Философская система Ф. Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:49, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Родился примерно в 1225 (Бертран Рассел называет дату 25 января 1225 г.), замок Роккасекка, близ Аквино - умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для прохождения новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий.

Оглавление

Введение 2
1. Фома Аквинский. Краткая биография 3
2. Идеи Фомы Аквинского 4
2.1 Теология и философия. Ступени истины 4
2.2 О бытии 5
2.3 О материи и форме 6
2.4 О человеке и его душе 7
2.5 О познании 8
2.6 Этика 10
2.7 Политика и право 11
2.8 Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского 12

Файлы: 1 файл

философия аквинского.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Познание  свой необходимый исток берет  в чувственности.

     Чем выше духовность, тем выше степень  познания.

     Ангельское  познание - умозрительно-интуитивное  познание, не опосредованное чувственным  опытом; осуществляется с помощью  присущих понятий.

     Человеческое  познание - обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

     Три умственно-познавательных операции:

     1) создание понятия и задержка  внимания на его содержании (созерцание).

     2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;

     3) умозаключение - связывание суждений  друг с другом.

     Три вида познания:

     1) ум - вся сфера духовных способностей.

     2) интеллект - способность умственного  познания.

     3) разум - способность к рассуждению.

     Познание - есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

     2.6 Этика

     Будучи  первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений; конечной целью морально благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни), все остальные цели оцениваются в зависимости от их упорядоченной направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло, коренящееся в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью (О зле, 1). Вместе с тем Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо (Сумма теологии I-II, 59-67)) и противостоящие им пороки (Сумма теологии I-II, 71-89), следуя аристотелевской традиции, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа (Сумма теологии I-II, 68-70). Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей - веры, надежды и любви (Сумма теологии II-II, 1-45). Вслед за теологическими идут четыре «кардинальные» (основополагающие) добродетели - благоразумие и справедливость (Сумма теологии II-II, 47-80), мужество и умеренность (Сумма теологии II-II, 123-170), с которыми связаны остальные добродетели.

     2.7 Политика и право

     Закон (Сумма теологии I-II, 90-108) определяется как «любое повеление разума, которое  провозглашается ради общего блага  тем, кто печется об общественности» (Сумма теологии I-II, 90, 4). Вечный закон (Сумма теологии I-II, 93), посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон (Сумма теологии I-II, 94), принципом которого является основной постулат томистской этики - «надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать», известен в достаточной мере каждому человеку, и человеческий закон (Сумма теологии I-II, 95), конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя, например, конкретную форму наказания за совершенное зло), который необходим, поскольку совершенство в добродетели зависит от упражнения и удержания от недобродетельных наклонностей, и силу которого Фома ограничивает совестью, противящейся несправедливому закону. Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений может быть, при определенных условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага (Сумма против язычников III, 121).

     Следуя  Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую  управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель - сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления - монархия, аристократия и полисная система, несправедливые - тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления - монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления - тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного.

     Фома  оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать  интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.

     2.8 Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского

  1. Доказательство  через движение (кинетическое). Все  в природе находится в движении, это не подлежит сомнению, но все что движется, движется с помощью чего-то, а то в свою очередь движется чем-то иным и т.д. Если исключить что эта цепь последовательной передачи не может продолжатся до бесконечности, то необходимо признать что существует Нечто которое является источником всякого движения, при этом Само оставаясь неподвижным. Это и есть Бог – Недвижимый Перводвигатель.
  2. Доказательство через производящую причину (причинно-следственное). Мы знаем, что каждое следствие имеет свою причину, любая вещь не возникает сама по себе, а имеет причину своего возникновения. Одна причина является как следствие для появления другой, та – последующей и т.д. Но эта причинно-следственная цепь не может продолжаться до бесконечности, поэтому должна существовать Первопричина всего последующего. Это и есть Бог – Первопричина Всего.
  3. Доказательство через необходимость (космологическое). Не подлежит сомнению то, что все в природе находится во взаимосвязи, на этом основано ее существование. Но есть вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать или не существовать. При этом, не являясь чем-то необходимым, и их существование может носить случайный характер. Но для своего возникновения как следствия они требуют наличия необходимой взаимосвязующей причины в логической цепи причинно-следственных связей. Поэтому должно существовать Нечто существующее само по себе и не имеющее внешней причины своей необходимости (вне логики), абсолютно независимое и самодостаточное. Это и есть Бог – Первое Необходимое.
  4. Доказательство от степени совершенства (эволюционное). Известно, что в вещах проявляются различные степени совершенства (т.е. иерархическое возрастание сложности строения живой или не живой природы) или стремление к совершенству (физическому, интеллектуальному, духовному и т.п.) но об этом можно говорить лишь в сравнении с чем-то более совершенным. Поэтому должно существовать Нечто абсолютно совершенное (и Самое Простое) соприкасаясь с которым все усовершенствуется. Это и есть Бог – Источник Абсолютного.
  5. Доказательство через целевую причину (организационно-целевое). Очевидно, что в окружающем мире имеет место определенный порядок, который невозможно приписать случайным вещам, внешне не связанным между собой, и вступающим в противоречия даже в рамках одного порядка, если при этом они не направляются к цели чем-то извне. Поэтому должен существовать Некто установивший порядок (эталон) для каждой вещи и направляющий к единой (только одному ему и известной) цели все существующее. Это и есть Бог – Провидение.
 

 

Заключение

     Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: 
 
 

 

Список  литературы

Информация о работе Философская система Ф. Аквинского