Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:26, реферат
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Из истории философии здоровья…………………….……….5
Глава 2. Философия здоровья в современное время………….……..15
Заключение…………………………………………………….………...18
Список использованной литературы………………………………….19
Спартиаты
как господствующий класс,
Иным было обучение здоровью в Афинах. В V - IV вв. до новой эры. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В древней Греции постепенно происходило зарождение философского осмысления здоровья человека. В литературе древних философов и ученых - Платона, Аристотеля и других - высказано немало суждений и ценных мыслей об умении сохранять здоровье как составной части общего воспитания и образования.
В эпоху разложения
древнегреческого общества обнаруживается
новая сторона философии человека. В этой
ситуации на передний план выдвигается
интеллектуально-
На первый план выступают
проблемы человека, связанные с
социальным и нравственным
Существовали принципиальные отличия в философских подходах к проблемам здоровья между древними востоком и западом. В античной медицине эмпиризм был одной из важнейших методических установок. Однако он вырос не просто из народной медицины и питался не только любовью к проверенным средствам. Это была именно сознательная, методическая установка, возникшая в спорах с философами и софистами. За пределами Греции, в медицине народов Древнего Востока мы видим отнюдь не царство чистой эмпирии. Наоборот, медицина находилась там под сильнейшим влиянием магии, так что в некоторых культурах функции лекаря и колдуна выполнял один и то же человек. Что же касается естествознания, то его на Востоке попросту не было.
В Греции религиозно-магическая медицина существовала обособленно от обычной деятельности светских врачей. Храмовая медицина практиковалась жрецами Асклепия, бога-врачевателя и покровителя врачей. Больные, приходившие в такой храм, после соответствующих церемоний проводили ночь в его пределах, и Асклепий, явившись к ним во сне, либо сразу же излечивал их, либо подсказывал необходимый метод лечения. Судя по многочисленным изображениям вылеченных органов, которые оставляли в храме пациенты Асклепия, храмовая медицина пользовалась немалой популярностью, но едва ли она могла составить серьезную конкуренцию светской медицине, она занималась только «лечением» болезни.
В заключении хочется отметить так же как древневосточная философия здоровья человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философия является началом и источником западноевропейской философской традиции рационального взгляда на здоровье.
Видным представителем
средневековой христианской
В средние
века человек больше не
Идеал возрожденческого человека - разносторонность. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он как бы за это время вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем - открывшемся ему в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще.
Для эпохи Возрождения
характерен культ красоты. Природа
видится как некое живое целое,
пронизанное магическими
Разработка совокупности знаний о духовной стороне человека в дальнейшем стала фундаментом философии здорового человека. В XVI веке укоренился термин «Антропология», его стали использовать для обозначения системы знаний о физическом строении человеческого тела. Французские материалисты под антропологией понимали все знания о духовной и материальной стороне человека.
Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в философии нового времени.
И.Кант, исследуя деятельность природы в адрес человека, отнес к физиологической антропологии все, что сделала природа с человеком, что дала ему, особо выделив антропологию прагматическую (т.е. то, что делает или может делать человек себя сам из себя). Именно с Канта, антропология выделилась как частная наука, опосредствующая «переход от морфологии и физиологии человека к его психике и социальному статусу». Нормальный человек, по Канту, «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Основное отличие человека от других существ - самосознание. Для Канта «работа - лучший способ наслаждаться жизнью». Человек прожил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью [ 16 ].
Антропологическая направленность философии Канта способствовала осмыслению отношений «Человек - Мир» и получила свое дальнейшее развитие в осмыслении философии человека у Л.Фейербаха, который сформулировал антропологический принцип. Параллельно с Фейербахом и, вслед за ним, антропологический принцип уточнялся Артуром Шопенгауэром и обрел емкую формулу: «Мир - это микроантропос». Антропологические аспекты предстают в идеализме «философии жизни» в 70-е годы ХIХ века (Ф.Ницше, В. Дильтен, Г. Зиммель и др.) Обращение к антропологии характерно и для творчества Г.Риккерта, утверждавшего ценность жизни человека и назначение философии как идеологии «жизневоззрения», ибо антропологические и аксеологические проблемы - концентрация живой жизни человека [10].
Историческое
наследие философской
Глава 2. Философия здоровья в современное время
Для выполнения исторической миссии на Земле и в Космосе, человек должен быть здоровым. Современному человеку в техногенно измененной окружающей среде, насыщенной увеличивающимся множеством небезразличных для организма факторов, физической, химической и биологической природы, огромным объемом психоэмоциональных воздействий сохранить здоровье непросто.
На человека постоянно воздействуют три потока информации: сенсорный, воспринимаемый органами чувств через первую сигнальную систему, вербальный (устное или письменное слово) - через вторую сигнальную систему, и структурный (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха), поступающий через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Проблема структурной информации применительно к некоторым аспектам фармакологии и науки о питании начала разрабатываться сравнительно недавно [ 6, 8 ].
Объем каждого вида информации может быть оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной или вредной. Организм имеет определенную пропускную способность восприятия информации и ограниченные резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений количества и качества информации.
Все три потока
информации соединяются на
Известно, что
общей неспецифической
Стрессовую реакцию
организма можно рассматривать
как некоторый химический
Биологически
активные вещества пищи и
Информационные
представления в фармакологии. Теоретическая
фармакология в широком смысле
изучает общие закономерности
взаимодействия организма с
Для лечения серьезных
заболеваний и реанимации
В современном
мире во многих странах
Но в этот
веками поступающий в нас
Наши предки не имели
Сложность
и ценность вносимой в
Биологически значимый сигнал всегда сопряжен с веществом (полем) и соответствующей формой энергии. Для вещества и энергии есть единицы измерения. Но для питания и лечебно-профилактических целей важны качественный состав пищи и её структура, что не отражается ни массой, ни калорийностью. Масса, объем и калорийность - показатели экстенсивные; структурная информация - интенсивный показатель. Энергия и структурная информация одинаково важны для организма. В соответствии с принципом ополнительности Н.Бора эти две противоположности не противоречивы, а дополнительны. В этом философское единство противоположностей энергетико-структурного дуализма связей организма со средой, которые являются важнейшим фактором, определяющим здоровье человека [ 6 ].