Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:37, контрольная работа
Философия начала развиваться в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Введение........................................................................................................................................3
Биография………………………………………………………………………………………..4
Теология и наука………………………………………………………………………………...5
Проблема существования Творца………………………………………………………………6
Пять доказательств бытия Бога…………………………………………………………………7
Проблема бытия………………………………………………………………………………….8
Метафизическая теория бытия………………………………………………………………….9
Сущность и существование……………………………………………………………………..9
Учение о человеке и его душе…………………………………………………………………10
Теория познания………………………………………………………………………………11
1. Чувственное познание…………………………………………………………………...11
2. Интеллектуальное познание……………………………………………………………..12
3. Теория истины…………………………………………………………………………..14
4. Критерий истины………………………………………………………………………...14
Этика……………………………………………………………………………………………15
Политика и право………………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социально-гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по философии на тему:
Система взглядов Фомы Аквинского.
студента: Смолиной А.А.
ФЗО: океанология
Группа : О-25
Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание.
Введение......................
Биография………………………………………………………
Теология и наука…………………………………………………………………
Проблема существования Творца…
Пять доказательств бытия Бога…
Проблема бытия…………………………………………
Метафизическая
теория бытия…………………………………………………………………
Сущность и
существование……………………………………………
Учение о человеке и его душе……………………………………………………
Теория познания…………………………………………………………
1. Чувственное познание…………………………………………………………
2. Интеллектуальное познание…………………………………………………………
3. Теория истины………………………………………………………………
4. Критерий истины………………………………………………………………
Этика…………………………………………………………………
Политика и право……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение.
Философия начала развиваться в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, которое повернуло эту философию в русло христианства.
Средневековую философию можно условно разделить периоды: патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона(II-VI вв.); схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы(XI-XIV вв.).
В средневековой философии большим влияниям пользовалась схоластика (от лат. schola, или школа). Перевести этот термин можно как «школьная философия», то есть философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика сформировалась в период господства христианской идеологии во всех сферах общественной жизни Западной Европы.
Схоластика является наследницей, которая продолжает традиции христианской апологетики и Августина. Представители схоластики стремились создать систему христианского мировоззрения, где была бы построена иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского
знания.
Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225 — 1274).
Биография.
Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог.
Отец Фомы, Ландульф, был графом Аквинским; его семейство было в родстве с императором Генрихом VI, королями Арагона, Кастилии и Франции. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.
Фома Аквинский родился в конце 1225г. или начале 1226 г. произошло это в замке Роккасекка близ Аквино в Неаполитанском королевстве. В пять лет он был послан в бенедиктинский монастырь Монте-Кассино. В 1239-1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому в крепости Сан-Джовани, где он пребывал некоторое время, по некоторым свидетельствам около двух лет. В заточении Фома имел возможность много читать, в частности литературу философского содержания. Однако заточение не смогло изменить решения Фомы и родителям пришлось смириться с этим.
Далее обучение некоторое время в Париже, а в 1244 или 1245 году, в Кельне, он становится учеником Альберта Великого, которого уже в то время почитали как одного из наиболее выдающихся ученых своего времени. С 1252 года он преподает в Париже, тогда же пишет свои первые труды - "О сущности и существовании", "О началах природы", "Комментарий к "Сентенциям"". В 1256 году становится магистром, в течение трех лет ведет диспуты "Об истине", и, возможно, начинает работу над "Суммой против язычников".
1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Аквинского при папском дворе не было случайным. Римская курия увидела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Аквинский завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), так же приступает к работе над главным трудом своей жизни -"Теологическая сумма".Осенью 1269г. по указанию римской курии Аквинский отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов.
В 1272 г. Фома Аквинский возвращается в Италию. Он преподает теологию в Неаполе. Умер он в монастыре Фосса Нуова (7 марта 1274 г.), по пути на Собор, который должен был открыться в Лионе 1 мая 1274. После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., вовремя понтификата папы Иоанна XXII, Фома Аквинский был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви».
Теология и наука
В конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы развивалось
интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было
аристотелевское учение, что влекло за собой рост тенденции к отделению науки
от теологии, разума от веры, тем самым противоречило с интересами церкви, и поэтому Аквинскому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Нужно было выработать такой метод, который не проповедуя полного
пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить
рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить привилегию веры
над разумом. Эту задачу и пытался осуществлять Аквинский, опираясь на католическое
толкование
аристотелевской концепции
философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее
в область, совершенно независимую от теологии.
В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект
которой - исключительно Бог как "первопричина" вселенной, мудростью,
независимой от всех остальных знаний, Фома Аквинский не отделял науку от теологии. В
сущности концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую
реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы
освободить науку от влияния теологии.
В соответствии с требованиями церкви Аквинский вырабатывает следующие
теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об
отношении теологии и науки:
1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии
служебные функции. Выражением этого принципа является известное положение
Фомы о том, что теология "не следует другим наукам как высшим по отношению
к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам".
Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных
догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть
Бога;
2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -
чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа
получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые
естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои
основы из откровения.;
3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки.
Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения
различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать
при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К
этим истинам Аквинский
относил следующие догматы
историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;
4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна
опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее
принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость.
В связи с этим Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о
душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над
нею же размышляю, чтобы думать о Боге".
Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся
бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения.
Так Фома Аквинский не отделял науку от теологии, а напротив, без
остатка подчинял ее теологии.
В период Возрождения и в более позднее время теологическая концепция
науки, созданная Аквинским, становится докринальным и идеологическим тормозом научного прогресса.
