Философия науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Файлы: 1 файл

реферат филасофия.docx

— 55.51 Кб (Скачать)

Сама лингвистическая философия, таким образом, оказывается своеобразным видом “метафизики”, выступающей  в облачении техники языкового  анализа, хотя и не решающейся признать свою подлинную сущность.

Однако если согласиться с тезисом, что невозможно избежать “метафизических” утверждений при лингвистическом  анализе, и одновременно принять  тезис аналитиков об отсутствии какого бы то ни было предпочтительного метода философствования, то тогда открывается  возможность построения самых откровенных  “метафизических” концепций, не вступая  в формальное противоречие с лингвистическим  анализом. Парадоксальность последнего состоит в том, что он заводит  свою борьбу с “метафизикой” настолько  далеко, что даже само декларирование принципиальной “антиметафизичности” считается “метафизикой”. Тем самымв лице лингвистического анализа аналитическая философия доходит до той грани, когда она, по существу, отрицает себя и выводит за собственные пределы. Отмеченная возможность реализуется рядом философов. Так, П. Строусон в книге “Индивиды” строит своеобразную “дескриптивную метафизику”, пытаясь на основе анализа ряда выражений обычного языка делать заключения о реальной структуре бытия. В книге Ст. Хэмпшира “Мысль и действие” аналитический метод философствования не является единственным и даже главным. Философская концепция, развиваемая Ст. Хэмпширом, в ряде пунктов близка к идеям феноменолога М. Мерло-Понти. Ст. Хэмпшир критикует аналитическую философию за ее претензию на окончательное решение философских трудностей при помощи анализа языка и подчеркивает, что сам обыденный язык следует понимать в процессе бесконечного изменения и развития и в его обусловленности социальными институтами. “Философское исследование никогда не сможет быть завершено”13, - считает он. Вместе с тем по формальным признакам и П. Строусон, и Ст. Хэмпшир должны быть отнесены к представителям лингвистической философии, поскольку последняя не отвергает никаких философских методов, а оба названных философа не отказываются полностью и от анализа обыденного языка. Еще одни парадокс лингвистической философии состоит в том, что решение задачи, которую ставят перед собой аналитики (искоренение философских проблем), должно было бы привести к уничтожению всякой философской деятельности, в том числе и аналитической. Этот момент подметил и остроумно охарактеризовал Прайс: “И вот перед нами забавное зрелище: профессиональный философ сознательно и методически вызывает головную боль, которую он впоследствии должен излечить. Студент тратит первый год философского курса, стараясь заполучить болезнь, и затем тратит второй год для того, чтобы избавиться от нее. Однако если бы все шло иначе, терапевты не имели бы пациентов”14.

Правда, такой вывод следует  лишь в том случае, когда задачи лингвистического анализа ограничены философской терапией. Если придать  деятельности аналитиков также и  некоторый позитивный смысл, она  может выглядеть более перспективной. В рамках анализа значений обыденного языка единственная возможность  позитивной работы может заключаться  в том, чтобы исследовать значение не только тех слов и выражений, которые  вызывают философские затруднения, но вообще разнообразных языковых форм безотносительно к их связи с философией. По такому пути фактически пошел Дж. Остин. Лингвистический анализ в этом случае выходит за рамки философии и превращается в какую-то специальную дисциплину (не становясь, впрочем, и лингвистикой). Сам Дж. Остин всячески подчеркивал близость методов своей деятельности к методам естественных наук и считал, что он создает какую-то “новую науку о языке”, которая займет место того, что ныне называется философией, выйдя далеко за ее пределы. Если бы обычная грамматика и синтаксис были более общими и одновременно более эмпирическими, считал Дж. Остин, они включали бы в себя многое из того, чем сегодня занимается философия, - последняя в этом случае стала бы научной15.

