Философия права Б. Н. Чичерина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:19, реферат

Краткое описание

Формирование идей философии права Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических и политических изменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Оглавление

Введение
1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве
2. Основные концепции философии права Б.Н. Чичерина
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия права Чичерина.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Уральская государственная Юридическая  Академия»

Институт государственного и международного права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия права»

 

Философия права  Б. Н. Чичерина

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  2 курса

Сахипов С.И.

Группа 231

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве

2. Основные концепции  философии права Б.Н. Чичерина

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Формирование идей философии  права Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических и политических изменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Творчество Б. Н. Чичерина (1828-1904) в последнее время все  чаще привлекает внимание историков, философов, юристов – всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX-начала XX в. Он был не только талантливым теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но и основателем государственной школы в отечественной историографии, специалистом в области естествознания.

Обширное творческое наследие Б. Н. Чичерина представляет, несомненно, интерес и для сегодняшней  науки, в том числе для правоведения. В настоящей работе анализируется фундаментальный труд Б.Н. Чичерина «Философия права».

 

1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философии права в его творчестве

 

Ситуация в российском обществе второй половины ХIХ века была весьма противоречивой. Заинтересованность общественности в установлении парламентарных институтов и попытка избежать революционного варианта развития событий послужили питательной почвой для развития теории либерализма. Именно в этот период в русской философии складываются основы направления, которое впоследствии будет названо классической либеральной философией естественного права. Возникает особая форма модели переустройства России: «минимум политики – максимум права». Поэтому правовая мысль русских философов была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование, в силу чего одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе, например, в работах М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, российский либерализм характеризуется сочетанием собственно либеральных устремлений с большой долей просвещенного консерватизма.

Крупной фигурой в  либеральной философской мысли второй половины ХГХ века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Он родился в семье богатого и родовитого помещика. С детства Б.Н. Чичерин проявил страсть к познанию. Он владел французским, немецким и английским языками, читал в оригинале У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Скотта, пробовал перевести с латыни Вергилия. Отец выдающегося юриста, историка и философа Б.Н. Чичерина был офицером и, выйдя в отставку, занялся предпринимательством, он, также как и мать Б.Н. Чичерина – Екатерина Борисовна Хвощинская, отличался широким культурным кругозором, разносторонними интересами, был знаком со многими образованными людьми того времени.

В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет  Московского университета. По окончании университета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, для подготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистра государственного права требовалось преодолеть испытания по государственному, полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.

Б.Н. Чичерин сдал магистерские экзамены в декабре 1851 – январе 1852 г. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вел научную работу, участвовал в деятельности земства. В начале 1880-х гг. Б. Н. Чичерин занимал пост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости «свободных учреждений», развитии земского движения, он был уволен с этой должности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию.

Б.Н. Чичерин, восприняв  многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов этой доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина «правового государства». Б.Н. Чичерин, считал, что главным конструирующим элементом культуры является центральная государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и влияния. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства.

Большое влияние на взгляды  Б.Н. Чичерина философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, который проблему правового государства и свободы  личности рассматривал в плане формирования народного самосознания и образования универсального правового пространства, что во многом определило культурно-национальный универсализм философии права Б.Н.Чичерина.

«Философия права» Б.Н. Чичерина является своеобразным итогом его многолетней научной деятельности.

 

2. Основные  концепции философии права Б.Н. Чичерина

 

Правовые взгляды ученого, как  уже было отмечено, покоились на метафизических основаниях. Под метафизикой он понимал рациональные начала познания в духе гегелевского панлогизма, в котором видел «последнее слово идеалистической философии». В отличие от представителей позитивизма, находивших в самом положительном праве критерии для определения прав и обязанностей подчиняющихся законодателю лиц, Чичерин полагал, что для этого нужны высшие руководящие начала, а их может дать только философия.

В работе «Философия права» Б.Н. Чичерин  в значительной степени воспроизводит  гегелевский подход к праву как  развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи он резко критикует вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право с интересом, с политикой силы или с законом, изданным государством. В то же время русский ученый считает гегелевскую философию права этатистской, антилиберальной, антииндивидуалистической, в которой человеческая личность как носитель духа есть лишь преходящее явление общей духовной субстанции, выражающейся в объективных законах и учреждениях. В таком случае индивид лишен самостоятельности и поглощен государством. Поэтому гегелевскую философию права русский ученый перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе. Идея свободы в его теории развивается трехступенчато:

1) внешняя свобода – право;

2) внутренняя свобода – нравственность;

3) общественная свобода – переход  субъективной нравственности в  объективную и сочетание ее  с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество, церковь и государство).

Еще в своей статье «Различные виды либерализма» Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли «классификацию» русского либерализма, обозначил «главные его  направления, которые выражаются в общественном мнении», выделив три его вида и дав им социально-политическую характеристику, актуальную, на ваш взгляд, и сегодня:

1) «уличный» либерализм толпы,  охлократии, склонной к политическим скандалам, для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, самолюбование собственным «волнением», – «извращение, а не проявление свободы»;

2) «оппозиционный» либерализм, сопутствующий  любым реформаторским начинаниям, систематически обличающий власть, как в действительных, так и в мнимых ошибках, «наслаждающийся самим блеском своего аппозиционного положения», «критикующий ради критики» («отменить, уничтожить – вся его система») и понимающий свободу с «чисто отрицательной стороны»;

3) «охранительный» либерализм, несущий  в себе позитивный смысл и ориентированный на осуществление реформ с учетом всех социальных слоев на основе их взаимных уступок и компромиссов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом истории, «Сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры и сильная власть, – либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан,… – сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением законов... разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и против воплей реакционных партий».

