Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа
Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты  человека и его жизни с точки  зрения философии.
Введение……………………………………………………………………………………………....3
Проблема человека в истории философии………………………………………….….3
1.1.  Древнеиндийская философия  человека…………………………………….....3
1.2.  Философия Древнего  Китая………………………………………………………….4
1.3.  Античная Греция…………………………………………………………….……………..4
1.4.  Немецкая классическая  философия………………………………………...……5
1.5.  Средневековая христианская  концепция……………………………………..6
1.6. Философская антропология эпохи Возрождения……………………..….7
1.7. Антропологическая проблема в русской философии……………….…...8
 
Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности………..……10
 
Единство биологического, психологического и социального в человеке………………………………………………………………………………………….………….12
 
Философия о смысле жизни человека…………………………………………………..13
 
Заключение………………………………………………………………………………………….……14
 
Список, использованной литературы…………………………………….………….17
 
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список, использованной литературы…………………………………….………….
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица.
Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.
Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.
Зa тpидцaть cтoлeтий paзвития филocoфcкoй мыcли тaк и нe yдaлocь oбъяcнить чeлoвeкa иcчepпывaющим oбpaзoм, иcxoдя из кaкoгo-тo oднoгo кaчecтвa или cвoйcтвa. Фeнoмeн чeлoвeкa кaк бы ycкoльзaл oт aнaлизa, вceгдa кaзaлcя бoлee зaгaдoчным, чeм этo пpeдcтaвлялocь внaчaлe.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить некоторые аспекты человека и его жизни с точки зрения философии.
Проблема человека — одна из самых 
важных для всей философии. Но особенно 
актуальна она в переломные периоды 
развития истории, когда наиболее остро 
встает вопрос о смысле и цели существования 
не только отдельного индивида, но и 
всего общества. Именно такой период 
переживает отечественная история. 
Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее 
состояние философской 
Можно выделить множество концепций человека и в зависимости от территориального местоположения, они будут разными.
Древнеиндийская философия человека 
представлена прежде всего в памятнике 
древнеиндийской литературы — Ведах, 
в которых выражено одновременно мифологическое, 
религиозное и философское мировоззрение. 
Повышенный интерес к человеку и в примыкающих 
к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются 
проблемы нравственности человека, а также 
пути и способы освобождения его от мира 
объектов и страстей. Человек считается 
тем совершеннее и нравственнее, чем больше 
он достигает успеха в деле такого освобождения. 
Последнее, в свою очередь, осуществляется 
посредством растворения индивидуальной 
души (атмана) в мировой душе, в универсальном 
принципе мира (брахмане). 
Человек в философии Древней Индии мыслится 
как часть мировой души. В учении о переселении 
душ (сансаре) граница между живыми существами 
(растениями, животными, человеком) и богами 
оказывается проходимой и подвижной. Но 
важно заметить, что только человеку присуще 
стремление к свободе, к избавлению от 
страстей и пут эмпирического бытия с 
его законом сансары-кармы. В этом пафос 
упанишад.
Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Это влияние сказалось и на взглядах известного индийского философа М.К. Ганди.
Философия Древнего Китая создала 
также самобытное учение о человеке. 
Один из наиболее значительных ее представителей 
— Конфуций разработал концепцию 
«неба», которое означает не только 
часть природы, но и высшую духовную 
силу, определяющую развитие мира и 
человека. Но в центре его философии 
находится не небо, не природный 
мир вообще, а человек, его земная 
жизнь и существование, т.е. она 
носит антропоцентристский 
Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии, в частности, древнегреческой философии, первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.
Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом.
Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором, следующий: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».
В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента:
- релятивизм и субъективизм 
в понимании таких этических 
феноменов, как благо, 
- в бытие как главное 
- впервые процесс познания они 
наполняют экзистенциальным 
Основоположник немецкой классической 
философии И. Кант ставит человека в 
центр философских 
Кант стремится утвердить 
Человек, пишет Кант, «по природе зол», 
но вместе с тем он обладает и задатками 
добра. Задача нравственного воспитания 
и состоит в том, чтобы добрые задатки 
смогли одержать верх над изначально присущей 
человеку склонностью ко злу. Хотя зло 
изначально преобладает, но задатки добра 
дают о себе знать в виде чувства вины, 
которое овладевает людьми. Поэтому нормальный 
человек, по Канту, «никогда не свободен 
от вины», которая составляет основу морали. 
Человек, который всегда прав и у которого 
всегда спокойная совесть, такой человек, 
не может быть моральным. Основное отличие 
человека от других существ — самосознание. 
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное 
свойство человека, но философ выступает 
против эгоизма, в каких бы формах он не 
проявлялся.
Различная проблематика встает перед философией в средневековье, в эпоху возрождения, в новое время.
В средние века человек рассматривается прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно этой точки зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.
В социальном плане в Средние 
века человек провозглашается 
Видным представителем средневековой 
христианской философии является Августин 
Блаженный. Не только его онтология и учение 
о Боге как абсолютном бытии, но и учение 
о человеке многое берет от Платона. Человек 
— это противоположность души и тела, 
которые являются независимыми. Однако 
именно душа делает человека человеком. 
Это собственная, имманентная субстанция 
его. То, что Августин вносит нового по 
этому вопросу, — развитие человеческой 
личности, которое он рассматривает в 
«Исповеди». Она представляет автобиографическое 
исследование, описывающее внутреннее 
становление автора как личности. Здесь 
мы находим и психологический самоанализ, 
и показ противоречивого характера развития 
личности, и указание на темные бездны 
души. Учение Августина повлияло на последующее 
формирование экзистенциализма, представители 
которого рассматривают его как своего 
предшественника. 
В отличие от Августина Фома Аквинский 
использует для обоснования христианского 
учения о человеке философию Аристотеля. 
Человек — это промежуточное существо 
между животными и ангелами. Он представляет 
единство души и тела, но именно душа является 
«двигателем» тела и определяет сущность 
человека. В отличие от Августина, для 
которого душа является не зависимой от 
тела и тождественной с человеком, для 
Фомы Аквинского человек есть личностное 
единство того и другого. Душа — нематериальная 
субстанция, но получает свое окончательное 
осуществление только через тело.
Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм.
Если религиозная философия Средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы делают своим знамением не его, а человека. Вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
Так, согласно Пико Делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
В философской антропологии этого периода уже достаточно отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися капиталистическими общественными отношениями и господством частного интереса. Так, Лоренцо Балла (1406 — 1457) со всей определенностью заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины. И вообще, по его мнению, сохраняет «свою силу славнейшее изречение «там для меня родина, где хорошо».
Можно много проблем выявить в философии разных времен и территорий, но более подробно я бы хотела остановиться на проблематике человека в русской философии
В истории русской философии можно в русской философии выделить два основных направления, касающихся человека:
1) материалистические учения 
2) концепции представителей 
В развитии философских взглядов В.Г. 
Белинского проблема человека постепенно 
приобретает первостепенное значение. 
В письме к Боткину от 1 марта 1841 
г. он отмечает, что «судьба субъекта, 
индивидуума, личности важнее судеб 
всего мира». При этом достижение 
свободы и независимости