Философия науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Файлы: 1 файл

реферат филасофия.docx

— 55.51 Кб (Скачать)

Сказанное не относится к искусственно построенным, техническим языкам, которые  могут употребляться в специальных  науках для специальных целей (хотя ни одна специальная наука не может  обойтись и без естественного  языка), а применимо лишь к обычно используемому, разговорному языку.

Лингвистические аналитики считают, что философские проблемы возникают  как раз в результате непонимания  логики естественного языка. Поэтому  и решены они могут быть лишь путем анализа именно этого языка, путем тщательного выявления и кропотливого описания многообразных контекстов словоупотреблений. Думать, что эти проблемы можно решать путем выявления каких-то общих характеристик тех слов, которые волнуют философов (как это полагала сделать традиционная “метафизика” в своих попытках построить систематическую теорию философских категорий), или же путем построения искусственных языковых систем, в которых словам придается условное значение, весьма удаленное от реального, диктуемого их употреблением (как пытались сделать логические позитивисты, строившие искусственные языковые модели), -значит, по мнению лингвистических аналитиков, идти по явно бесперспективному пути. Конечно, построение языковых моделей с помощью аппарата формальной логики - дело полезное и нужное для решения ряда специальных научных и технических задач. Нужно, однако, осознать, подчеркивают представители данного философского направления, что этот аппарат при всей его важностинепригоден для целей разрешения философских проблем, ибо последние существуют именно как результат непонимания многообразия и несводимости друг к другу различных языковых контекстов. В искусственных же языковых системах терминам не может не придаваться жесткий и однозначный смысл в соответствии с самой идеей таких систем. К тому же смысл, придаваемый в формальной логике логическим константам (“все”, “некоторые”, “и”, “или”, “если.... то”, “не”, “существует”), весьма далек от многообразия их смыслов в реальном языке. Поэтому выполнение различных задач философского анализа лучше всего достигаетсясредствами неформального анализа неформализованного обыденного языка. Как же понимаются задачи и особенности философского исследования лингвистическими аналитиками? Следует заметить, что здесь при всем ярко выраженном отмежевании лингвистического анализа от логического позитивизма между обоими направлениями аналитической философии существует определенного родасвязь. Она выражается, во-первых, в том, что сама логика противостояния вынуждает лингвистических аналитиков обсуждать те философские проблемы и их решения, которые были существенны для логического позитивизма (принцип верификации и верификационная теория значения, дихотомия аналитических и синтетических суждений, проблема редукции и т. д. ). Во-вторых, и это главное, лингвистический анализ унаследовал от логического позитивизма некоторые принципиальные установки в понимании самого характера философской деятельности. Дело в том, что итогом всей критики лингвистическими аналитиками логического позитивизма является обвинение последнего в “метафизичности” его исходных теоретических принципов. Квалификация логического позитивизма в качестве разновидности “метафизики” справедлива в том смысле, что претензия логических позитивистов на превращение практикуемой ими философии в вид некоторой специализированной, строго доказательной деятельности, не имеющей ничего общего с традиционной философской “метафизикой”, и впрямь оказалась несостоятельной. Но если учесть, что под “метафизикой” в данном случае понимается 'вся традиционная специфически-философская проблематика, то сам по себе этот термин в приложении к той или иной философской концепции не может рассматриваться как обвинение. Суть дела, видимо, не в “метафизичности” логического позитивизма, а в том, что он оказался слишкомплохой “метафизикой”, не соответствующей современной научной и социальной практике. Обвинение позитивизма в “метафизичности” означает, однако, для лингвистических аналитиков попытку еще более радикального проведения “антиметафизической” программы. Во всяком случае, так была сформулирована задача теми философами, которые стояли у истоков этого направления, в частности самим Л. Витгенштейном3. Лингвистические аналитики считают, что “метафизические” псевдоутверждения возникают в результате нарушения правил употребления некоторых слов обычного языка. При этом философские дискуссии порождаются отнюдь не всеми, а лишьнекоторымисловами нашего языка (например, такими, как “знать”, “реально”, “в самом деле”, “кажется”, “вероятно”, “истинно”, “существует”). Остается предположить, что именно эти слова обладают какими-то присущими им особенностями, предоставляющими особые возможности для злоупотребления ими. Философы-“метафизики” либо употребляют эти слова в тех контекстах, в которых они не могут употребляться согласно правилам обыденного языка, либо пытаются дать им некие общие определения, игнорирующие существование реальных, не сводимых друг к другу языковых контекстов.