По мнению Чичерина, с позиции «высшей» ступени развития либерализма – «охранительного», или консервативного, – всякий гражданин, не преклоняясь безусловно перед властью, во имя собственной свободы обязан уважать существо самой государственной власти. Для философии права и социологии «охранительного» либерализма Чичерина, основанных на триединстве трех основных начал общежития – свободы, власти и закона, равноценных и неразделимых, их гармоническое соглашение предполагает общественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни; последнее возможно при единстве власти, а не ее разделении. Лучше всего это достигается при такой «смешанной» форме правления, как конституционная монархия, которая является политическим идеалом для мыслителя. Предпочтение ей он отдавал потому, что:

1) монарх, являясь представителем  интересов целого (общества), стоит выше сословных разделений, выше партий; он есть «примиритель» и посредник между противоположными элементами: народом и аристократией (дворянством). Монарх представляет начало власти, аристократия, аристократическое собрание – начало закона, «чувства права, свободы и человеческого достоинства», а представители народа – начало свободы;

2) монархическая власть играла  огромную роль в истории России, и «еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа».

В «охранительном» либерализме  Чичерина духовные основы (в лице свободно-разумной личности) соединяются с общественными  взаимодействиями, которые регулируются правом; принцип личной свободы и прав человека в обществе может быть осуществлен лишь при условии ограничения «внутренне» (духовно-нравственно и религиозно) и «внешне» (правом, законом, сильной властью).

Свои философско-правовые изыскания  Б.Н. Чичерин начинает с исследования человеческой личности, так как «не зная природы и свойств человеческой личности, мы ничего не поймем в общественных отношениях». Чичерин писал: «Как существо, обладающее разумом и волею, человек является субъектом, – и продолжал, – существование субъекта, лежащего в основании всех явлений внутреннего мира, не подлежит ни малейшими сомнению». Это главный исходный постулат его концепции, базирующийся на утверждении, что никакими доводами нельзя опровергнуть факт создания своего я, факт, имеющий мировое значение. Рассматривая понятие личности, Чичерин выделяет ее атрибуты: «Источник этого высшего достоинства человека и всех вытекающих из него требований заключается в том, что он носит в себе сознание Абсолютного, то есть этот источник лежит именно в метафизической природе субъекта, которая возвышает его над всем физическим миром и делает его существом, имеющим цену само по себе и требующим к себе уважение».

«Лицо составляет краеугольный камень всего общественного здания», –  подчеркивал мыслитель. Анализируя доводы современной ему эмпирической психологии, которая в духе позитивизма отрицала само понятие личности, сводя его лишь к ряду психических состояний, связанных законом последовательности, Чичерин пришел к выводу, что позитивизм, как и материализм, ведет к разрушению самой идеи права, ибо для него не существует субъекта – носителя безусловной ценности. Признавать за человеческой личностью безусловное достоинство – значит предполагать, что она есть нечто постоянное, нечто такое, что пребывает в потоке явлений. «Если бы личность была только временным, преходящим проявлением общей мировой сущности, – комментировал идеи Чичерина другой выдающийся юрист и философ, кн. Е. Н. Трубецкой, – ей могла бы принадлежать только временная, относительная ценность орудия: она была бы не: целью, а только средством, а значит – бесправна... Стать на материалистическую точку зрения – значит, признать, что в человеке нет ничего постоянного, пребывающего. С этой точки зрения «человек есть то, что он ест», т. е. агрегат беспрерывно разлагающегося вещества. Единственно последовательный вывод отсюда – тот, что в человеке нет ничего заслуживающего уважения. Когда материалисты говорят о человеческом достоинстве или о «правах человека», то это в их устах – не более как благородная непоследовательность. Только признание в человеке духовного начала может положить твердую, незыблемую границу между лицами и вещами».

Таким образом, сама идея человеческой свободы оправдывается безусловным  достоинством человеческой личности и теряет характер самодовлеющей ценности, какой она имеет в либерализме. Свобода становится орудием безусловного, воплощающегося в человеке. Пока человек стоит на животной ступени развития, он может делать зло, не раздумывая, руководствуясь своими естественными влечениями. Но как только он осознает себя свободным отрешиться от чувственных влечений и определяться изнутри себя, на основании присущей ему идеи Абсолютного, так действие, противное этому внутреннему самоопределению, представляется ему нравственным злом. Поэтому хотя склонность ко злу и является прирожденным свойством человека, но все же он, по признанию Чичерина, может и должен свои поступки подчинять разумному закону, что и ведет к торжеству разума во внешнем мире.

Другой исходный пункт, а одновременно и тот стержень, вокруг которого вращается вся философско-правовая тематика, – это свобода человека. Само понятие свободы, по мнению Чичерина, человек получает из своего собственного внутреннего опыта, из осознания того, что различные всевозможные действия зависят от самого человека, а не диктуются ему ими самими. «Вся христианская религия, – отмечает он, – так же как и еврейская, основаны на понятии о внутренней свободе человека: грехопадение понимается как акт свободной воли. В самой практической жизни сознание своей свободы служит человеку главным побуждением к деятельности». Чичерин утверждает, что «все люди, во все времена, считали себя свободными, способными делать то, что хотят, следовать тому или другому внушению по собственному изволению. Таковыми же всегда признавали и признают их все законодательства в мире. Юридический закон обращается к человеку, как к свободному существу, которое может исполнять закон, но может и нарушать его. На признании свободы основаны понятия вины и ответственности; в силу этого, за нарушение закона полагается наказание. Точно так же и нравственный закон обращается к человеку в виде требования; а требование может быть предъявлено только свободному существу, которое может уклониться от закона, и в действительности, вследствие человеческого несовершенства, всегда более или менее от него уклоняется. На свободном исполнении закона основано все нравственное достоинство человека».

Информация о работе Философия права Б. Н. Чичерина