Но есть и другой путь превращения  исследования обыденного языка в  научное занятие. Признав, что обыденный  язык является “формой жизни” и  так или иначе связан с социальными  институтами, можно исследовать  зависимость языка от системы  культуры в целом и его изменения  в процессе социально-культурного  развития человечества. Такой путь предлагает С. Тулмин. По-видимому, это имеет смысл, так же как и изучение усвоения языка ребенком в процессе индивидуального развития психики (работа, подобная той, которую осуществляет швейцарский психолог, философ и логик Ж. Пиаже). Если бы это было сделано, считает Тулмин, то лингвистический анализ привел бы к возникновению новой науки, которая исследовала бы взаимоотношение концептуальных онтогении и философии16. Программа С. Тулмина предполагает, однако, превращение обыденного языка из средства решения философских проблем вобъект научного изучения, что означает формулирование теорий и гипотез по всем правилам, принятым в современной науке. Иными словами, реализация этой программы выражала бы не новый этап в развитии лингвистической философии, а, в сущности, выход за пределы аналитической философии вообще.

Краткий очерк современного состояния  лингвистической философии уместно  закончить следующим весьма симптоматичным высказыванием Ф. Вайсмана, участника аналитического движения на разных его этапах: “.... невозможно.... доказать, что данное выражение является естественным, метафора - соответствующей, вопрос имеющим смысл (или таким, на который нельзя ответить), сочетание слов осмысленным (или лишенным смысла).... Утверждение о том, что метафизика нонсенс, само является нонсенсом”17. Любопытно, что это утверждает бывший ассистент одного из основателей логического позитивизма - М. Шлика, активный член “Венского кружка” объединения, послужившего идейным и организационным ядром этого философского направления.

Логический позитивизм пытался  обеспечить полное и четкое разделение научных и “метафизических” утверждений. Неудача этой затеи могла вести  к выводу о необходимости более  последовательного проведения линии  “антиметафизического” философского анализа, не исходящего из каких-либо философских  предпосылок (“беспрограммного”) и в то же время обращенного преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный, обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от “метафизических” псевдопроблем скорее и надежнее, чем основательно обремененная “метафизикой” наука. По этому пути и пошла философия лингвистического анализа. К чему привел этот путь, мы пытались показать выше.

Но признание провала логико-позитивистской программы могло сопровождаться и иным выводом. Не бессмысленна ли сама идея принципиального противопоставления философских и специально научных  проблем? Может быть, не следует пытаться избавить науку вообще от всякой философской  “метафизики”, а лишь попробовать  освободиться от дурной “метафизики” (в частности, позитивистской) в пользу такой, которая соответствует практике и логике функционирования современного научного знания?

Положительный ответ на этот вопрос в той или иной степени (в зависимости  от того, насколько радикальные выводы делаются из него) выводит за рамки  позитивизма в строгом смысле слова. Он ориентирует на исследование философско-методологической проблематики науки (в отличие от ориентации философии  лингвистического анализа).

Отход от доктрины логического позитивизма  в понимании отношения философии  и науки и в методологическом исследовании научного знания практически  осуществлялся у ее сторонников  с разной степенью последовательности. У таких философов, как, например, Г. Фейгл, признание осмысленности психофизической проблемы (считавшейся ортодоксальным логическим позитивизмом псевдопроблемой) и принятие гносеологической концепции “семантического реализма” сочетается с сохранением многих тезисов логического эмпиризма. Для представителей так называемого “логического прагматизма” (У. Куйн, А. Пап и др. ) характерен отказ от большинства тезисов логического позитивизма, но вместе с тем сохранение ориентации на анализ, понимаемый как построение искусственных языковых систем с помощью аппарата математической логики в качестве орудия философской деятельности. К. Поппер, сыгравший в свое время значительную роль в становлении ряда идей логического позитивизма, не только отошел от позитивизма (выражением чего служит, в частности, принятие им своеобразной платонистической “реалистической” концепции), но в известной мере вышел за рамки аналитической философии (т. е. философии, ориентированной на анализ языка), подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Наконец, идеи, развиваемые в последние годы Т. Куном (к которым тяготеют П. Фейерабенд и некоторые другие философы), носят антипозитивистский характер, ибо из тезиса о “революциях в науке” и существовании разных типов научного знания делается вывод об отсутствии какой-либо внеисторической демаркации научных и “метафизических” проблем. Сама “парадигма”, определяющая характер того или иного исторического типа научного знания, рассматривается не просто как структура искусственного или естественного языка, а как нечто связанное с функционированием культурных институтов данного общества. При всех слабостях и недостатках взгляды Т. Куна и примыкающих к нему методологов имеют явную антипозитивистскую ориентацию. Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии. Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно “метафизических”, направлений. Представление о возможности устранить из науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.


Информация о работе Философия науки