Система взглядов Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Философия начала развиваться в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Оглавление

Введение........................................................................................................................................3

Биография………………………………………………………………………………………..4

Теология и наука………………………………………………………………………………...5

Проблема существования Творца………………………………………………………………6

Пять доказательств бытия Бога…………………………………………………………………7

Проблема бытия………………………………………………………………………………….8

Метафизическая теория бытия………………………………………………………………….9

Сущность и существование……………………………………………………………………..9

Учение о человеке и его душе…………………………………………………………………10

Теория познания………………………………………………………………………………11

1. Чувственное познание…………………………………………………………………...11
2. Интеллектуальное познание……………………………………………………………..12
3. Теория истины…………………………………………………………………………..14
4. Критерий истины………………………………………………………………………...14

Этика……………………………………………………………………………………………15

Политика и право………………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Система взглядов Фомы Аквинского.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Пять доказательств  бытия Бога.

  Для того, чтобы убедить сомневающихся  в вере, нужно прибегнуть к  философии, которая выполняет  служебную роль, в частности, она  может помочь доказать существование  Бога, которое неочевидно.  Методы  естественного постижения истины могут быть двояки. Первый путь - определить причину (propter quid), второй - познать причину через следствие (quia). Метод quia Фома Аквинский демонстрирует, выдвинув пять доказательств бытия Бога.                                                                                                      Первое доказательство состоит в том, что дается в опыте каждому человеку - в движении. Одно сообщает движение другому, другое третьему и т.д. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности. Необходимо помыслить некий перводвигатель, который сам не движим ничем. Это и есть Бог.                                                                                    Второй путь, также основанный на чувственных данных, обращается к производящим причинам, которые имеют свои следствия. Цепь причин и следствий также не может уходить в бесконечность, поэтому «есть первая производящая причина, каковую все именуют Богом».                                                                                                                      Третье доказательство исходит из понятий возможности и необходимости. Человеческий разум находит среди вещей такие, которые могут быть, а могут не быть. Для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие, но также невозможно, чтобы все вещи были случайны. Должно быть нечто необходимое. И это необходимое должно иметь свои причины, которые не могут уходить в бесконечность, что ясно из предыдущего доказательства. Поэтому надо предположить некую необходимую сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости, но сама составляет причину необходимости для всех иных. Это есть Бог.                                                                        Четвертое доказательство касается степеней совершенства, истинности и благородства разных вещей. Чтобы определить эту степень, необходимо иметь некую сущность, которая будет предельной степенью всех благ и совершенств. И это, по мнению Аквината, Бог.                                                                                                                                              Пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все вещи в природе, лишенные разума, тем не менее устроены целесообразно. Отсюда следует, что их деятельность направляет «некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу». Следовательно, есть разумное существо, которое предусматривает цели для всего, что происходит в природе. Это разумное существо - Бог.                                                                   Из всего вышеперечисленного следует, что Фома Аквинский (оправдании Бога) снимает с него ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека. Утешительно здесь то, что в человеке, по мнению Аквинского, интеллект преобладает над волей, он благороднее воли. Человек хочет обрести блаженство, а оно состоит не в акте воли, а в торжестве разума, устремленного к высшему благу. Так как человеку не дано знать всю полноту божественного Блага и совершенства, то человек, всякий раз выбирая, может ошибиться, но в этом и проявляется его свобода. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует разуму - добро, что противоречит ему - зло. Благодаря Фоме Аквинскому эти идеи прочно внедрились в культуру западноевропейской традиции и просуществовали вплоть до середины XIX века, когда появился философский иррационализм Шопенгауэра, Ницше и др.

 

Проблема  бытия.

 

  Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая ее к задачам обоснования догматов христианской религии.  
Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Есть бестелесные формы — ангелы. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог; он есть существо чисто духовное.

Рассматривая  проблему соотношения общего и единичного (проблему «универсалий»), Аквинат выдвигает  своеобразное ее решение. Общее, утверждает он в соответствии с позицией Аристотеля, содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность. Далее это общее извлекается отсюда человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей (это — мысленная универсалия). Третья разновидность существования универсалий — до вещей. Здесь Фома Аквинский отходит от Аристотеля, признав по существу независимый от природного мира платоновский мир идей.

