Философия о смысле жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………....3
Проблема человека в истории философии………………………………………….….3
1.1. Древнеиндийская философия человека…………………………………….....3
1.2. Философия Древнего Китая………………………………………………………….4
1.3. Античная Греция…………………………………………………………….……………..4
1.4. Немецкая классическая философия………………………………………...……5
1.5. Средневековая христианская концепция……………………………………..6
1.6. Философская антропология эпохи Возрождения……………………..….7
1.7. Антропологическая проблема в русской философии……………….…...8

Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности………..……10

Единство биологического, психологического и социального в человеке………………………………………………………………………………………….………….12

Философия о смысле жизни человека…………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………………….……14

Список, использованной литературы…………………………………….………….17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.19 Кб (Скачать)

Защиту идей «русского социализма»  исходя из необходимости освобождения трудящегося человека, прежде всего  «мужика», предпринял А.И. Герцен. Его  антропология рационалистична: человек  вышел из «животного сна» именно благодаря  разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой. В частности, он писал, что личность «создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут взаимодействие».

В работе «Антропологический принцип  в философии» Н.Г. Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность человека.

Человек — высшее произведение природы. На взгляды Чернышевского оказало  влияние учение Фейербаха, и многие недостатки последнего свойственны  также и Чернышевскому. Хотя, в  отличие от Фейербаха, он вводит в  учение о человеке социальные аспекты  человеческого существования, в  частности связывает решение  проблемы человека с преобразованием  общества на социалистических началах. Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, ему присуща и натуралистическая  трактовка духовной жизнедеятельности человека.

В концепциях русских религиозных  философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это  особенно относится к периоду  развития русской философии, начиная  с Ф.М. Достоевского, являющегося  мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления  значительный вклад. И хотя представители  этого направления постоянно  обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьба. Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль занята антропологией, а не теологией», можно отнести ко многим представителям русской религиозной философии. 
В основе учения о человеке в русской религиозной философии находится вопрос о природе и сущности человека. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. Так, антропологические взгляды Достоевского зиждутся на той предпосылке, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала — Бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». 
Это трагическое противоречие двух начал в человеке лежит и в основе философской антропологии В. Соловьева.

Человек, — пишет он, — совмещает  в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной  великой противоположности между  безусловным и условным, между  абсолютною и вечною сущностью и  преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и  ничтожество.

В не меньшей степени эта проблема души и тела отражена и в философии Н.А. Бердяева, который отмечает: «Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же самое время человек есть существо природное и ограниченное. В человеке есть двойственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший... В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом».

В силу этой изначальной раздвоенности  и дуализма человека его судьба оказывается  трагичной по самой своей сути.

Весь  трагизм жизни, — пишет Бердяев, — происходит от столкновения конечного  и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире.

С точки зрения представителей этого  направления, главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и  его существования заключается  в том, чтобы соединить человека с Богом. В русской религиозной  философии вопрос о человеке органически  превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную  сущность в Боге, а Бог проявляется  в человеке. Отсюда одна из центральных  проблем этого направления —  проблема богочеловека, или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это  человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и Бога над дьяволом.

  1. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались  и употреблялись как нечто  взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия  одно порядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек.

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной системы.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «… Сущность «особой личности»,- писал К. Маркс,- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество…». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств, проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами.

Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

 

  1. Единство биологического, психологического и социального в человеке

По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое  время он есть дитя природы и не может в своем существовании  выйти за ее рамки, функционировать  безотносительно к своей собственной  биологической природе, не может  перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое  в человеке выражается в генах, в  морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах  его организма. Социальное, биологическое  и психологическое находятся  в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество»  и организм, который составляет его  природную основу.

По пирамиде Маслоу человек нуждается не только в физиологическом      (биологическом) удовлетворении, а также в психологическом (самореализация) и социальном (общение).

Со стороны своей биологической  природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом  — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована  в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального  и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации  социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма.

Познание каждой из трёх сторон бытия - биологической, психологического и  социальной - в её относительной  самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются  в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытие; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурантропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Разумеется, все три антропологические  дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются  друг на друга, но и в тех своих  разделах, в которых выявляется теоретическое  своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных  проблем.

  1. Философия о смысле жизни человека

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в  центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами  – о жизни и смерти, добре  и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности.

В философии древней Греции наблюдаются  различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в  счастье, достижение которого связано  с добродетельной жизнью, трепетным  отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в  доблестной жизни, стремлении стать  ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в явление жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д. До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».

Информация о работе Философия о смысле жизни человека