крайнем случае как порождающую модель космоса"[5. с.89]. Правда, следует отметить, что расхождения у них относительно эйдосов всё же были, - хотя и совсем иного плана, поскольку в целом Аристотель принимает платоновскую теорию идей. А именно, Платон считал, что познаваемое мы припоминаем, ибо эйдосы воспринимаются нашей душой как ею не созданные. При этом источником познания выступает также и обучение, и чувственное восприятие. Аристотель видит в этом проблему, которую он формулирует следующим образом: "возникает ли познавательное содержание, не будучи в душе, или же, будучи в душе, остаётся скрытым для нас?" [6. с.15]. "Первое положение он считает невозможным, так как ни познание, ни обучение невозможны, если у человека нет никакого предзнания. Второе положение, соответствующее платоновской точке зрения, Аристотель считает неуместным, ибо получилось бы, что человек, обладая познаниями более точными, чем доказательство, не знал бы об этом. Если же познавательное содержание, не будучи в душе, не возникает, а в нашей душе никакого скрытого содержания нет, с необходимостью должна быть в душе некая познавательная способность, уступающая, конечно, по точности эпистеме. Аристотель утверждает, что в качестве таковой выступает врождённая способность к критике, т.е. врождённая способность к чувственным различениям, и это не что иное, как чувственное восприятие".
Момент нормирования и моделирования рассуждения является новым кардинальным шагом в античной философии. Ещё пифагорейцы и Платон, подчинив мироздание математическим выражениям, подготовили для этого почву. Аристотель превратил нормирование и моделирование рассуждения в регулярный приём.
Во-первых,
вслед за Платоном Аристотель запрещает
получение парадоксов, свидетельствующих,
по его мнению, об ошибочности рассуждения.
Во-вторых, о правильности рассуждения
свидетельствует его результат.
На аристотелевские категории можно посмотреть также и как на необходимое условие применения правил. Аристотель приписал действительности такое строение, что, с одной стороны, она соответствовала правилам, а с другой - фиксировала основные операции с объектами, по поводу которых разворачивалась мысль. Строение действительности задаётся с помощью категорий (начало, сущность, род, вид, качество, состояние). Категории не просто организуют опыт, они выступают в роли "кирпичиков" мироздания. Человек получил возможность создавать знания о действительности, не обращаясь непосредственно к ней самой.
Аристотель различает два вида "сущностей" - первичные и вторичные: "Всякая сущность, по-видимому, означает некоторую вещь, По отношению к первичным сущностям бесспорно и истинно, что здесь имеется в виду такая вещь. То, что этим путём указывается, есть неделимое и единое по числу". Вторичная сущность представляет из себя обозначение реальных предметов. Первичные и вторичные сущности, однако, не существуют одна без другой. В предложении или суждении это фиксируется как связь подлежащего (субъекта) и дополнения (объекта), а в бытии самой вещи - как тождество материальной (первичная сущность) и формальной (вторичная сущность) причин. Материальная причина представляет первичную сущность в спектре возможных для данной сущности состояний. Материальная причина в таком случае выступает как "чистая возможность". Формальная причина есть одно из возможных состояний первичной сущности, которое оказалось актуализованным, перешло из возможности в действительность. Таким образом, в понятии формальной причины мы имеем выражение деятельности по выбору из многих возможностей "единственно верной" и исключения других возможностей.