Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:52, шпаргалка
Ответы на 30 вопросов.
Во
взаимоотношении содержания
и формы содержание
представляет подвижную,
динамичную сторону
целого, а форма охватывает
систему устойчивых
связей предмета. Возникающее
в ходе развития несоответствие
содержания и формы,
в конечном счете, разрешается
“сбрасыванием” старой
и возникновением новой
формы, адекватной развившемуся
содержанию. Разрешение
противоречий между
содержанием и формой
может протекать по-разному
— от полного отбрасывания
старой формы, переставшей
соответствовать новому
содержанию, до использования
старых форм, несмотря
на существенно изменившееся
содержание. Но в последнем
случае и форма не остаётся
прежней, новое содержание
“... может и должно проявить
себя в любой форме,
и новой и старой, может
и должно переродить,
победить, подчинить
себе все формы, не только
новые, но и старые...”
24. Необходимое и случайное
Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.
Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей.
Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.
Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств.
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.
Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие, любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях».
Вот
поэтому закон
связи необходимости
и случайности
можно сформулировать
так: все возникает,
исчезает, существует
на достаточном основании
в определенном ходе
событий, но не имеет
основания в других
связях, ходе событий.
Достаточное основание
имеют не только доброе,
ценное, полезное, но
и ошибочное, злое, дурное.
Знание соотношения
необходимости и случайности
позволяет понять, что
любое событие, которое
имеет основание в какой-то
системе событий, может
быть предотвращено
теми действиями, в которых
оно не имеет оснований.
На жизнь нельзя смотреть
фаталистически, т.е.
полагать, что все предопределено
необходимостью, и человек
бессилен что-либо изменить.
Но ничто не дается без
усилий, труда, терпения,
ибо всё возникает на
какой-то основе.
25. Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность - противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.
При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.
Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия.
Любая
действительность содержит
ту или иную возможность
и делает невозможным
что-то, исключает
иное. В обществе
необходимым условием
превращения реальных
возможностей в действительность
является деятельность
людей. Ни один замысел
не становится действительностью
сам собой. Не придут
сами собой благосостояние,
духовность, правовая
защищенность личности
без усилий, действий.
26. Общество и природа. Проблемы экологии
Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.
С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.
В
настоящее время
глобальность экологических
проблем требует
от человека иного
способа мышления,
новой формы самосознания -
Экологического сознания.
Это, прежде всего, означает,
что человечество должно
осознать себя как единое
целое в своем отношении
к природе. Самое первое
и главное условие сохранение
равновесия и гармонии
с природой - это разумное
сосуществование людей
друг с другом. Необходимо
соединить усилия всех
людей, всего человечества
в решениях этих проблем.
В современном обществе
потребления решение
экологических проблем
невозможно...
27. Формации и цивилизации
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с позиций воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.
Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.
Цивилизационный
подход - исследование
состояния и развития
общества, закономерностей
смены исторических
типов государств с
точки зрения качественных
изменений в социокультурной
среде общества, в духовной
культуре народа, его
религии и нравах. В
развитии цивилизации
проходят несколько
этапов. Первый –
локальные цивилизации,
каждая из которых имеет
совокупность взаимосвязанных
социальных институтов,
включая государство
(древнеегипетская,
китайская, западноевропейская,
индская, эгейская и
др.). Второй – особенные
цивилизации (индийская,
китайская, западно-европейская,
восточно-европейская,
исламская и др.) с соответствующими
типами государств.
И, наконец, третий
этап – современная
цивилизация с ее государственностью,
которая в настоящее
время только складывается
и для которой характерно
совместное существование
традиционных и современных
социально-политических
структур.
28. Общество и культура
Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд.
Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.
Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.