Философия Просвещения ΧVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ΧVIII – ΧΙΧ вв. Однако уже в конце ΧVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце ΧΙΧ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика эпохи Просвещения ΧVΙΙΙ века……………………….5
2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения………………………………………………………………………..13
3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Ш.Л. Монтескье……………………18
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии 2 семестр.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Материалистическое  понимание природы  несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе  могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности. В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то место, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.

    Учение  о природе, получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося  представителя французского материализма - Дени Дидро (1713-1784), Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в вопросах религии.

    Как и другие представители  французского материализма, Дидро  исходит из положения о вечности  и бесконечности природы. Природа  никем не сотворена, кроме неё  и вне её нет ничего.

    Дидро был сторонником мысли  о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого  учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.

      Развивая этот взгляд, Дидро наметил   материалистическую теорию психических   функций, во многом предвосхитившую  новейшее учение о рефлексах.  По этой теории в способах  общения животных и людей между собой нет ничего, кроме действий и звуков. Животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши чувства- “клавиши”, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.  

      На  основе материалистического учения о природе французский материализм  выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся  на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Условие возникновения всякого знания - возбуждение души, ощущение извне.

      Философы XVIII века большое внимание уделили  и вопросам социально-политического  характера. Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с  его принципами, правовое равенство индивидов и др. В частности, такой известный представитель французского Просвещения как Вольтер, подвергая резкой критике феодальные порядки, доказывал вслед за Д.Локком, что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, ни собственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условий свободы гражданина.

  Отвергая добуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы XVIII века предлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости. Юридическая всеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов индивидов с интересом, общим для всех граждан. Судьбу общности, его развитие они уверенно связывали с развитием просвещения. Это убеждение в конечном итоге определило становление “философии истории” XVIII века.

      Русский мыслитель  XVIII в. А.М. Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы(2).

В зависимости  отрешения первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира(3).

      Если  французское Просвещение носило светский характер, то российские просветители не обсуждали вопросы о существовании  Бога. Яркой чертой российского Просвещения  был патриотизм, чем оно отличалось от космополитизма европейского Просвещения.

      Гуманистические тенденции российского Просвещения  проявлялись в том, что наши общественные деятели настаивали на усиление просветительной  роли государства, создании разветвлённой  системы государственного образования, открытия доступа к науке.

          Французский материализм представляет  наивысшую ступень философского  материалистического мышления домарксиской  философии. Значение его заключается  в его борьбе против религии  и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло новую, более четкую историческую форму.

      
 
 
 
 
 
 
 

3.Выдающиеся  мыслители Просвещения: Шарль Луи Монтескье.

      Шарль Луи Монтескье – французский просветитель, правовед, философ, который выступал против абсолютизма.

      Стремился выявить причины возникновения  того или иного государственного строя, анализировал различные формы  государства и правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748) Шарль Луи Секонда барон де Л а-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду фамилию Монтескье, получившую всемирную известность, Шарль Луи Секонда принял в 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние обширные земли, дом и должность президента Бордоского парламента, являвшегося в то время судебным учреждением.

      Предки  Монтескье не польстились на блеск  двора французских королей, жили в своих поместьях, ведя хозяйство  и участвуя в работе парламента Бордо, что указывает на независимость их взглядов и характеров.

      О родителях Монтескье нам известно мало Отец его, как младший брат в  семье, не наследовал родовых земель, но выгодно женился, получив в  качестве приданого жены замок Ла-Бред. Это был просвещенный для своего времени человек, гордый своим благородным происхождением. Отец Монтескье был убежден, что он "самим Богом" поставлен во главе крестьян. В его владении господствовали патриархальные нравы.

      Мать  Шарля Луи происходила из английского  рода Пенель, который остался во Франции после окончания Столетней войны. Это была умная, но очень религиозная и склонная к мистицизму женщина.

      Шарлю едва исполнилось 7 лет, когда неожиданно умерла его мать. Все заботы о воспитании шестерых детей легли на плечи отца. В десятилетнем возрасте Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи, который основали ораторианцы(члены этого ордена, не принимавшие монашеский обет, читали проповеди и проводили собеседования с прихожанами в молитвенных залах - ораториях). Образование, скорее светское, чем религиозное, включало знакомство с античной литературой и философией. Монтескье впоследствии заявлял, что, получив воспитание в этом колледже, он не познал сущности католической религии, но зато прекрасно изучил классическую литературу и увлекся стоической философией, пробудившей у него скептическое отношение к некоторым христианским догматам.