Соответственно свою задачу аналитические  философы видят в том, чтобы вскрыть  источник “метафизических” псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл слов, неправильно употребляемых философами-метафизиками”. Так, например, если путем анализа слова “знать” выявляется, что оно имеет целый ряд контекстуальных значений, между которыми вряд ли можно найти что-либо общее, то, утверждают лингвистические аналитики, не существует какой-либо общей дефиниции знания и, следовательно, задача построения общей философской теории познания лишена смысла.

Поскольку логический позитивизм наряду с задачей элиминации “метафизических” псевдоутверждений ставил перед философами цель построения идеальных моделей осмысленных рассуждений, критическая задача дополнялась там некоторой конструктивной. Представители лингвистического анализа сводят свои задачи кчисто негативным, или, как они сами предпочитают говорить, “терапевтическим”, - к элиминации философских проблем, т. е. к избавлению философии от нее самой. Аналитическая философия превращается, таким образом, в своеобразную “философию философии”, занятую лишь теми проблемами, которые предложены ранее жившими или ныне существующими философами, и не имеющую ни потребности, ни нужды в том, чтобы заниматься вопросами, которые волнуют представителей специальных наук, или же пытаться решать социально-этические проблемы, поставленные современным социальным развитием. Впрочем, эта черта, по мнению лингвистических аналитиков, не столько недостаток, сколько своеобразное достоинство их философии, показатель возросшей строгости и точности техники философского исследования, свидетельство его профессионализации. “.... Новая практика подвергать проблемы и аргументы критике со стороны специалистов-коллег привела к тому, - пишет Дж. Райл, - что философы во все большей степени стали заниматься проблемами философской техники и все больше приобретали вкус к строгости рассуждения.... Философы стали теперь философами для философов”4.

Философ, не формулирующий никаких  философско-“метафизических” тезисов, не пытающийся решать мировоззренческие проблемы, не конструирующий онтологические или гносеологические системы, зато занятый высокопрофессиональной и специализированной деятельностью по выявлению с помощью особой техники точного смысла слов и выражений, обнаружению и устранению бессмыслицы, - таков идеал лингвистических аналитиков. Философия становится одной из многихспециальных дисциплин. В прошлом были великие философы, а теперь впервые в истории появились философы “искусные”, подчеркивал Л. Витгенштейн5.

Конечно, строго говоря, по Витгенштейну, философия-это не наука, а философ не является ученым. В самом деле, ведь философ (имеется в виду философ-аналитик) не строит каких-либо объясняющих теорий или гипотез, которые могут подтверждаться или не подтверждаться фактами. Не похож он и на логика или математика, который строит дедуктивные конструкции и доказывает теоремы, исходя из некоторых аксиом. Философ-аналитик занят анализом смысла слов и выражений обычного, актуально используемого языка, описанием того, что реально дано в языке. Философия, таким образом, есть описательная дисциплина, но не в смысле описательной эмпирической науки, которая формулирует те или иные генерализации на основе статистического подсчета разных случаев (не в смысле, например, описательной лингвистики, которая, интересуясь частотой употребления того или иного словесного оборота, очевидно, должна заняться конкретным эмпирическим исследованием, опросом людей).

Язык интересует философа не в его  чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. При этом одно и то же значение может быть выражено разными языковыми средствами и даже в разных национальных языках. Значения философом могут быть выявлены путем своеобразного “идеального  эксперимента”, т. е. мысленного представления  возможных ситуаций, в которых  употребляется то или иное слово, простого “всматривания” в работу языка и фиксирования того, что  “непосредственно очевидно”.

