Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа
Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии.
Введение……………………………………………………………………………………………....3
Проблема человека в истории философии………………………………………….….3
1.1. Древнеиндийская философия человека…………………………………….....3
1.2. Философия Древнего Китая………………………………………………………….4
1.3. Античная Греция…………………………………………………………….……………..4
1.4. Немецкая классическая философия………………………………………...……5
1.5. Средневековая христианская концепция……………………………………..6
1.6. Философская антропология эпохи Возрождения……………………..….7
1.7. Антропологическая проблема в русской философии……………….…...8
Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности………..……10
Единство биологического, психологического и социального в человеке………………………………………………………………………………………….………….12
Философия о смысле жизни человека…………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………….……14
Список, использованной литературы…………………………………….………….17
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список, использованной литературы…………………………………….………….
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица.
Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.
Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.
Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии.
Проблема человека — одна из самых
важных для всей философии. Но особенно
актуальна она в переломные периоды
развития истории, когда наиболее остро
встает вопрос о смысле и цели существования
не только отдельного индивида, но и
всего общества. Именно такой период
переживает отечественная история.
Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее
состояние философской
Можно выделить множество концепций человека и в зависимости от территориального местоположения, они будут разными.
Древнеиндийская философия человека
представлена прежде всего в памятнике
древнеиндийской литературы — Ведах,
в которых выражено одновременно мифологическое,
религиозное и философское мировоззрение.
Повышенный интерес к человеку и в примыкающих
к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются
проблемы нравственности человека, а также
пути и способы освобождения его от мира
объектов и страстей. Человек считается
тем совершеннее и нравственнее, чем больше
он достигает успеха в деле такого освобождения.
Последнее, в свою очередь, осуществляется
посредством растворения индивидуальной
души (атмана) в мировой душе, в универсальном
принципе мира (брахмане).
Человек в философии Древней Индии мыслится
как часть мировой души. В учении о переселении
душ (сансаре) граница между живыми существами
(растениями, животными, человеком) и богами
оказывается проходимой и подвижной. Но
важно заметить, что только человеку присуще
стремление к свободе, к избавлению от
страстей и пут эмпирического бытия с
его законом сансары-кармы. В этом пафос
упанишад.
Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К. Ганди.
Философия Древнего Китая создала
также самобытное учение о человеке.
Один из наиболее значительных ее представителей
— Конфуций разработал концепцию
«неба», которое означает не только
часть природы, но и высшую духовную
силу, определяющую развитие мира и
человека. Но в центре его философии
находится не небо, не природный
мир вообще, а человек, его земная
жизнь и существование, т.е. она
носит антропоцентристский
Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии, в частности, древнегреческой философии, первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.
Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом.
Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором, следующий: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента:
- релятивизм и субъективизм
в понимании таких этических
феноменов, как благо,
- в бытие как главное
- впервые процесс познания они
наполняют экзистенциальным
Основоположник немецкой классической
философии И. Кант ставит человека в
центр философских
Кант стремится утвердить
Человек, пишет Кант, «по природе зол»,
но вместе с тем он обладает и задатками
добра. Задача нравственного воспитания
и состоит в том, чтобы добрые задатки
смогли одержать верх над изначально присущей
человеку склонностью ко злу. Хотя зло
изначально преобладает, но задатки добра
дают о себе знать в виде чувства вины,
которое овладевает людьми. Поэтому нормальный
человек, по Канту, «никогда не свободен
от вины», которая составляет основу морали.
Человек, который всегда прав и у которого
всегда спокойная совесть, такой человек,
не может быть моральным. Основное отличие
человека от других существ — самосознание.
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное
свойство человека, но философ выступает
против эгоизма, в каких бы формах он не
проявлялся.
Различная проблематика встает перед философией в средневековье, в эпоху возрождения, в новое время.
В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно этой точки зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.
В социальном плане в Средние
века человек провозглашается
Видным представителем средневековой
христианской философии является Августин
Блаженный. Не только его онтология и учение
о Боге как абсолютном бытии, но и учение
о человеке многое берет от Платона. Человек
— это противоположность души и тела,
которые являются независимыми. Однако
именно душа делает человека человеком.
Это собственная, имманентная субстанция
его. То, что Августин вносит нового по
этому вопросу, — развитие человеческой
личности, которое он рассматривает в
«Исповеди». Она представляет автобиографическое
исследование, описывающее внутреннее
становление автора как личности. Здесь
мы находим и психологический самоанализ,
и показ противоречивого характера развития
личности, и указание на темные бездны
души. Учение Августина повлияло на последующее
формирование экзистенциализма, представители
которого рассматривают его как своего
предшественника.
В отличие от Августина Фома Аквинский
использует для обоснования христианского
учения о человеке философию Аристотеля.
Человек — это промежуточное существо
между животными и ангелами. Он представляет
единство души и тела, но именно душа является
«двигателем» тела и определяет сущность
человека. В отличие от Августина, для
которого душа является не зависимой от
тела и тождественной с человеком, для
Фомы Аквинского человек есть личностное
единство того и другого. Душа — нематериальная
субстанция, но получает свое окончательное
осуществление только через тело.
Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.
Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
Так, согласно Пико Делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Балла (1406 — 1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины. И вообще, по его мнению, сохраняет «свою силу славнейшее изречение «там для меня родина, где хорошо».
Можно много проблем выявить в философии разных времен и территорий, но более подробно я бы хотела остановиться на проблематике человека в русской философии
В истории русской философии можно в русской философии выделить два основных направления, касающихся человека:
1) материалистические учения
2) концепции представителей
В развитии философских взглядов В.Г.
Белинского проблема человека постепенно
приобретает первостепенное значение.
В письме к Боткину от 1 марта 1841
г. он отмечает, что «судьба субъекта,
индивидуума, личности важнее судеб
всего мира». При этом достижение
свободы и независимости