Искусство.
"В искусстве организация
идей и организация вещей неразделимы.
Например, взятые сами по себе, архитектурные
сооружения, статуя, картина являются
системами "мертвых" элементов - камня,
металла, полотна, красок; но жизненный
смысл этих произведений лежит в тех комплексах
образов и эмоций, которые вокруг них объединяются
в человеческой психике".
Начала религии.
"Распоряжаясь жизненными отношениями
столь обширной и сложной системы,
как община, патриарх в огромном
большинстве случаев делает это
по готовому шаблону, пользуясь
накопленным опытом своих предшественников,
их "заветами", то есть правилами
и указаниями, которые от них
перешли к нему, передаваясь в
ряду их поколений. Постоянно
ссылаясь на эти "заветы",
выставляя себя перед общиной
исполнителем воли предков, он
тем самым поднимает их авторитет
над своим как высший и более
могущественный. Большую часть своей
жизни каждый патриарх был
раньше подчиненным исполнителем
своих ближайших предшественников,
привык почитать их и подчиняться
им, ставить их над собой. Став
патриархом, он в силу консерватизма
мышления сохраняет этот взгляд
на них и, как хранитель общественной
традиции, передает его всем родичам.
но в таком же точно отношении предыдущие
патриархи стояли к тем, место которых
заняли, и подобным же образом поставили
их выше себя в глазах общины; а те делали
то же по отношению к своим предшественникам,
и т. д. Уходя в даль прошлого, образы предков
- организаторов растут в сознании потомков,
достигая сверхчеловеческих размеров;
уважение к ним переходит, наконец, в настоящее
обожествление. Так почитание предков
привело к созданию богов и положило начало
древнейшим религиям".
"Если заветы организатора
продолжают действовать, то его
организаторская роль в жизни
на деле расширяется. При жизни
патриарх руководил, может быть,
сотней сородичей; через двадцать
поколений потомство этой общины
может образовать целое племя
во много тысяч человек... легко
сообразить, во сколько раз увеличилось
поле его авторитета".
Генезис норм.
"Грубость и беззаботность
воина плохо мирилась с мягкостью
и предупредительностью его сообщника
- земледельца, повышение потребности
ремесленника вызывали недоумение
и отвращение неприхотливого
рыбака и т. д. Неоднородность опыта породила,
таким образом, новую организационную
связь - норму. Затем рождается обычное
право, право - закон, часть же опыта, регулируемого
ранее обычаем, попадает под понятие "приличия",
"долга", затем "совести"".
"Обычай, право, мораль - по существу
формы организации и общественной
жизни; их генезис представляет
собой генезис расширяющегося
опыта, требующего все новых
и новых форм организации. Фетишизация
моральных и правовых норм, происшедшая
в период господства авторитарных
и индивидуалистических идеологий,
не отменяет их организационной
сущности. Даже современные, вполне
"внутренние" конфликты являются
не конфликтами отвлеченных норм
(долга, совести и т. д.),а организационными
конфликтами. Внутренние моральные конфликты
суть конфликты непосредственных импульсов
жизни с внешней для них хотя и встречающейся
в одном поле личного сознания, кристаллизованной
силой социального прошлого".
"Если феодальные религии
были средством жреческой эксплуатации,
то они отнюдь не являлись
ее основой. Основой же была
общественная полезность и необходимость
жречества как совершенно мирного
организаторского сословия. Связи
общества были слабы; светские
феодалы в силу военной специальности
были мало способны поддержать его
единство и сплоченность; это делалось
почти всецело жреческими корпорациями.
Они, насколько возможно, охраняли мир
и ставили в рамки военно - грабительское
буйство эпохи; они за счет накопленных
богатств и запасов помогали жертвам бесчисленных
войн - разоренным и калекам; они залечивали
раны производства, руководя восстановлением
экономической жизни в опустошенных местностях
и т. д. Из таких социально - экономических
функций вытекала власть над умами".
Идея таинственного
"Вообще, где познание становится
орудием господства, а невежество
- условием подчинения, там выступает
на сцену и усиленно культивируется
идея таинственного".
Познание - организация опыта "Форма
познания - есть психическое единство
выражаемого и формы выражения...
Выражаемое и форма выражения неразрывно
ассоциированы между собой в психике особи
и представляют о д н у психическую форму.
Эта психическая форма как форма сознания,
являющаяся моментом психической реакции,
не индивидуальна, а общественна. Состояние
психики выражается полно только тогда,
когда оно может воспроизводиться путем
подражания в других психиках... следовательно,
форма познания не есть индивидуально-психическая,
но общественная, она получает полную
реальность не в отдельной психике, а во
взаимном соответствии отдельных психик".
Генезис искусства
"Происхождение живописи легко
связать с мимическими движениями,
подражающими контурам предметов,
которые человек видит или
о которых говорит; скульптура
отделилась от живописи (промежуточная
форма - рельефная живопись), архитектура
находится в самом тесном родстве
с той и другой и также
представляет в своих основных
формах подражание различным
предметам внешней природы. Пение,
речь и поэзия составляют другую,
первоначально нераздельную группу
форм выражения. К этой группе
примыкает по своему происхождению,
вероятно, и музыка, которая в
то же время стоит в тесной
связи с танцами и мимикой
в выработке ритма мелодий.
Пение, речь и поэзия дифференцировались
одна от другой в сравнительно
позднее время, можно сказать
- на глазах истории, особенно
- речь и поэзия. Об этом напоминают
долго сохранявшиеся остатки
в различных языках, например
употребление одного и того
же слова для обозначения и
речи вообще и всякого повествования,
и поэтической поэзии в частности...".
Наука и искусство
"Мировые типы в скульптуре
и живописи... охватывают не меньшую
сумму действительного и важного
для жизни, чем высшие концепции
философии, чем высшие обобщения
науки... Великие культурные идеи
всего наглядней, всего целостней,
всего убедительнее выступают
именно в пластических и живописных
образах".
Главные сочинения: "Эмпириомонизм",
"Революция и философия", "Из
психологии общества", "Наука об
общественном сознании", "Всеобщая
организационная наука /тектология/".