Другая проблема, которая находилась
в фокусе внимания Фомы Аквинского,
— это проблема существования
Творца мира и человека. С точки
зрения Фомы Аквинского бытие Бога постигается
и верой и разумом. Недостаточно ссылаться
только на то, что каждый верующий принимает
Бога интуитивно. Философия и теология
разрабатывают совместно свои доказательства
существования Бога.
Существование Бога доказывается
Фомой Аквинским, как и у Аристотеля, аргументом
неподвижного двигателя. Вещи делятся
на две группы - одни только движимы, другие
движут и вместе с тем движимы. Все, что
движимо, приводится чем-то в движение,
и, поскольку бесконечный регресс невозможен,
в какой-то точке мы должны прийти к чему-то,
что движет, не будучи само движимо. Этот
неподвижный двигатель и есть Бог. Можно
было бы возразить, что это доказательство
предполагает признание вечности движения,
- принцип, отвергаемый католиками. Но
такое возражение было бы ошибочно: доказательство
имеет силу, когда исходят из гипотезы
вечности движения, но становится лишь
еще более веским, когда исходят из противоположной
гипотезы, предполагающей признание начала
и потому - первопричины.
Аквинат выдвигает пять доводов (или
«способов», «путей») в подтверждение
положения о существовании Бога.
Первый довод можно назвать «кинетическим».
Все, что движется, имеет причиной своего
движения нечто иное. Так как ничто не
может быть одновременно само по себе
и движущим и движимым без постороннего
вмешательства, то приходится признать,
что существует Перводвигатель, т. е. Бог.
Второй довод — «каузально-финитный».
Все, что мы видим, с чем соприкасаемся,
есть следствие чего-то, что породило это
нечто, т.е. все имеет свою причину. Но и
эти причины имеют свою причину. Должна
быть главная причина — Первопричина,
а это и есть Бог.
Третий довод исходит из понятий возможности
и необходимости. Для конкретных вещей
возможно и необходимо небытие. Но если
для всего возможно небытие, тогда небытие
уже было бы. На самом деле есть именно
бытие, и оно необходимо- Высшая необходимость
— Бог.
Четвертый довод основывается на наблюдении
различных степеней, имеющихся в вещах
— более (или менее) совершенных, более
(или менее) благородных и т.п. Должна быть
высшая степень, или сущность, выступающая
для всех сущностей причиной всяческого
совершенства, блага и т.п. Этим мерилом
всех степеней, или эталоном, и является
Бог.
Пятый довод (его можно назвать «телеологическим»)
связан с целью, целесообразностью. Множество
тел природы наделены целью. «Они достигают
цели не случайно, но будучи руководимы
сознательной волей. Поскольку же сами
они лишены разумения, они могут подчиняться
целесообразности лишь постольку поскольку
их направляет некто одаренный разумом
и пониманием, как стрелок направляет
стрелу. Следовательно,
— заключает Фома Аквинский, — есть разумное
существо, полагающее цель для всего, что
происходит в природе; и его мы именуем
Богом» [1, с. 87].
Доказав существование Бога, можно
теперь высказать о нем много определений,
но все они в известном смысле будут негативными:
природа Бога становится известной нам
через отрицательные определения. Бог
вечен, ибо он недвижим; он нетленен, ибо
в нем нет никакой пассивной потенциальности.
Давид Динант (материалист-пантеист начала
XIII столетия) полагал, будто Бог есть то
же самое, что и первичная материя; это
чушь, ибо первичная материя есть чистая
пассивность, Бог же - чистая активность.
В Боге нет никакой сложности, и поэтому
он не является телом, так как тела слагаются
из частей.
Бог - это своя собственная сущность,
ибо иначе он был бы не простым, а слагался
бы из сущности и существования. В Боге
сущность и существование тождественны
друг другу. В Боге нет никаких акциденций.
Он не может быть специфицирован никакими
субстанциальными различиями; он находится
вне всякого рода; его нельзя определить.
Однако Бог заключает в себе совершенство
всякого рода. Вещи в некоторых отношениях
подобны Богу, в других - нет. Более подходяще
говорить, что вещи подобны Богу, чем что
Бог подобен вещам. Бог является благом
и своим собственным благом; он - благо
всякого блага. Он - интеллектуальный,
и его акт интеллекта - его сущность. Он
познает при помощи своей сущности и познает
Себя совершенным образом.
Хотя в божественном интеллекте нет
никакой сложности, тем не менее ему дано
познание многих вещей. В этом можно усмотреть
трудность, но надо учитывать, что познаваемые
им вещи не имеют в нем отдельного бытия.
Не существуют они и per se, как полагал Платон,
ибо формы естественных вещей не могут
существовать или быть познаны отдельно
от материи. Тем не менее Богу должно быть
доступно познание вещей до сотворения
мира. Разрешается эта трудность следующим
образом: «Понятие божественного интеллекта,
как Он познает Самого Себя, которое есть
Его Слово, это - не только подобие Самого
познанного Бога, но и всех вещей, подобием
которых служит божественная сущность.
Посему Богу дано познание многих вещей;
оно дано одному интеллигибельному виду,
который является божественной сущностью,
и одному познанному понятию, которое
является божественным Словом». Каждая
форма, поскольку она есть нечто положительное,
представляет собой совершенство. Божественный
интеллект включает в его сущность то,
что свойственно каждой вещи, познавая
там, где оно подобно ему и где отлично
от него; например, сущность растения составляет
жизнь, а не знание, сущность же животного
- знание, а не разум. Таким образом, растение
подобно Богу тем, что оно живет, но отлично
от него тем, что лишено знания; животное
подобно Богу тем, что оно обладает знанием,
но отлично от него тем, что лишено разума.
И всегда отличие творения от Бога носит
негативный характер [3, с. 14].