Философия Просвещения ΧVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ΧVIII – ΧΙΧ вв. Однако уже в конце ΧVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце ΧΙΧ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика эпохи Просвещения ΧVΙΙΙ века……………………….5
2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения………………………………………………………………………..13
3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Ш.Л. Монтескье……………………18
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии 2 семестр.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      Важной  частью учения Монтескье о законах  являются его суждения о различных  типах законов. Люди, отмечают, что  он управляется различными законами: естественным правом; божественным правом(правом религии); церковным правом; международным правом( вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной); общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам; частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество; правом завоевания; гражданским правом отдельных обществ; семейным правом.

      Специальное внимание Монтескье способам составления  законов, законодательной технике. Плодотворной явилась для политической теории идея устранения крайностей имущественного неравенства в обществе, о долге  государства обеспечить каждому гражданину средства к жизни.

      К теории общественного договора в  целом относится и учение Монтескье о происхождении государства, его сущности. Государство – это результат сознательной деятельности людей, это исторический продукт развития государства – силой заставлять отдельных граждан выполнять закон, выражающие общее благо, примерять социальные противоречия и состояние войны, вражды людей.

      Анализ  Монтескье природы государства  – создал ему репутацию основателя, эмпирической и экспериментальной школы в политике. Он постепенно защищал положение о том, что наилучшей формы государства не существует, настаивая на невозможности абстрактного подхода к данной проблеме. Защищать преимущества монархии перед республикой бесполезно, без предварительного ответа на вопросы – когда, где, для кого.

      В работе «О духе законов» Монтескье  выделяет три формы правления: республика, монархия и деспотия. Каждой соответствует и свой принцип правления: добро, честь и страх, произвол. Мыслитель подчёркивал историческую закономерность двух форм: монархии(особенно конституционной) и республики.

      Симпатия  Монтескье на стороне республиканцев, ибо республика утверждает новые  жизненные принципы равенство, свободу, любовь, патриотизм. Она даёт в руки народа и его представителей верховную власть. Теория разделения властей разрабатывалась Монтескье в направлении поиска механизма обеспечения свободы человека. Этой цели отвечает правление закона, а не людей, неоправданная концентрация власти недопустима.

      Ещё в начале ΧVΙΙΙ века Монтескье призывал к созданию органов народного представительства, ограничивающих монархию( в виде сословного парламента). Выделяя причину разделения труда в государстве на три направленные власти( законодательную, исполнительную и судебную), Монтескье выделяет идею распределения власти  пропорционально социальным слоям общества.

      Разделение  и взаимное сдерживание властей  являются, по Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы  в её отношениях к государственному устройству. Человек не может быть судьёй в собственном деле или выполнять решение, которое он сам же принял.

      Он  различает два вида законов о  политической свободе: 1) законы, устанавливающие  политическую свободу в её отношении к государственному устройству; 2) законы, устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Монтескье замечает, что может так быть, что при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй всё-таки нельзя будет назвать свободным.

      Носители  отдельных видов власти должны быть независимы в своих действиях. Поэтому независимость становится основой для взаимного сдерживания, создаётся система противовесов, которая препятствует какой-либо одной власти навязывать свою исключительную волю. Образцом подобного разделения властей Монтескье считал современную ему политическую систему Англии, которую он, конечно, идеализировал, недооценив, например: теснейшего альянса аристократического парламента и правительства при отсутствии у населения реальных возможностей контролировать законодательную власть.

      Актуальной  для современного политического  развития является гипотеза Монтескье  о зависимости формы государственного правления от размеров территории страны, небольшие государства имеют  в основном республиканскую форму правления; средние – монархический режим, а обширные государства – деспотизм.

      Как последовательный гуманист и демократ, Монтескье развивает идею демократического правления, когда верховная власть в республике принадлежит всему  народу.

      Учение  Монтескье «О духе законов» и разделении властей оказало существенное влияние на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.   

          

       

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      ΧVΙΙΙ  век вошёл в конспект человеческой истории под названием «Эпохи Просвещения». Именно в эту эпоху Просвещения были выдвинуты основополагающие идеи развития человеческой истории в различных её аспектах. В эпоху просвещения ΧVΙΙΙ века были выдвинуты основополагающие принципы цивилизованного развития человечества, которые в конце ΧΧ века подвергаются испытаниям и проверке на общезначимость. Термин «Просвещение», означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум.

      Отсюда  происходит и современная вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого. Наука является естественной формой развития человеческого разума. Именно эта идея породила тот круг философских проблем и философских дискуссий. Именно философские споры – о сущности природы, природе и сущности разума, познания и сознания усиливали обострённое внимание и заинтересованность к науке в целом и естественно-научному знанию в частности.

      Таким образом, что важнейшей проблемой в философии ΧVΙΙΙ века явилась проблема источника познания, от решения которой зависело и решение других философских проблем.

      В философии Просвещения, можно выделить как бы две разновидности философии  Просвещения – философия Английского  Просвещения и философия Французского Просвещения. Особенность развития философии этого периода является возрастание принципов материализма как особой не только мировоззренческой установки, но и как принципа объяснения сущности бытия мира и сущности познания.

      Для философов французского Просвещения характерна атеистическая направленность их мировоззрения, непримиримая борьба с засильем церкви, церковными и религиозными предрассудками.

      Французские философы Просвещения были не только сторонниками сенсуализиа Гоббса и Локка, но дальше развивали и углубили их идеи.

      Таким образом,  исходя из принципа материализма, философы пришли к выводу, что основой сознания и мышления является материя, а мозг есть конкретный материальный субстрат мышления. Ламетри связывает появление сознания с эволюцией живой материи, высшим продуктом, которой является человек.

      Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее её достижение - просветительский материализм - был  “снят” идеалистической диалектикой  начала XIX века, с тем чтобы затем  быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально - классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума, века Просвещения.

      Французские просветители подняли   престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество. С позиции разработанной ими новой философии они произвели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный размах и революционную остроту.

      В лоне французского Просвещения   произошло эпохальное изменение   социальной ориентированности новоевропейского материализма, английские основоположники которого были сторонниками королевского абсолютизма, идеологами аристократии. Во Франции материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом, и его революционный характер вскоре выступил наружу. 

      Русское просвещение являет собой многослойную картину. В российском просвещении  столкнулись идеи собственно Просвещения  и российская действительность с  самодержавным государством и крепостнической системой.

Список  использованной литературы

1.  Вольтер,  Философские сочинения, М., 1989г. 

 2.  История России: учебное пособие / А.В. Лубский [и др.]; под ред. проф. Б.Н. Шевелёва. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442с.

3.  Культурология,  Учебное пособие / Под научн. ред. Г.В. Драга, Изд-во Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576с.

4.  Моисеева  Н.А.: Культурология; История мировой  культуры – Ростов н/Д, 2008.

5.  Налётов  И.З., Философия: Учебник – М:  ИНФРА – М, 2008. – 400с. 

6. Политология  как наука: Современный Гуманитарный Университет, разработал профессор Е.Ю. Матвеева, канд. ист. наук – Москва, 2005г.    

          

           
 

Информация о работе Философия Просвещения ΧVIII века