“Было бы правильно сказать, - пишет  Л. Витгенштейн, - что наш анализ не может быть научным.... В наших рассуждениях не должно быть ничего гипотетического. Мы должны избавиться от всяких объяснений, и одно лишь описание должно занять их место. И это описание получает свою способность прояснять, т. е. свою цель в связи с отношением к философским проблемам. Они, конечно, не являются эмпирическими; они разрешаются скорее всматриванием в работу нашего языка, и притом таким образом, чтобы заставить нас осознать эту работу, несмотря на побуждение к ее неверному пониманию. Проблемы разрешаются не путем представления новой информации, но путем нового распределения того, что мы всегда знали”6.

Дж. Райл также обращает внимание на отличие работы философа-аналитика от работы логика. Излагая его точку зрения, Т. И. Хилл пишет: “.... работа философа не совпадает с работой логика - хотя некоторые философы в то же время являются и логиками, - так как в отличие от выводов логика философские аргументы никогда не могут стать доказательствами и не предназначены быть ими. В отличие от доказательств они не имеют посылок. В той мере, в какой работа философа является позитивной, она схожа с усилиями хирурга описать студентам свои действия и затем проконтролировать свои описания путем медленных повторений своих действий”7.

Уже на основании данной нами самой  общей характеристики лингвистической  философии нетрудно выявить те внутренние противоречия, которые с самого начала разъедают ее и ведут к определенным сдвигам, не только выводящим за рамки  этого вида философского анализа, но, как мы попробуем показать, при  известных условиях и за пределы  аналитической философии вообще.

В самом деле, лингвистический анализ пытался утвердить себя в качестве некоей специальной дисциплины, хотя и не являющейся наукой в строгом  смысле слова, но способной к получению  точных и бесспорных результатов, окончательно сбросившей с себя груз “метафизическ, 6их” предпосылок, т. е. того или иного решения философских проблем, понимаемых в качестве подлинных. Но это диктовало необходимость отказаться от формулировки какой бы то ни было философской программы и обусловило претензию на отсутствие в этом течении не только каких-либо теоретических установок, принципов, но даже и определенногометодаанализа. Выбор того или иного метода означает его предпочтение другим, что неизбежно влечет некоторые “метафизические” следствия. Лингвистические же аналитики претендуют на построение “беспрограммного анализа”. Именно поэтому Л. Витгенштсйну не оставалось ничего другого, как заявить, что “не существует единственного философского метода, хотя действительно существуют различные конкретные методы, подобно различным терапиям”8.

Логика принятия идеи о возможности  “беспрограммного анализа” заставляет Дж. Райла идти еще дальше и утверждать, что даже методы самой этой школы в философии нельзя считать единственно возможными: “То, что предлагаемый или демонстрируемый метод является собственным методом, или единственным собственным методом, или частью единственного собственного метода философствования, не суть истина индивидуального откровения или же дело персонального вкуса. Это - философское высказывание, притом такое, которое утверждает определенный принцип. Поэтому школа, которая претендовала бы на то, что только она находится на верном пути вследствие своей монополии на истинный метод, была бы лишь.... претенциозной монополией на философский принцип”9. Это же обстоятельство обусловливает и принципиальный отказ Л. Витгенштейна от какого бы то ни было общего определения языка (и даже формулировки в общем виде понимания значения как употребления) и предпочтение им конкретного анализа смысла тех или иных слов внутри отдельных “языковых игр”.

Вместе с тем, как бы ни хотели лингвистические аналитики избежать “метафизических” следствий путем  принятия какой бы то ни было программы, сама необходимость утвердить свое направление в качестве философии, отличной от всех других, по самой логике дела не могла не вести кпринятию определенных предпосылок, то ли формулируемых явно, то ли демонстрируемых в самой технике и практике анализа (таков вообще парадокс всякой претендующей на “беспредпосылочность” философии).

