Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:59, реферат

Краткое описание

В результате постпозитивистской критики , особенно историцистской критики Куна и Фейерабенда, «рационалисты»[1] получили существенный удар. "Раньше, – говорит В. Ньютон-Смит, – очень мало говорилось о нерационалистических моделях объяснения перемен в науке..." [СФН, с. 168], ибо царили рационалисты. Теперь ситуация кардинально изменилась. "Как себя чувствует наш рационалист?, – спрашивает он. – Затравленный, поверженный и побитый за то, что он едва ли может принять, он тем не менее выжил" [СФН, с. 193].

Файлы: 1 файл

Философия науки без истории науки пуста.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

[5] “Внутренняя  история” обычно определяется  как духовная, интеллектуальная  история, “внешняя история” –  как социальная история… Данные  мной определения образуют жесткое  ядро некоторой историографической  исследовательской программы,  их  оценка является неотъемлемой  частью оценки плодотворности  этой программы в целом” [Лакатос,  с. 458]. 

[6] Конвенционализм  допускает возможность построения  любой системы классификации,  которая объединяет факты в  некоторое связное целое… Подлинный  прогресс науки, согласно конвенционализму, является кумулятивным и осуществляется  на прочном фундаменте “доказанных”  фактов, изменения же на теоретическом  уровне носят только инструментальный  характер (… Они различают “уровень  фактов”, “уровень законов” (т.е.  индуктивных обобщений “фактов”) и “уровень теорий” (или классифицирующих  систем), на котором классифицируются  и факты, и индуктивные законы…  Конвенционализм – как он определен  здесь – философски оправданная  позиция; инструментализм является  его вырожденным вариантом, в  основе которого лежит простая  философская неряшливость, обусловленная  отсутствием элементарной логической  культуры” [Лакатос, с. 462–464]. 

[7] При этом  “Не только “внутренний” успех  или “внутреннее” поражение  некоторой программы, но часто  даже ее содержание можно установить  только ретроспективно” [Лакатос,  с. 486]. 

[8] Развитие  теорий в рамках одной исследовательской  программы естественно соотнести  с "нормальной наукой" Куна. 

[9] “Внутри  исследовательской программы “малые  решающие эксперименты”, призванные  сделать выбор между последовательными  вариантами (n-й и n+1-й версией  – А.Л.)– дело обычное” [Лакатос,  с. 351]. 

[10] Но модель  Куна не дает исчерпывающих  средств описания взаимодействия  ученых и идей. Например, существуют  такие социальные образования  как «научные школы», состоящие  из лидера-учителя и учеников, которые в своей истории могут  менять парадигмы. С другой  стороны, существуют «научные  движения», которые связаны общностью  предмета или метода исследования, и могут совмещать несколько  парадигм одновременно (см. [Концепции  самоорганизации: становление нового  образа научного мышления (М., 1994), гл. 2]).

Информация о работе Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа