Сама лингвистическая философия, 
таким образом, оказывается своеобразным 
видом “метафизики”, выступающей 
в облачении техники языкового 
анализа, хотя и не решающейся признать 
свою подлинную сущность.
Однако если согласиться с тезисом, 
что невозможно избежать “метафизических” 
утверждений при лингвистическом 
анализе, и одновременно принять 
тезис аналитиков об отсутствии какого 
бы то ни было предпочтительного метода 
философствования, то тогда открывается 
возможность построения самых откровенных 
“метафизических” концепций, не вступая 
в формальное противоречие с лингвистическим 
анализом. Парадоксальность последнего 
состоит в том, что он заводит 
свою борьбу с “метафизикой” настолько 
далеко, что даже само декларирование 
принципиальной “антиметафизичности” 
считается “метафизикой”. Тем самымв 
лице лингвистического анализа аналитическая 
философия доходит до той грани, когда 
она, по существу, отрицает себя и выводит 
за собственные пределы. Отмеченная возможность 
реализуется рядом философов. Так, П. Строусон 
в книге “Индивиды” строит своеобразную 
“дескриптивную метафизику”, пытаясь 
на основе анализа ряда выражений обычного 
языка делать заключения о реальной структуре 
бытия. В книге Ст. Хэмпшира “Мысль и действие” 
аналитический метод философствования 
не является единственным и даже главным. 
Философская концепция, развиваемая Ст. 
Хэмпширом, в ряде пунктов близка к идеям 
феноменолога М. Мерло-Понти. Ст. Хэмпшир 
критикует аналитическую философию за 
ее претензию на окончательное решение 
философских трудностей при помощи анализа 
языка и подчеркивает, что сам обыденный 
язык следует понимать в процессе бесконечного 
изменения и развития и в его обусловленности 
социальными институтами. “Философское 
исследование никогда не сможет быть завершено”13, 
- считает он. Вместе с тем по формальным 
признакам и П. Строусон, и Ст. Хэмпшир 
должны быть отнесены к представителям 
лингвистической философии, поскольку 
последняя не отвергает никаких философских 
методов, а оба названных философа не отказываются 
полностью и от анализа обыденного языка. 
Еще одни парадокс лингвистической философии 
состоит в том, что решение задачи, которую 
ставят перед собой аналитики (искоренение 
философских проблем), должно было бы привести 
к уничтожению всякой философской деятельности, 
в том числе и аналитической. Этот момент 
подметил и остроумно охарактеризовал 
Прайс: “И вот перед нами забавное зрелище: 
профессиональный философ сознательно 
и методически вызывает головную боль, 
которую он впоследствии должен излечить. 
Студент тратит первый год философского 
курса, стараясь заполучить болезнь, и 
затем тратит второй год для того, чтобы 
избавиться от нее. Однако если бы все 
шло иначе, терапевты не имели бы пациентов”14.
Правда, такой вывод следует 
лишь в том случае, когда задачи 
лингвистического анализа ограничены 
философской терапией. Если придать 
деятельности аналитиков также и 
некоторый позитивный смысл, она 
может выглядеть более перспективной. 
В рамках анализа значений обыденного 
языка единственная возможность 
позитивной работы может заключаться 
в том, чтобы исследовать значение 
не только тех слов и выражений, которые 
вызывают философские затруднения, но 
вообще разнообразных языковых форм безотносительно 
к их связи с философией. По такому пути 
фактически пошел Дж. Остин. Лингвистический 
анализ в этом случае выходит за рамки 
философии и превращается в какую-то специальную 
дисциплину (не становясь, впрочем, и лингвистикой). 
Сам Дж. Остин всячески подчеркивал близость 
методов своей деятельности к методам 
естественных наук и считал, что он создает 
какую-то “новую науку о языке”, которая 
займет место того, что ныне называется 
философией, выйдя далеко за ее пределы. 
Если бы обычная грамматика и синтаксис 
были более общими и одновременно более 
эмпирическими, считал Дж. Остин, они включали 
бы в себя многое из того, чем сегодня занимается 
философия, - последняя в этом случае стала 
бы научной15.
Но есть и другой путь превращения 
исследования обыденного языка в 
научное занятие. Признав, что обыденный 
язык является “формой жизни” и 
так или иначе связан с социальными 
институтами, можно исследовать 
зависимость языка от системы 
культуры в целом и его изменения 
в процессе социально-культурного 
развития человечества. Такой путь 
предлагает С. Тулмин. По-видимому, это 
имеет смысл, так же как и изучение усвоения 
языка ребенком в процессе индивидуального 
развития психики (работа, подобная той, 
которую осуществляет швейцарский психолог, 
философ и логик Ж. Пиаже). Если бы это было 
сделано, считает Тулмин, то лингвистический 
анализ привел бы к возникновению новой 
науки, которая исследовала бы взаимоотношение 
концептуальных онтогении и философии16. 
