Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:52, шпаргалка
Ответы на 30 вопросов.
Маркс указывал, что человек является “предметным существом”, которое действует “предметным образом”: “Оно только потому творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами, и что оно с самого начала его природа”.
Маркс сформулировал и развил основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества – социалистического и коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом, замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
В
течение 40 лет Маркс
занимался написанием
своего главного труда
– «Капитал». Здесь
он развивал классическую
трудовую теорию стоимости
и теорию прибавочной
стоимости. Маркс, считая,
что в капиталистических
странах политическая
экономия выражает интересы
собственников, стремился
поставить свой вариант
политической экономии
на службу интересам
рабочего класса. Однако
классовый подход отрицательно
повлиял на научную
объективность ряда
высказанных им положений
и выводов. Учение Маркса
позволило обнаружить
неразрешимые противоречия
и определенную ограниченность
всего классического
направления политической
философии.
10. Основные черты русской философии
Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.
Как и для Запада, так и для России XIX век — это век классики. Русская философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если он рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
Запад России или Россия Западу? Какие ценности возобладают в мире: материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.
Лидеры славянофильства выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.
Огромное
место в истории
философии занимает
ФМ Достоевский.
Он является одним из
самых типичных выразителей
тех начал, которые призваны
стать основанием нашей
своеобразной национальной
нравственной философии.
Делал упор на «русское
решение» социальных
проблем, связанное
с отрицанием революционное
методов общественной
борьбы.
11. Учение о материи и формах ее существования
Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение удерживалось до 20в., когда произошла революция в физике (открытие ЭМ полей – это отличное от вещества состояние материи).
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия сущности вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии.
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем.
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).
Одним
из атрибутов материи
является ее неуничтожимость,
которая проявляется
в совокупности конкретных
законов сохранения
устойчивости материи
в процессе ее изменения.
Принцип неуничтожимости
и несотворимости материи
имеет большое методологическое
значение. Руководствуясь
им, наука открыла такие
фундаментальные законы,
как закон сохранения
массы, энергии, заряда,
четности и многие другие.
12. Диалектическое единство материи, движения, пространства и времени
Важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она в теории относительности А. Эйнштейна. Именно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.
При
этом следует иметь
в виду, что в
философии движение
понимается как всякое
изменение вещей
и процессов.
13. Сознание и мышление
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие – из того, что попытка понять сознание тщетна, также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Сознание – это одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса (исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным), за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.
Мышление
– это целенаправленное,
опосредованное и обобщенное
отражение человеком
существенных свойств
и отражений вещей. Творческое
мышление направлено
на получение новых
результатов в практике,
науке, технике. Мышление
– это активные процесс,
направленный на постановку
проблем и их решение.
Практическое мышление
направленно на решение
частных конкретных
задач, тогда как теоретическое
мышление – на отыскание
общих закономерностей.
Практическое и теоретическое
мышление – это единый
процесс. Они присутствуют
в любом научном исследовании
на любой его стадии.
Формы мышления: понятие,
суждение, умозаключение,
гипотеза, теория.