Философия Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика эпохи.
2. Гносеология Нового времени: эмпиризм и рационализм.
3. Агностицизм Нового времени (Д. Юм.)
4. Выдающиеся мыслители: Ф. Бэкон.
4.1 Философия Ф. Бэкона об истине, природе заблуждений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная философия.docx

— 41.02 Кб (Скачать)

Во-вторых, Бэкон устанавливает также, что  на протяжении всей истории человечества знания и науки выполняли эту  свою великую миссию только иногда и лишь случайно. В основном же науки  большей частью были и остаются плодовитыми  в спорах и бесплодными в делах. Такое их состояние Бэкон называет «детством науки». Грандиозная реформа, которую задумал Бэкон, и была рассчитана на преодоление этого  «детства науки» и на то, чтобы поставить  науку на то место, которое она  должна занимать согласно своему идеалу. Естественно, чтобы преодолеть бесплодность науки, надо установить причины этого  плачевного состояния. Бэкон приходит к выводу, что таких причин, по крайней мере, три.

Главная  причина состоит в том, что до сих пор ученые мало уделяли внимания изучению познавательных способностей человека. Поэтому они не знали достоверно, как осуществляется процесс познания и никак не контролировали его. Из-за этого познание осуществлялось стихийно, поспешно, непоследовательно, что и было основной причиной детского характера науки. Не зная и не замечая, что ум человека много привносит от себя в познание вещей, ученые вместо познания вещей такими, каковы они сами по себе, измышляли всевозможные фантазии о них. Отсюда вытекает вторая причина. Не зная, как действуют познавательные способности человека, ученые не смогли снабдить их надлежащими орудиями познания. Именно потому, что познающий человек не был вооружен искусными и эффективными орудиями познания, оно и осуществлялось стихийно, бесконтрольно и открывало истину только случайно. Наконец, третья причина была в том, что ученые изучали не то, что следовало изучать в первую очередь. Все источники жизни человек берет из природы. Поэтому и познание должно начинаться с изучения природы, формулирует требование Бэкон. Если известны причины плачевного состояния наук, то ясен и путь выхода из такого положения. Проще всего, как это очевидно, устраняется третья причина. Ученым надо лишь понять, что наука достойнейший и важнейший вид занятий и что создать истинную и плодоносную науку можно только поставив во главу угла изучение природы. Для устранения первой и второй причин Бэкон разрабатывает очень оригинальное учение о познавательных способностях человека и орудиях познания. Процесс познания, объясняет Бэкон, осуществляется в два этапа. Начинается он со свидетельства наших чувств (органов ощущений). До и без «осведомления чувств» познание природы невозможно. Второй этап - разум, выносит суждения о данных чувств, устанавливая причины (формы) явлений (натур). При этом надо учитывать, то чувства обладают двумя недостатками. Прежде всего, они многое не замечают в явлениях природы. Например, из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т. п. Устраняется этот недостаток довольно легко. Достаточно применить линейку, весы, микроскоп и другие измерители. Но у чувств есть второй, значительно более серьезный недостаток. Дело в том, что они в принципе обманывают человека. Как выражается сам Бэкон, дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека. Бэкон имеет в виду, что все так называемые чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Например, звук возникает от колебаний предмета, которые передаются воздухом на ушную перепонку. Но сам звук существует не в предмете и даже не в ухе, а в душе человека. Так же точно цвет, теплота и прочие качества. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от этого недостатка невозможно.

Для этого надо использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты. Смысл подобных «опытов» состоит  в том, что в ходе их проведения один предмет природы сталкивается с другим предметом природы. А  ученый фиксирует результат. В простом  наблюдении осуществляется диалог человека и природы. А в специально придуманных  опытах начинает звучать «монолог»  самой природы. Успех или неуспех  такого «опыта» есть практическое дело. Поэтому «опыты» как инструмент познания, считает Бэкон, не только устраняют «обман чувств», но и точно соответствуют главному назначению науки  приносить пользу для практики, подчинять природу интересам человека.

Понятие специально придуманных и хорошо организованных опытов как инструмента  познания природы и источника  истинного знания очень важно  для понимания учения Бэкона. Оно  составляет суть бэконовского эмпиризма. Бэкон не доверяет чувствам как источнику знания. Они всегда обманывают, констатирует он. В то же время без них познать природу невозможно. Это противоречие (или гносеологический парадокс) и снимает понятие «специальных опытов», современное название которых эксперимент.

Ум  как второй и завершающий этап познания тоже имеет два недостатка. Он, во-первых, быстро отрывается от данных чувств, от опыта. А во-вторых, из-за этого и из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы. Чтобы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опытов», Бэкон рекомендует использовать новую индукцию. Суть ее в том, что она представляет собой набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагая их так, чтобы стало очевидным, какие явления причины, а какие следствия.

Если  подвести итог учению Бэкона о науке, познавательных способностях, то очевидно следующее. Бэкон теоретически обосновал  идеал исторически нового типа знания экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Исследуя проблему, как возможна такая наука, Бэкон разработал оригинальную теорию познания, в которой впервые в истории западноевропейской философии использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»). Наконец, Бэкон буквально изобрел совершенно новое понятие опыта, в силу чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии. Он был и остается одним из самых авторитетных и знаменитых философов XVII века.

 

Заключение

Ф. Бэкон теоретически обосновал идеал  исторически нового типа знания -экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Исследуя проблему, как возможна такая наука, Бэкон разработал оригинальную теорию познания, в которой впервые в истории западноевропейской философии использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»). Наконец, Бэкон буквально изобрел совершенно новое понятие опыта, в силу чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии. Он был и остается одним из самых авторитетных и знаменитых философов XVII века.

Если  к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Р. Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени. В XVII в. происходит процесс, в известном смысле аналогичный  тому, какой мы наблюдали в период становления античной философии. Критическая  функция философии снова выходит  на первый план. Не случайно, поэтому  не только Бэкон, но и Декарт начинает свое философское построение именно с критики, которая носит у  него форму универсального сомнения -- сомнения не только в истинности наших знаний, но и вообще в реальном существовании самого мира.

Агностицизм Юма не отрицает силы человеческого  разума. Его основой является критика, развивавшегося тогда естественно-научного и философского мышления, которые во многих отношениях носили механистический характер. И хотя дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма Юма и весьма скоро привело (уже у наиболее типичных представителей немецкой классической философии) к его преодолению, он сыграл, в частности в английской философской мысли, значительную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кохановский В.П. История философии. Ростов н/Д., 2000.

2. Радугин А.А. Философия. Курс  лекций. М., 1999.

3. Словарь философских терминов. М., 2005.

4. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.

5. Философия. Часть I. История философии.  Под ред. В.И. Кириллова. М., 1996.

6. Философия: Учебник для вузов.  Под общ. ред. В. В. Миронова. М., 2005.

7. Хрусталев Ю.М. Общий курс философии.  М., 2003.


Информация о работе Философия Нового времени