Программа С. Тулмина предполагает, однако, 
превращение обыденного языка из средства 
решения философских проблем вобъект 
научного изучения, что означает формулирование 
теорий и гипотез по всем правилам, принятым 
в современной науке. Иными словами, реализация 
этой программы выражала бы не новый этап 
в развитии лингвистической философии, 
а, в сущности, выход за пределы аналитической 
философии вообще.
Краткий очерк современного состояния 
лингвистической философии уместно 
закончить следующим весьма симптоматичным 
высказыванием Ф. Вайсмана, участника 
аналитического движения на разных его 
этапах: “.... невозможно.... доказать, что 
данное выражение является естественным, 
метафора - соответствующей, вопрос имеющим 
смысл (или таким, на который нельзя ответить), 
сочетание слов осмысленным (или лишенным 
смысла).... Утверждение о том, что метафизика 
нонсенс, само является нонсенсом”17. Любопытно, 
что это утверждает бывший ассистент одного 
из основателей логического позитивизма 
- М. Шлика, активный член “Венского кружка” 
объединения, послужившего идейным и организационным 
ядром этого философского направления.
Логический позитивизм пытался 
обеспечить полное и четкое разделение 
научных и “метафизических” утверждений. 
Неудача этой затеи могла вести 
к выводу о необходимости более 
последовательного проведения линии 
“антиметафизического” философского 
анализа, не исходящего из каких-либо философских 
предпосылок (“беспрограммного”) и в 
то же время обращенного преимущественно 
на факты обыденного языка. Ведь именно 
естественный, обычный язык казался тем 
средством, которое способно излечить 
от “метафизических” псевдопроблем скорее 
и надежнее, чем основательно обремененная 
“метафизикой” наука. По этому пути и 
пошла философия лингвистического анализа. 
К чему привел этот путь, мы пытались показать 
выше.
Но признание провала логико-позитивистской 
программы могло сопровождаться 
и иным выводом. Не бессмысленна ли 
сама идея принципиального противопоставления 
философских и специально научных 
проблем? Может быть, не следует пытаться 
избавить науку вообще от всякой философской 
“метафизики”, а лишь попробовать 
освободиться от дурной “метафизики” 
(в частности, позитивистской) в пользу 
такой, которая соответствует практике 
и логике функционирования современного 
научного знания?
Положительный ответ на этот вопрос 
в той или иной степени (в зависимости 
от того, насколько радикальные выводы 
делаются из него) выводит за рамки 
позитивизма в строгом смысле 
слова. Он ориентирует на исследование 
философско-методологической проблематики 
науки (в отличие от ориентации философии 
лингвистического анализа).
Отход от доктрины логического позитивизма 
в понимании отношения философии 
и науки и в методологическом 
исследовании научного знания практически 
осуществлялся у ее сторонников 
с разной степенью последовательности. 
У таких философов, как, например, 
Г. Фейгл, признание осмысленности психофизической 
проблемы (считавшейся ортодоксальным 
логическим позитивизмом псевдопроблемой) 
и принятие гносеологической концепции 
“семантического реализма” сочетается 
с сохранением многих тезисов логического 
эмпиризма. Для представителей так называемого 
“логического прагматизма” (У. Куйн, А. 
Пап и др. ) характерен отказ от большинства 
тезисов логического позитивизма, но вместе 
с тем сохранение ориентации на анализ, 
понимаемый как построение искусственных 
языковых систем с помощью аппарата математической 
логики в качестве орудия философской 
деятельности. К. Поппер, сыгравший в свое 
время значительную роль в становлении 
ряда идей логического позитивизма, не 
только отошел от позитивизма (выражением 
чего служит, в частности, принятие им 
своеобразной платонистической “реалистической” 
концепции), но в известной мере вышел 
за рамки аналитической философии (т. е. 
философии, ориентированной на анализ 
языка), подчеркивая, что философские проблемы 
не сводятся к анализу языка. Наконец, 
идеи, развиваемые в последние годы Т. 
Куном (к которым тяготеют П. Фейерабенд 
и некоторые другие философы), носят антипозитивистский 
характер, ибо из тезиса о “революциях 
в науке” и существовании разных типов 
научного знания делается вывод об отсутствии 
какой-либо внеисторической демаркации 
научных и “метафизических” проблем. 
Сама “парадигма”, определяющая характер 
того или иного исторического типа научного 
знания, рассматривается не просто как 
структура искусственного или естественного 
языка, а как нечто связанное с функционированием 
культурных институтов данного общества. 
При всех слабостях и недостатках взгляды 
Т. Куна и примыкающих к нему методологов 
имеют явную антипозитивистскую ориентацию. 
Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции 
позитивистской философии. Эта философия 
не только не обладает сегодня крупными 
и влиятельными концепциями, но в значительной 
мере утратила уверенность в себе, охотно 
допуская возможность (и даже неизбежность) 
других, даже откровенно “метафизических”, 
направлений. Представление о возможности 
устранить из науки специфически-философскую 
мировоззренческую проблематику и превратить 
философию в разновидность специальной 
технической дисциплины оказалось мифом.