 Итак, согласно  Фоме Аквинскому, общее существует  до вещей, в вещах и после  вещей. В споре номиналистов  и реалистов это была позиция  умеренного реализма [1, с. 89]. 
 
  Но в отличие от многих христианских мыслителей, которые учили, что Бог непосредственно правит миром, Фома Аквинский вносит изменение в трактовку влияния Бога на природу. Вводит понятие естественных (инструментальных) причин, посредством которых Бог управляет физическими процессами. Тем самым Фома Аквинский расширяет поле деятельности для естествознания. Оказывается, что наука может быть полезна людям, так как позволяет совершенствовать технику [3, с. 14].

 

Метафизическая  теория бытия.

 

 

  Философия Фомы Аквинского, как и  его  последователей,  является  не

реализмом, а объективным  идеализмом.

  На вопрос о том,  что является первичным, томизм  отвечает, что

первичен дух - бог, а материя  -  это его творение и является чем-то

вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и

целой иерархии чистых духов  или ангелов. Томизм признает существование

материального мира независимо от субъекта, но не отрицая существование

объективной действительности, признает также существование нематериального

мира, который  является первичным.

 

 Сущность и существование.

 

      Фома Аквинский считал, что реально  существуют лишь единичные вещи, или

субстанции, состоящие  из сущности и существования. Он считал, что различие

между сущностью  и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее

от наших  актов сознание, а является чем-то фактическим, реально

существующим. Он утверждает, что вещам присуща  сущность, но она не имплицирует  их существование. Это происходит потому, что все существующее  в мире создано богом, а следовательно зависит от него.

Человек и животное существуют  не  благодаря  своей  сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что мир  материальных  вещей существует не в силу  собственной  природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно,

должен существовать безусловно, ибо это заключено  в его природе.

 

 

 

 

Материя  и  форма.

 

 

  Категории материи и формы Фома Аквинский также заимствует  из  аристотелевской

метафизики. Различая  в субстанциях 2 компонента  -  материю и форму,

Аристотель  стремился создать философскую  основу для  процессов  обобщения  и

классификации в естественных науках, стремился  решить проблему об  отношении

общего к  единичному и наоборот.

  В толковании  Фомы  Аквинского  реально  существуют  лишь  единичные

вещи,  состоящие  из  материи   и   формы.   Материя   представляет   основу

индивидуализации,  материя  лишенная  формы,  пассивна,  не может без нее

существовать. Форма является активным элементом.

Аристотель  признавал  существование  единичных  вещей,  он  на  почве

своей системы  объединял материалистические и  идеалистические элементы.

Аквинский  "очистил"  аристотелизм  именно  от   материалистических

элементов, которые  нельзя было примирять ни  с  истинами  откровения,  ни  с

церковной философией того периода,  основанной  на  платоновских  традициях.

Однако форма  в толковании Аквинского приобретает иной смысл, чем у Аристотеля.  В

понимании последнего она была совокупностью  общих  существующих  признаков,

присущих вещам определенного  вида, и не существовала вне или  до них.

Правда, Аквинат также  считал, что  общее,  или  форма,  содержится  в

единичных вещах, но на этом он не остановился. Он различает в субстанциях 3 рода форм,  или универсалий:  1)  универсалия,  содержащаяся  в вещи,  в

качестве  ее  сущности,  непосредственная   универсалия;   2)   универсалия,

абстрагированная  от субстанции, то есть существующая в человеческом  уме.  В

этом виде реально  она существует только в уме, а  в  вещи  имеет  лишь  свою

основу.  Эту  универсалию  Аквинский  называет  рефлексивной;  3)  универсалия -

независимая от вещи в божественном уме.  Универсалии  в  уме  творца  -  это

неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.

Вводя градацию форм, Аквинский, дает философское обоснование иерархичности

не только мира природы, но и общественного  порядка.  Критерием,  отличающим

одну вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия  в

совершенстве  форм, являющихся "не чем  иным,  как  подобием  бога,  которому

вещи сопричастны".

