Философия о смысле жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………....3
Проблема человека в истории философии………………………………………….….3
1.1. Древнеиндийская философия человека…………………………………….....3
1.2. Философия Древнего Китая………………………………………………………….4
1.3. Античная Греция…………………………………………………………….……………..4
1.4. Немецкая классическая философия………………………………………...……5
1.5. Средневековая христианская концепция……………………………………..6
1.6. Философская антропология эпохи Возрождения……………………..….7
1.7. Антропологическая проблема в русской философии……………….…...8

Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности………..……10

Единство биологического, психологического и социального в человеке………………………………………………………………………………………….………….12

Философия о смысле жизни человека…………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………………….……14

Список, использованной литературы…………………………………….………….17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.19 Кб (Скачать)

XVII-XVIII век кроме расцвета науки  принес ослабление влияния церкви  и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать  достаточно логичные построения для  нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов  начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в  бога становится главным условиям наличия  смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь  конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия  для решения этого вопроса  становится затруднительным и в  полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Заключение

Человек представляет собой целостное  единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного  и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени -- человеческой личности.

Главным результирующим свойством  личности выступает мировоззрение.

Особым компонентом личности является ее нравственность.

Степень свободы человека зависит  от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности - в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство -- не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Призвание, назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к  «потусторонней жизни», но и не в  том, чтобы стремиться к неограниченному  удовлетворению своих биологических  потребностей и инстинктов, а в  том, чтобы всесторонне развивать  свои физические и духовные силы, все  свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими  формами зла формируется человек  большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых  стоит жить.

То, что было описано выше, на мой взгляд, является реальной размерностью нашего мышления и тех понятий, которые мы используем. Многие проблемы, которые для нас обозначены, скажем, понятиями ответственности или уважения человека к себе и отсюда - уважения к другим, не безразличие к тому, чем занимаешься, к труду и т. д., - все они стоят не в пределах теперешних десятилетий, а обладают размерностью столетий, и за ними стоят долго действующие силы истории. И если мы мыслим, то должны мыслить в терминах этих размерностей, иначе мы ничего не поймем в человеческих проблемах, которые стоят сегодня перед нами. Только возобновляя порванные нити столетий и восстанавливая традицию долговременного мышления, мы можем разобраться в сегодняшних человеческих коллизиях и в современном облике человека.

Человек рождается как биологическое  существо. Основная функция любой  биосистемы (её специфическое отношение  к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. На этом уровне человек  есть биологический индивид, представитель  вида homo sapiens. Без его соответствия биологической норме этого вида невозможна успешная социализация ни в филогенезе, ни в онтогенезе.

Второе рождение человека - в качестве нормального члена общества, способного к выполнению социальных ролей - есть результат социализации. Основная функция  любой социальной системы (её специфический  способ отношения к миру) - это  преобразование мира на основе собственного выбора. На этом - социологическом - уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова, т.е. как индивид, интериоризировавший общественные отношения, данные на “входе” и приобретший способность к выполнению социальных ролей “на выходе”.

В индивидуальности, действительно, есть своя неповторимость, характеризующая  особый внутренний мир человека, складывающийся в результате взаимодействия его  биологических задатков и воздействия  социальных условий жизни. Но каков  собственный способ существования  этой внутренней духовной жизни? Можно  ли считать, что наша психология есть только функция социального и  биологического, а её собственная  функция сводится к выработке  адекватных программ биологического и  социального поведения? Генетически  это так. Но “третье рождение”  происходит тогда, когда внутренняя психическая жизнь из средства перерастает  в само ценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не просто потому, что это поможет ему стать более здоровым и успешно преобразующим мир, но потому, что всё это становится высшей потребностью человека. Без этого нет никакой духовности. На психологическом уровне функция человека - самоценная внутренняя духовная жизнь.

 

Список, использованной литературы

 

1. Н.А. Бердяев “Философия свободного духа”, М., “Республика” 1994 г.

2. П.Н. Федосеев “Философское понимание человека//Человек в системе наук”, М., 1989 г.

3. Гучевич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М.: Юнити, 2005

4. Островский Э.В. Основы философских знаний - М.: Юнити, 1998.

5. Радугин А.А. Философия - М.: Изд-во Центр, 2001.

6. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991.

 


Информация о работе Философия о смысле жизни человека