В данной связи обратим внимание на существующую среди лингвистических  философов своеобразную двойственность в оценке созданной Л. Витгенштейном техники анализа (установление того, сформулирован ли вопрос “вне” или “внутри” той пли иной “языковой игры”, подстановка на место одних выражений других, выявление так называемых “парадигмических” случаев). С одной стороны, принадлежность к данному направлению заставляет весьма высоко оценивать технику лингвистического анализа как позволяющую строго и недвусмысленно разрешать философские проблемы. Сам Л. Витгенштеин в беседе с Дж. Муром заявил, что наиболее ценным его достижением является не получение тех или иных философских результатов, а разработкатехники, метода разрешения философских проблем 10. С другой стороны, принципиальный отказ от философской программы (продиктованный именно теоретическими соображениями) заставляет и самого Л. Внтгенштейна, и его последователейотвергать наличие и обязательность какого бы то ни было философского метода. Изучение практики лингвистических аналитиков показывает, что те предпосылки, из которых они реально исходят в своей деятельности, во-первых, носят явно философский (на языке аналитиков “метафизический”) характер и, во-вторых, весьма неубедительны. Основной такой предпосылкой является прежде всего сама установка на то, что смысл слов ищется в их обычном употреблении, а корень философских проблем (“метафизических псевдопроблем” на языке аналитиков) усматривается в нарушении правил обыденного языка. Однако само понятие “обыденный язык” весьма неясно. Очевидно, обыденный язык не просто эмпирически имеющее место словоупотребление хотя бы уже потому, что именно в этом процессе возникают бессмыслицы, порождающие, согласно лингвистическим аналитикам, философские затруднения. При таком понимании обыденного языка последний не мог бы обеспечить критерии смысла.

Но нельзя дать обыденному языку  и другое определение, а именно понимать его как язык, который употреблялся бы в определенных обстоятельствах. Дело в том, что если в обыденный язык включать только те выражения, которые имеют смысл в некоторых обстоятельствах, то, очевидно, обыденный язык не может быть сам критерием того, что имеет смысл и что не имеет. Но если неясно, что именно следует относить к обыденному языку, то, по-видимому, невозможно говорить о работе философа как о простом “описании” использования выражений в этом языке, ибо сами эти “использования” отнюдь не очевидны11.

Поскольку реальное использование  языка само порождает антиномии, оно не может быть средством их разрешения. В связи с этим лингвистические  философы вынуждены говорить о том, что подлинные логические характеристики многих выражений “скрыты” или  “затемнены” их актуальным использованием. Но в таком случае для того, чтобы различить “критическое” и “некритическое” словоупотребление, “подлинные” и “кажущиеся” логические характеристики, приходится, очевидно, скрытым образом апеллировать к какому-токритерию, который выходит за рамки простого актуального использования. Поэтому претензия на то, что смысл того или иного выражения открывается путем простого наблюдения, “всматривания” в работу языка, несостоятельна и не соответствует практике самих аналитиков.

Действительно, если мы не решаем философские  затруднения с помощью обыденного языка, а, наоборот, с помощью определенных философских (скрытых и явных) соображений  определяем критерии осмысленности, то в таком случае рушится весь замысел  философии лингвистического анализа.

Нужно сказать, что сторонники этого  направления рисуют картину собственной  практики, существенно отличную от простого “всматривания” в факты языка и последующего их описания. Мало просто собирать различные случаи словоупотребления. “Сущность” становится “обозримой” не посредством “анализа” или пассивного наблюдения над тем, что “уже лежит перед глазами”, пишет Дж. Райл, а с помощью “нового упорядочения или даже нескольких таких упорядочений, которые я должен произвести.... Поэтому-то и нет метода в философии, так как нет метода для изобретения случаев и для упорядочения их.... Так же, как нет метода для того, чтобы “быть пораженным” скорее одним фактом, чем другим.... ”12. Но отсюда вытекает возможность (и неизбежность) разногопонимания фактов языка, разного осмысления того, что же считать подлинным, а не мнимым употреблением (значением) того или иного слова. Не случайно среди философов, практикующих лингвистический анализ, столь велики расхождения во мнениях. Нетрудно показать, что в своеобразной форме анализа слов разговорного языка во многом воспроизводятся те принципиальные трудности и основные их решения, которые уже имели место в истории философии. Так, например, при анализе слов и выражений, относящихся к психике (“сознавать”, “мыслить”, “воспринимать” и т. д. ), Дж. Райл, по существу, воспроизводит бихевиористскую позицию.

Информация о работе Философия науки