Философия Рене Декарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Рене Декарт (1596 - 1650) родился в семье, принадлежавшей к знатному роду Турени, что предопределяло его будущее на стезе воинской службы. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и безусловное неприятие схоластической традиции. Ратная жизнь (а Декарту пришлось участвовать в Тридцатилетней войне) не привлекала мыслителя и в 1629 г. он оставляет службу, удаляется от света, избирает местом своего пребывания самую свободную тогда страну Европы - Голландию - и в течении 20 лет занят исключительно научными трудами. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для философа режим дня (встречи с "царственной ученицей" в 5 часов утра), суровый климат Швеции и напряженная работа стали причиной его преждевременной кончины.

Файлы: 1 файл

Философия Рене Декарта.docx

— 40.71 Кб (Скачать)

Искусство.

"В искусстве организация  идей и организация вещей неразделимы. Например, взятые сами по себе, архитектурные сооружения, статуя, картина являются системами "мертвых" элементов - камня, металла, полотна, красок; но жизненный смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг них объединяются в человеческой психике".

Начала религии.

"Распоряжаясь жизненными отношениями  столь обширной и сложной системы,  как община, патриарх в огромном  большинстве случаев делает это  по готовому шаблону, пользуясь  накопленным опытом своих предшественников, их "заветами", то есть правилами  и указаниями, которые от них  перешли к нему, передаваясь в  ряду их поколений. Постоянно  ссылаясь на эти "заветы", выставляя себя перед общиной  исполнителем воли предков, он  тем самым поднимает их авторитет  над своим как высший и более  могущественный. Большую часть своей  жизни каждый патриарх был  раньше подчиненным исполнителем  своих ближайших предшественников, привык почитать их и подчиняться  им, ставить их над собой. Став  патриархом, он в силу консерватизма  мышления сохраняет этот взгляд  на них и, как хранитель общественной  традиции, передает его всем родичам. но в таком же точно отношении предыдущие патриархи стояли к тем, место которых заняли, и подобным же образом поставили их выше себя в глазах общины; а те делали то же по отношению к своим предшественникам, и т. д. Уходя в даль прошлого, образы предков - организаторов растут в сознании потомков, достигая сверхчеловеческих размеров; уважение к ним переходит, наконец, в настоящее обожествление. Так почитание предков привело к созданию богов и положило начало древнейшим религиям".

"Если заветы организатора  продолжают действовать, то его  организаторская роль в жизни  на деле расширяется. При жизни  патриарх руководил, может быть, сотней сородичей; через двадцать  поколений потомство этой общины  может образовать целое племя  во много тысяч человек... легко  сообразить, во сколько раз увеличилось  поле его авторитета".

Генезис норм.

"Грубость и беззаботность  воина плохо мирилась с мягкостью  и предупредительностью его сообщника  - земледельца, повышение потребности  ремесленника вызывали недоумение  и отвращение неприхотливого  рыбака и т. д. Неоднородность опыта породила, таким образом, новую организационную связь - норму. Затем рождается обычное право, право - закон, часть же опыта, регулируемого ранее обычаем, попадает под понятие "приличия", "долга", затем "совести"".

"Обычай, право, мораль - по существу  формы организации и общественной  жизни; их генезис представляет  собой генезис расширяющегося  опыта, требующего все новых  и новых форм организации. Фетишизация  моральных и правовых норм, происшедшая  в период господства авторитарных  и индивидуалистических идеологий,  не отменяет их организационной  сущности. Даже современные, вполне "внутренние" конфликты являются  не конфликтами отвлеченных норм (долга, совести и т. д.),а организационными конфликтами. Внутренние моральные конфликты суть конфликты непосредственных импульсов жизни с внешней для них хотя и встречающейся в одном поле личного сознания, кристаллизованной силой социального прошлого".

"Если феодальные религии  были средством жреческой эксплуатации, то они отнюдь не являлись  ее основой. Основой же была  общественная полезность и необходимость  жречества как совершенно мирного  организаторского сословия. Связи  общества были слабы; светские  феодалы в силу военной специальности  были мало способны поддержать его единство и сплоченность; это делалось почти всецело жреческими корпорациями. Они, насколько возможно, охраняли мир и ставили в рамки военно - грабительское буйство эпохи; они за счет накопленных богатств и запасов помогали жертвам бесчисленных войн - разоренным и калекам; они залечивали раны производства, руководя восстановлением экономической жизни в опустошенных местностях и т. д. Из таких социально - экономических функций вытекала власть над умами".

Идея таинственного

"Вообще, где познание становится  орудием господства, а невежество - условием подчинения, там выступает  на сцену и усиленно культивируется  идея таинственного".

Познание - организация опыта "Форма  познания - есть психическое единство выражаемого и формы выражения... Выражаемое и форма выражения неразрывно ассоциированы между собой в психике особи и представляют о д н у психическую форму. Эта психическая форма как форма сознания, являющаяся моментом психической реакции, не индивидуальна, а общественна. Состояние психики выражается полно только тогда, когда оно может воспроизводиться путем подражания в других психиках... следовательно, форма познания не есть индивидуально-психическая, но общественная, она получает полную реальность не в отдельной психике, а во взаимном соответствии отдельных психик".

Генезис искусства 

"Происхождение живописи легко  связать с мимическими движениями, подражающими контурам предметов,  которые человек видит или  о которых говорит; скульптура  отделилась от живописи (промежуточная  форма - рельефная живопись), архитектура  находится в самом тесном родстве  с той и другой и также  представляет в своих основных  формах подражание различным  предметам внешней природы. Пение,  речь и поэзия составляют другую, первоначально нераздельную группу  форм выражения. К этой группе  примыкает по своему происхождению,  вероятно, и музыка, которая в  то же время стоит в тесной  связи с танцами и мимикой  в выработке ритма мелодий.  Пение, речь и поэзия дифференцировались  одна от другой в сравнительно  позднее время, можно сказать  - на глазах истории, особенно - речь и поэзия. Об этом напоминают  долго сохранявшиеся остатки  в различных языках, например  употребление одного и того  же слова для обозначения и  речи вообще и всякого повествования,  и поэтической поэзии в частности...".

Наука и искусство 

"Мировые типы в скульптуре  и живописи... охватывают не меньшую  сумму действительного и важного  для жизни, чем высшие концепции  философии, чем высшие обобщения  науки... Великие культурные идеи  всего наглядней, всего целостней,  всего убедительнее выступают  именно в пластических и живописных  образах".

Главные сочинения: "Эмпириомонизм", "Революция и философия", "Из психологии общества", "Наука об общественном сознании", "Всеобщая организационная наука /тектология/".


Информация о работе Философия Рене Декарта