      В 1705 году, 11 августа, день в день через  пять лет после поступления в  колледж, Монтескье вернулся в замок  своего отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию, поскольку, по всей видимости, в семье было уже  решено, что после смерти дяди должность  президента парламента в Бордо перейдет к нему. Познание права в то время было трудным делом, но Монтескье смог быстро усвоить весь огромный правовой материал. Он сам составил план своих занятий, благодаря чему не потерялся в хаосе французских законов и комментариев к ним. Возможно, что именно в этот период возник замысел трактата "О духе законов". Во всяком случае, Монтескье позднее вспоминал, что "после окончания колледжа ему дали в руки книги по правоведению и он стал искать идею права".

      Но  изучение права не поглощало Монтескье целиком. В те времена Бордо был одним из провинциальных центров культурной жизни. В нем сформировался целый кружок из лиц, главным образом адвокатов и членов магистратуры, которые интересовались литературой, наукой, искусством.  Монтескье был самым активным членом этого кружка, на базе которого возникла Бордоская академия. В 1713 году умер отец Монтескье. Дядя, ставший его опекуном, чисто по-римски понял свои обязанности и постарался как можно скорее женить племянника на девушке с хорошим приданым и определить его на службу в парламент. Дядя остановил свой благосклонный выбор на Жанне Лартиг.

      Брак  Монтескье едва не расстроился, так  как невеста была ревностной кальвинисткой, а после отмены Нантского эдикта не только потомство от браков кальвинистов с католиками считалось незаконным, но и самый факт принадлежности к запрещенной религии рассматривался как уголовное преступление. Об обращении невесты в католичество не могло быть и речи. Пришлось обойти закон, что удалось сделать без труда, так как католическому священнику, венчавшему Монтескье, не пришло и в голову осведомляться о вероисповедании невесты. Бракосочетание состоялось 30 апреля 1715 года всего при двух свидетелях, из которых один едва умел расписаться в церковной книге.

      Большее удовольствие получал Монтескье от участия в работе Бордоской академии, членом которой он был избран. Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил в академию массу рефератов, которые блещут остроумием, смелыми парадоксами, поражают обилием гипотез, но тем не менее малоценны в научном отношении. Он написал "Рассуждения о системе идей", "Исследование о сущности болезней", "О причинах эхо", "О политике римлян в области религии", "О тяжести", "О приливах и отливах", "Замечания о естественной истории", "О прозрачности тел", "О назначении почечных желез" и много других работ. Такой широкий круг интересов свидетельствовал также о поиске им в науке своего предмета исследования.

      Монтескье стал родоначальником современной  политико-правовой теории, которая отразила интересы не только утверждающей буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки. Идейно-теоретическое наследие Монтескье довольно противоречиво( как и вся эпоха буржуазно-демократических революций конца ΧVΙΙΙ века), содержит немало компромиссов, но последовательно антифеодально, антимонархично, демократично и гумманистично. Эти идеи отразили разворачивающуюся во Франции к середине ΧVIII в. острую политическую борьбу между сторонниками монархии и поднимающимся революционно-демократическим движением, между официальной идеологией феодально-демократическим движением, между теологией и церковью, с одной стороны и идеями.

      Просвещение о свободе и равенстве, с другой, разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на всё историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей ΧVIII века. Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию явилась его идея о разделении исполнительной и судебной, и детально разработанная теория законов.

      В работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье  жестоко критикует и отвергает  все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотической властью.  

      В работах «Персидские письма»(1721г.), «Размышления о причинах величия  и падении римлян»(1734г.), он сформулировал  принцип закономерности общественно-политического  развития народов, чётко разделил государство  и общество, выдвинул идею об обусловленности государственного строя соответствующими условиями географической среды(климатом, почвой, рельефом, территорией) на облик народа и его законодательство.

      Политическая  свобода ускоряет прогресс экономики, промышленности и торговлю, что в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счёт чёткого разделения властей, что лучше гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод и утверждает право основным регулятором взаимоотношений «человек – общество – государство».

      Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство  людей, за всеобщее избирательное право. Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека(безопасность граждан). Под свободой понимается «право делать всё, что дозволено законом. Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращение переворотов, тирании необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе «принципа законности»(идея правления закона). По Монтескье, законы общества имеют объективные принципы: это необходимые отношения, законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы забывают себе средство к жизни. Мир в обществе и между государствами, народами – первый естественный закон человечества.

Информация о работе Философия Просвещения ΧVIII века