У Аквинского материя  не существует извечно,  а  оказывается  созданной

богом  из ничего, а потому - вторична. Возможность  присуща  ей  не  в  силу

природы, а вложена  в нее творцом и только благодаря  ему осуществляется.

В период, когда  развивающаяся буржуазия подчеркивала ценность  земной

жизни, призывы  пренебречь бренной жизнью были не в  интересах  церкви.  Речь

шла о том, чтобы, с одной стороны, доказать безусловную  зависимость мира  от

творца, с другой же -  показать,  что сверхъестественные  цели  реализуются

через цели реальные, земные. Поэтому Аквинский вводит  понятие  естественных

причин посредством  которых бог правит миром.

Во  все  категории   аристотелевской   метафизики   Фома  Аквинский   вкладывает

теологическое  содержание,  лишая  их  этим  естественнонаучного  характера.

Он рассматривает проблемы познания этики, политического и правового

учения, естественной теологии, сердцевиной которой являются  так  называемые

"доказательства" бытия, бога.

 
Учение о человеке и его душе.

  Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства, требуемых для полноты универсума, имеющего иерархическую структуру. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира - материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Душа неподвержена разрушению при разрушении тела, в силу того, что она проста и может существовать отдельно от тела, в силу осуществления особой деятельности, независимой от функционирования материального органа, она не признается Аквинским за самостоятельную сущность; для ее совершенства требуется соединение с телом, в чем он видит довод в пользу догмата о воскрешении во плоти.               Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная  воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека - интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту, поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для нее то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие. Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющее своеобразие человеческой природы, а совершенствующая ее. Также божественное управление миром и предвидение  событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло.

Теория   познания.

 

 

  Фома Аквинский в своих работах, посвященных теории познания часто

отмечает большую  роль эмпирии и чувственного познания, почти во всех  трудах

используются  понятия  "опыт",  "чувства",  "чувственное   познание". Аквинский

подчеркивал, что  "всякое  естественное  знание  происходит  из чувств", что предметом  познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого  сознания.  Аквинский  считал, что  сущность  познания  заключается  в  том,   что   познающий   становится познаваемым. Это происходит потому, что ум   нетелесен и не может подвергаться воздействию чувственных  вещей.  Рациональное  познание  всегда является общим, и  потому  отдельные,  единичные  вещи  не  могут  быть  его объектом. Если в единичных вещах индивидуальным является материя,  то  общим должно быть нечто нематериальное. Это  вывод  следует  из  того факта,  что

интеллект  как  познающий  орган  души  не  может  подвергаться  воздействию

материальных  предметов. Субъект в известном  смысле уподобляется объекту,  но

не материальной его форме, а  духовной,  идеальной.

  По  мнению  Аквинского, познание основано на способности воспринимать от  единичных  вещей  духовные познавательные    формы    и    является    способностью     сопричаствовать нематериальному божественному существованию. А  потому   это  следы  Бога  в естественных предметах, "открытие" их зависимости от  творца.  Весь  процесс

познания у  Аквинского подчинен открытию в вещах конечной, божественной причины.

 

1.  Чувственное   познание.

 

  Фома   начинает   анализ   процесса   познания   с   объяснения

подразделения, иерархии и функций  чувственных  познавательных  органов.  Он

подразделяет  их на внешние и внутренние чувства.

В иерархии пяти внешних чувств  самое  низкое  положение  занимает

осязание, потому что оно наиболее материально, то есть более  всего  связано

с  телом.  Однако,  будучи  самым  низким,  оно  выполняет  основную   роль,

поскольку от него зависит не только темперамент человека,  но  и  правильное

функционирование  как чувственных, так и умственных  познавательных  органов.

  К разряду низших чувств Аквинский относит кроме осязания более высокий, чем  оно,

вкус и более  совершенное, чем  последний,  обоняние.  Среди  внешних  чувств

Информация о работе Система взглядов Фомы Аквинского