Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:52, шпаргалка
Ответы на 30 вопросов.
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность => абсолютно строгое предсказание.
Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм в философии так же древен, как и она сама. Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий детерминизм в сфере технических приложений; 4) социальный детерминизм, который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Виды детерминации и детерминизм можно также классифицировать по их объектам, предметам, всеобщности и специфике, их универсальности и субординации, стихийности и регулярности, и др.
Можно
выделить несколько
форм и концепций детерминизма,
сменявших исторически
друг друга, но не исчезнувших
до сих пор: 1) наивную
и стихийно диалектическую (античная);
2) механистическую жесткую
и однозначную (лапласовскую); 3)
статистическую или
вероятностную (естественнонаучную -
в XX веке); 4) современную (синтетическую,
диалектическую, по
сути - синергетическую).
19. Диалектическое отрицание.
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен, не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не действовал закон отрицания отрицания.
20. Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.
Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Количество * характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д.
Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С.
Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон
перехода количественных
изменений в качественные
показывает, как осуществляется
возникновение нового.
20. Сущность и явление.
Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность. Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.
Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс). Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и определяющее его.
Явление
богаче сущности, ибо
оно включает в
себя не только обнаружение
внутреннего содержания,
существующих связей
объекта, но и всевозможные
случайные отношения,
особенные черты последнего.
Явления динамичны,
изменчивы, в то время
как сущность образует
нечто сохраняющееся
во всех изменениях.
Но будучи устойчивой
по отношению к явлению,
сущность также изменяется:
“...не только явления
преходящи, подвижны,
текучи..., но и сущности
вещей...” (В.И. Ленин).
Теоретическое познание
сущности объекта связано
с раскрытием законов
его развития: “...закон
и сущность понятия
однородные..., выражающие
углубление познания
человеком явлений,
мира...”.
22. Взаимодействие противоположностей
Противоположности присущи вещам. Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности – это то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное.
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба). Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания.
Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое - цвета.
Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными.
Степень
обострения противоречий
бывает различной. Высшей
степенью является конфликт,
который может
возникать между
странами, социальными
группами, членами
коллектива или семьи
и т.д. Разрешение
противоречия ведет
к преобразованию
противоположностей.
Стороны, например, перестают
быть враждующими, пролетариат
превращается в рабочий
класс и т.д.
23. Форма и содержание
"Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет ничего такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения, относящиеся к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного содержания, но не бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл положения, утверждающего, что нет бессодержательных вещей.
А теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором существует содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания. Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той или иной формы ("бесформенная груда" и т.п.).
Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды (не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний являются капля, лужа, море и т.п. Форма зависит от количества содержания, здесь также количество переходит в качество. Неверно, что разное содержание может быть выражено в одинаковой форме и наоборот.
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.