Система взглядов Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Философия начала развиваться в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

Оглавление

Введение........................................................................................................................................3

Биография………………………………………………………………………………………..4

Теология и наука………………………………………………………………………………...5

Проблема существования Творца………………………………………………………………6

Пять доказательств бытия Бога…………………………………………………………………7

Проблема бытия………………………………………………………………………………….8

Метафизическая теория бытия………………………………………………………………….9

Сущность и существование……………………………………………………………………..9

Учение о человеке и его душе…………………………………………………………………10

Теория познания………………………………………………………………………………11

1. Чувственное познание…………………………………………………………………...11
2. Интеллектуальное познание……………………………………………………………..12
3. Теория истины…………………………………………………………………………..14
4. Критерий истины………………………………………………………………………...14

Этика……………………………………………………………………………………………15

Политика и право………………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Система взглядов Фомы Аквинского.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

материи,  но  она  ниже  чистых  духов.

  Таким   образом,  человек   оказался  помещенным посредине - между  животным миром и ангелами.

 

 

Этика

  Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений; конечной целью морально благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Аквинскому, в пределах настоящей жизни), все остальные цели оцениваются в зависимости от их упоряченной направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло, коренящееся в недостатке существования и не являющееся некоторой самостоятельной сущностью. Вместе с тем Фома Аквинский отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства.   Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Аквинский анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо) и противостоящие им пороки, следуя аристотелевской традиции, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь Фома Аквинский не мыслит вне наличия теологических добродетелей - веры, надежды и любви. Вслед за теологическими идут четыре "кардинальные" (основополагающие) добродетели - благоразумие и справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные добродетели.

 

Политика и  право.

  Закон определяется как "любое повеление разума, которое провозглашается ради общего блага тем, кто печется об общественности". Вечный закон посредством которого божественное провидение управляет миром, не делает излишним другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон, принципом которого является основной постулат томистской этики - "надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать", известен в достаточной мере каждому человеку, и человеческий закон, конкретизирующий постулаты естественного закона (определяя, например, конкретную форму наказания за совершенное зло), который необходим, поскольку совершенство в добродетели зависит от упражнения и удержания от недобродетельных наклонностей, и силу которого Аквинский ограничивает совестью, противящийся несправедливому закону. Исторически сложившееся позитивное законодательство, являющееся продуктом человеческих установлений может быть, при определенных условиях, изменено. Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, и нарушение человеком божественных законов является действием, направленным против его собственного блага. Следуя Аристотелю, Фома Аквинский полагал для человека естественной, общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Он выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель - сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления - монархия, аристократия и полисная система, несправедливые - тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления -монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления - тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того, демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного. Фома Аквинский оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установление тирана явно противоречит божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома Аквинский ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для и реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

  Важнейшей чертой философии  Средневековья, отличающей ее  от античной философии, а тем  более от философии Нового  времени, была ее тесная связь  с монотеистической религией.

  Фома Аквинский считается  величайшим представителем схоластической философии. 
Он выступал против распространившейся в христианском богословии положения о противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона).  
Теоретические построения Фомы Аквинского стали каноническими для католицизма. В настоящее время в доработанном виде его философия функционирует в христианском мире как неотомизм, официальная доктрина Ватикана.

  Будучи первопричиной всех  вещей, Бог, вместе с тем,  является конечной целью их устремлений. Аквинский отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Он анализирует добродетели и противостоящие им пороки, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь Фома Аквинский не мыслит вне наличия теологических добродетелей - веры, надежды и любви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия: Учебник [Текст] / П В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 240 с.

2. История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 736 с.

3. Основы философии: Учебное пособие для вузов [Текст] / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

 

4. Спиркин, А. Г. Философия:  Учебник [Текст] /  А. Г. Спиркин– М.: Гардарики, 2000. – 816 с.

 




Информация о работе Система взглядов Фомы Аквинского