Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа
Таким образом, идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ΧVIII – ΧΙΧ вв. Однако уже в конце ΧVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце ΧΙΧ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика эпохи Просвещения ΧVΙΙΙ века……………………….5
2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения………………………………………………………………………..13
3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Ш.Л. Монтескье……………………18
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………….27
Философским
основанием французского Просвещения
было материалистическое понимание
природы и места человека в
ней, противопоставление теологии
и идеалистической “метафизике”. Вольтер
в начале своей деятельности и Монтескье
опирались на материалистические идеи
декартовского учения о природе и неоэпикуризма
Гассенди. С середины 30-х годов внимание
французских философов начало привлекать
распространявшаяся в списках рукопись
“Завещание” Мелье, где он в конце 20-х
годов выдвинул цельное материалистическое
понимание природы, опирающееся как в
онтологическом, так и в гносеологическом
плане на картезианство и спинозизм. Вследствие
абстрактно-логической аргументации и
отсутствия естественнонаучного обоснования
материализм Мелье не был достаточно сильным
оппонентом деизма, хотя и мог стимулировать
дальнейшие усилия философской мысли
в деле создания последовательно материального
миропонимания, соответствующего гносеологическо-
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого
В Германии движение
Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.
Его
философская система
Кстати у самого Х.Вольфа
Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, в большей мере определяющих содержание просветительской мысли, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности. В завершающих произведениях каждого из великих просветителей заметны плодотворные перспективы дальнейшего продвижения философской мысли, постановка новых проблем, ждущих своего разрешения, указания на пробелы в знаниях.
Реформы
Петра способствовали обмирщению культуры
и подготовили почву для
Просвещение было крупным идейным течением, охватившим большинство европейских стран. Сталкиваясь с жадностью, лицемерием, ханжеством, духовным убожеством, стяжательством, просветители бичевали эти пороки, веря в то, что путём просвещения, разъяснения их можно устранить, и «естественный человек» предстанет во всём блеске своих добродетелей. В этой иллюзии заключается их глубокий трагизм. Русское просвещение являет собой неоднородную и многослойную картину.
Создание в России Академии наук, бурное развитие в ΧVΙΙΙ веке мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. В России ΧVΙΙΙ столетия развивалась и философская мысль. Её прогресс был тесно связан и обусловлен состоянием философии в передовых западноевропейских странах. Крупным центром философской мысли был прежде всего Московский университет. Среди его профессоров привлекает внимание один из талантливейших учеников Ломоносова Н.Н. Поповский.
Из оригинальных философских сочинений сохранилась, в частности, его «Речь о пользе и важности теоретической философии», произнесённая на торжественном акте Университета в 1755г. Университетским профессором был и Д.С. Аничков – автор интереснейшего труда о происхождении религии. В нём Аничков даёт материалистическое объяснение причин возникновения религии. Единомышленник и коллега Д.С. Аничкова по университету, профессор С.Е. Десницкий в области философии отстаивал идею изменяемости и развития природы, подчёркивая её «непрестанное и порывчатое движение». Идею постоянного развития С.Е. Десницкий переносил и на общество.
Наконец,
интереснейший мыслитель Яков Петрович
Козельский, автор оригинальных «Философских
предложений», впервые в русской
философии сформулировал
Во второй половине ΧVIII века философская мысль развивается на Украине. Крупнейший её представитель – Григорий Савич Сковорода( 1722-1794гг.), происходивший из бедной казацкой семьи с. Чернухи на Лубенщине. Широко образованный выпускник Киево-Могилянской академии, Г.С. Сковорода в течении трёх лет изучал философию в Венгрии и Германии. С 1759г. он преподавал в Харьковском коллегиуме. Отстранённый за «богопротивные» идеи, он до конца жизни оставался странствующим учителем. Как философ Сковорода колебался между материализмом и идеализмом. Г.С. Сковорода был ярым противником православной церкви, её обрядности.
Одной из центральных идей отечественного Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Оригинальные мысли в связи с этим высказывали В.Н. Татищев и А. Кантемир. Была предпринята и практическая попытка выведения «новой породы людей». Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребёнка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех отношениях, русские педагоги-утописты предприняли практическую попытку осуществления этой идеи.
Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
2.Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.
Развитие буржуазных социально-экономических отношений во Франции и других европейских странах вызвало мощный подъем естествознания и философии. Французские просветители-материалисты отмечали, что материальный мир есть причина самое себя, что материя находится в постоянном движении, развитии.
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений.
Английский материализм XVIIвека имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. Напротив, французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
Французские материалисты
Французский материализм не
Философия французского
Ламетри доказывал, что не