Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа
Таким образом, идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ΧVIII – ΧΙΧ вв. Однако уже в конце ΧVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце ΧΙΧ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика эпохи Просвещения ΧVΙΙΙ века……………………….5
2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения………………………………………………………………………..13
3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Ш.Л. Монтескье……………………18
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………….27
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное бюджетное
«УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по (дисциплине):
Философия
на тему: Философия Просвещения ΧVIII в.
Екатеринбург
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая
характеристика эпохи
2. Утверждение
принципов материализма, борьба
с церковью. Гуманизм Просвещения…………………………
3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Ш.Л. Монтескье……………………18
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………….
Введение
ΧVΙΙΙ век в Европе – завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идёт борьба за освобождение от религиозно-феодального мировоззрения.
Это
эпоха получает название Просвещения.
Разум и просвещение
Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Даже абсолютизм, уступил духу времени, становится «просвещённым». В Австрии, Пруссии, России – монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления.
В этой контрольной работе рассмотрены следующие вопросы:
Искусство ΧVΙΙΙ века становится преимущественно светским, европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рокко свои последние сословно-патриархальные иллюзии. В культуре Просвещения над декартовским миром количества и протяжённости берут верх качественные характеристики.
Человек объявлен частью природы, продуктом природы, он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счёте, убедился в ненужности Бога. В культуре ΧVΙΙΙ столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, просветители верят в общественный прогресс.
Система
мировоззрения просветителей
Идеология Просвещения, зародившись в Англии в ΧVΙΙΙ веке, получила и в дальнейшем распространение практически во всех европейских странах. Особую роль она сыграла во Франции, став здесь идейной базой назревающей революции. В этом было главное отличие французских просветителей от их предшественников, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции и от немецких собратьев, вынужденных долгое время – в силу особенностей исторического развития страны – лишь теоретически, философски анализировать опыт просветительского движения.
Термин
«Просвещение» впервые был
Вольтер и Монтескье развенчали богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции. Именно тогда начинается деятельность поколения просветителей – это Дидро, Аламбер. Просветители в католической церкви оплот всех реакционных сил, защитницу устоев старого режима, главное препятствие для развития цивилизации.
Представители немецкой классической философии высоко оценивали вклад Просвещения в развитие революционной философской мысли. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человека, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.
Благодаря созданной Петром Ι системе образования европейского типа в Россию пришли: математика, геометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия. Открытие Коперника, Галилея, Ньютона, проникли в Россию вначале в состав знаний западных специалистов, совершенно меняли миропонимание русского человека.
Что касается философии, то с нею русское общество начали знакомить братья Лихуды, преподававшие её на латинском языке с 1685года в Московской славяно-греко-латинской академии. Они вели два курса, составленные главным образом по Аристотелю – логику и физику. Курс физики включал учение об основах мира, о материи и форме, о четырёх причинах движения: материальной, формальной, действующей и целевой. До них проблематику в Москве никто не затрагивал.
Следствием влияния естественно-научных и философских идей Запада стало полное понимание изменения чувств и мышления представителей правящей и духовной светской элиты. Однако реформы Петра Великого не затронули сознание 85% русского народа – русское крестьянство, они коснулись его только своей тяжёлой стороной. Усилилась крепостная зависимость народа, он на долгие столетия будет лишён образования, порвутся его религиозно-нравственные связи с отечественной элитой. Миропонимание и духовно-нравственные ценности русского крестьянства ещё более двух веков будут оставаться под влиянием идей православия.
Таким образом, идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ΧVIII – ΧΙΧ вв. Однако уже в конце ΧVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце ΧΙΧ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.
1. Общая
характеристика эпохи
Просвещение – это влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Специфику содержания Просвещения более всего характеризует два момента: во-первых, его социальная и нравственная идея; во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и другие) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые сформировалось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.
В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи, распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.