Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:26, реферат
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Из истории философии здоровья…………………….……….5
Глава 2. Философия здоровья в современное время………….……..15
Заключение…………………………………………………….………...18
Список использованной литературы………………………………….19
Южно-Уральский
Философия здоровья
кафедра "Маркетинг и менеджмент"
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Из истории философии здоровья…………………….……….5
Глава 2. Философия здоровья в современное время………….……..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….19
Введение
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины:
1. Необходимо философское
осмысление и теоретическая
2. В работах, посвященных
исследованию индивидуального
3. Традиционные меры пропаганды
здорового образа жизни (ЗОЖ),
опирающиеся в основном на
медицинские знания, оказались малоэффективными.
Философская проблема
4. Важность исследования
здоровья человека с точки
зрения теории антропогенных
потребностей в современных
Глава 1. Из истории философии здоровья
Для того, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философии здоровья человека, необходимо проанализировать историю философской мысли, ознакомиться с результатами, которые были достигнуты предыдущими поколениями в области осмысления аспектов здоровья и долголетия человека.
Первые представления о человеке и его здоровье возникли задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы сознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека, его бытия. Показано уважительное отношение к сильному и здоровому телу, мудрому и честному духу. Именно такими люди представляли и рисовали своих богов, таковыми были и народные герои-спасители. Исцеление от болезней искали у природы и милости богов. Формирование философского понимания человека и его здоровья происходило как раз на базе заложенных в мифах представлений, идей, образов, понятий и в диалоге между зарождающейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
В древневосточной философии человека и его здоровья идеалом человеческого бытия выступает нацеленность на вживание в сложившуюся среду и обращенность человеческой активности на свой собственный мир. Китайская древняя философия в калейдоскопе событий мира как постоянного перехода от бытия к небытию выделяет внутренний закон, естественный порядок («дао»), уповать на который, жить в согласии с которым и означает найти истинный путь жизни.
Задача человека - всматриваться, вписываться в мир, не ломать установленный в нем порядок, а следовать ему. Идеал углубления в себя путем отказа от активной предметной деятельности воспринимается как возможность достижения полной гармонии с миром, как выход из сферы предметного бытия, вызывающего страдания, в сферу, где обретается покой и отсутствуют страдания. Человек найдет путь истины, если он будет придерживаться середины, умеренности, следовать опыту старших и т.д. Гармония достигается путем растворения личности в космическом целом. Ее поступки должны быть выражением космического целого, а не самовыражением [ 9 ].
Древняя Индия представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы - Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку наблюдается в примыкающих к Ведам текстах - Упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее, нравственнее и здоровее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Последнее, в свою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). Упанишады полны таких вопросов, как: «откуда мы произошли?», «где мы живем?», «куда мы движемся?», «как долго человек может жить?» и т.д.
Наиболее подробно представлено древнеиндийское понимание здоровья человека. Оно заложено в одной из вед, которая именуется Аюрведой. Это - уникальный источник знаний - система профилактический мер и лечебных процедур. Зародившаяся более пяти тысяч лет назад, Аюрведа произошла от двух санскритских корней, «Аюс» - «жизнь» и «Веда» - «знание» или «наука». Цель Аюрведы - поведать, каким образом можно формировать, улучшать, изменять, продлевать свою жизнь и не допускать болезней и старения организма.
Главный принцип Аюрведы заключается в том, что мысль оказывает глубочайшее влияние на тело и свобода от недомоганий зависит от способности вступать в контакт с собственным сознанием, от умения уравновешивать его, распространяя в последующем полученное состояние равновесия и на тело. Такое состояние сбалансированного сознания как никакой иммунитет обеспечивает более высокий уровень здоровья [ 9 ]. Согласно Аюрведе у каждого человека есть совершенное здоровье - область существования, где он свободен от болезней, не чувствует боли, не стареет и не умирает. В соответствии с древнеиндийской ведической традицией главной силой, лежащей в основе природы, является интеллект [ 16 ].
Нужно воспользоваться квантовой проекцией, чтобы увидеть тело как бесшумный поток интеллекта, постоянно порождающего импульсы, которые создают, контролируют и воплощаются в физическое тело. Секрет состоит в том, что всякое осложнение в теле может быть изменено на этом уровне по воле человека. Клетка сама по себе обладает интеллектом. Ее интеллект расположен на уровне более глубоком, чем молекулярный. Человек принимает решения относительно своих собственных заболеваний, но не осознает того, что совершает этот выбор, поскольку он происходит на уровне, лежащем ниже уровня повседневного мышления. Следовательно, если человек обладает такими способностями, он должен иметь возможность контролировать их.
По Аюрведе каждый человек создан природой по программе, присущей ему одному, называемой пракрити, т.е. тип организма. Как только человек начнет замечать и прислушиваться к своим особенностям, он обнаружит, что физиология способна сама по себе приходить в равновесие при минимальных усилиях с его стороны. Самые незначительные нарушения равновесия в организме сеют семена будущих болезней, в то время как сохранение этого равновесия способно обеспечить идеальное состояние здоровья.
За тысячи лет до того, как современная медицина открыла связь между телом и сознанием, мудрецы Аюверды овладели ею - они создали «внутреннюю технологию», работающую на самых глубинных уровнях нашего сознания.
В Аюрведе базовым принципом является то, что всякая болезнь может быть предотвращена, если поддерживается баланс - не только в теле, но и в мыслях и эмоциях. Мудрецы Аюрведы учат, что во всех людях существует стремление к росту и развитию. Это стремление управляет общим балансом автоматически; его проявления отмечаются в каждой клетке организма, но в особенности в мозге.
Когда верх берут силы, действующие против жизни, телу ничего не остается, как постепенно приходить в негодность. Но если научиться поддерживать равновесие с самого глубокого уровня, внутренний рост не будет иметь видимых пределов.
Каждый современный человек предполагает, что когда-нибудь он все-таки заболеет и другое может показаться просто невозможным. Однако мудрецы Аюрведы смотрели на жизнь иначе. Знаменитый стих Веды говорит: «Наш долг перед человечеством быть совершенно здоровым, поскольку мы являемся мелкими волнами в океане сознания, и когда мы больны, даже немного, мы нарушаем космическую гармонию». Как говорит другой ведический стих: «Внутренний интеллект тела есть окончательный и высший гений в природе. Он отражает мудрость космоса». Фраза: «жить в гармонии с природой» в Аюрведе имеет весьма точный и конкретный смысл: иметь здоровые желания, совпадающие с тем, что вам действительно необходимо... Природа создала человека таким, что его нужды не должны конфликтовать с его желаниями [16].
Античная культура также развивает в эту эпоху тему гармонии человека и мира и категория гармонии, соразмерности частей в рамках целого является фундаментальной для культуры греческого полиса [ 9 ].
Наиболее интересны отношения к здоровью человека Пифагора и пифагорейцев [ 10 ]. Платон в своем единственном упоминании о Пифагоре называет его «предводителем юношества», создавшим особый пифагорейский образ жизни.
«Для всех - и высших, и низших - у Пифагора было мудрое изречение: следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом и всем, чем только можно, от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка - излишество, от города - смуту, от дома - раздоры, и от всего - неумеренность».
Корнелий Цельс (I в.), автор сочинения «О медицине», говорит о том, что Пифагор, Эмпедокл и Демокрит более других философов занимались медициной. Пифагора считают первым, кто применил музыку для лечения болезней. Пифагореизм сыграл важную роль в соединении теоретической мысли с эмпирическим исследованием, которое обогатило и медицину, и философию, а впоследствии стало главной чертой всей греческой медицины.
В основе пифагорейской медицины лежали диететика, определявшая характер и дозировку пищи и учившая правильному чередованию работы и отдыха, гимнастика, которая поддерживала бодрость тела, и музыка, в целительную силу которой пифагорейцы твердо верили. Традиционная медицина многих народов, в том числе и греков, столетиями накапливала сведения о том, какой эффект дает употребление того или иного продукта, при каких обстоятельствах его нужно принимать. Но пифагорейцы пошли гораздо дальше простой систематизации и развития этих знаний. Они первыми среди греческих врачей обратили внимание не только на больного, но и на здорового человека. Каким должен быть образ жизни человека, чтобы он оставался здоровым, что он должен есть и пить, чем и сколько заниматься, чего избегать? Ответы на эти вопросы должна была дать медицинская теория, в которой здоровье впервые стало пониматься не как отсутствие болезней, зависящее от милости богов, а как особое состояние организма, которое достигается и сохраняется рациональными усилиями самого человека, такими, например, как физические упражнения, воздержание от излишеств в еде и питье, и т.д.
Главным результатом пифагорейских изысканий в области философии человека - явился взгляд на здоровье как на гармонию всех элементов организма, наилучшее равновесие всех его сил и качеств.
Рассмотрим как отличны системы оздоровления в греческих городах Спарте и Афинах [ 9 ], в которых возникли два различных философских подхода к вопросам оздоровления тела человека.