Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:59, реферат
В результате постпозитивистской критики , особенно историцистской критики Куна и Фейерабенда, «рационалисты»[1] получили существенный удар. "Раньше, – говорит В. Ньютон-Смит, – очень мало говорилось о нерационалистических моделях объяснения перемен в науке..." [СФН, с. 168], ибо царили рационалисты. Теперь ситуация кардинально изменилась. "Как себя чувствует наш рационалист?, – спрашивает он. – Затравленный, поверженный и побитый за то, что он едва ли может принять, он тем не менее выжил" [СФН, с. 193].
“Философия науки без истории науки пуста;
история науки без философии науки слепа”
[Лакатос,
с. 457]
В результате
постпозитивистской критики , особенно
историцистской критики Куна и Фейерабенда,
«рационалисты»[1] получили существенный
удар. "Раньше, – говорит В. Ньютон-Смит,
– очень мало говорилось о нерационалистических
моделях объяснения перемен в
науке..." [СФН, с. 168], ибо царили рационалисты.
Теперь ситуация кардинально изменилась.
"Как себя чувствует наш рационалист?,
– спрашивает он. – Затравленный,
поверженный и побитый за то, что
он едва ли может принять, он тем
не менее выжил" [СФН, с. 193]. Это
выживание В. Ньютон-Смит связывает
с программой "умеренного рационализма"
Поппера, продолженной Лакатосом, с
отступлением от классического понимания
истины в сторону "приближения
к истине", "возрастания правдоподобия",
роста "предсказательной мощи".
Так, Лакатос
неоднократно утверждает, что теории
изобретаются, а его критерий "прогрессивного
сдвига проблем", по сути, вводит конструктивистский
критерий эффективности при отборе
исследовательских программ. Однако,
вслед за Поппером он провозглашает
веру в то, что истина существует
и что научные теории приближаются
к ней, опираясь на опыт, хотя у нас
нет критериев, опираясь на которые
мы могли бы утверждать, что данная
последовательность теорий движется к
истине.
Основной
единицей модели науки Имре Лакатоса
(1922–1974) является “исследовательская
программа”, состоящая из “жесткого
ядра” и “защитного пояса”. Модель
науки И. Лакатоса (как и модель
Т.Куна) имеет два уровня: уровень
конкретных теорий, образующих меняющийся
“защитный пояс” “
Появление
этой модели обусловлено тем, что
Лакатоса, с одной стороны, не удовлетворяет
куновское "сведение философии науки
к психологии науки". “С точки
зрения Куна, – говорит он, – изменение
научного знания – от одной “парадигмы”
к другой – мистическое преображение,
у которого нет и не может быть
правил. Это предмет психологии (возможно,
социальной психологии) открытия. (Такое)
изменение научного знания подобно
перемене религиозной веры” [Лакатос,
с. 274–275]. Поэтому позицию Куна он
относит к иррационализму.
С другой стороны,
Лакатос поддерживает тезис Куна
и Фейерабенда об отсутствии "решающих
экспериментов" как критерия выбора
между теориями[2]. “Нет ничего такого,
– говорит он, – что можно
было бы назвать решающими
Поэтому Лакатос
ставит своей целью развить тезис
попперовского "критического рационализма"
о рациональности изменений научного
знания, “выйти из-под обстрела куновской
критики, и рассматривать научные
революции как рационально
1.6.7.1. Модель
“исследовательских программ”
Рассмотрим
теперь методологическую структуру
“исследовательских программ” Лакатоса.
У всех программ есть “твердое ядро”
и “защитный пояс”. Утверждения,
включенные в “твердое ядро”, защищаются
от изменений “отрицательной эвристикой”.
Вместо изменения элементов “твердого
ядра” “мы должны, – говорит
Лакатос, – … развивать “вспомогательные
гипотезы”, которые образуют защитный
пояс вокруг этого ядра… Защитный
пояс должен выдержать главный удар
со стороны проверок; …он должен
приспосабливаться, переделываться или
даже полностью заменяться, если того
требуют интересы обороны. Если все
это дает прогрессивный сдвиг
проблем, исследовательская программа
может считаться успешной (классический
пример успешной исследовательской
программы – теория тяготения
Ньютона)… Если исследовательская
программа прогрессивно объясняет
больше, нежели конкурирующая, то она
“вытесняет” ее и эта конкурирующая
программа может быть устранена”
[Лакатос, с. 323, 473][4].
В “исследовательскую
программу” Лакатоса входят “методологические
правила”, руководящие изменениями
“защитного пояса”. Эти правила
делятся на две части: часть из
них – это правила, указывающие
каких путей исследования нужно
избегать (отрицательная эвристика),
другая часть – это правила, указывающие,
какие пути надо избирать и как
по ним идти (положительная эвристика)
” [Лакатос, с. 322].
“Идея “отрицательной
эвристики” научной исследовательской
программы в значительной степени
придает рациональный смысл классическому
конвенционализму… Но наш подход
отличается от джастификационистского
конвенционализма Пуанкаре тем, что
мы предлагаем отказаться от твердого
ядра в том случае, если программа
больше не позволяет предсказывать
ранее неизвестные факты… (но если
Дюгем видел только эстетические
причины (простота. – А.Л.) … разрушения
ядра, то наша оценка зависит главным
образом от логических и эмпирических
критериев)” [Лакатос, с. 325].
“Положительная
эвристика складывается из ряда доводов,
более или менее ясных, и предположений,
более или менее вероятных, направленных
на то,… как модифицировать, уточнять
“опровержимый” защитный пояс… Внимание
ученого сосредоточено на конструировании
моделей, соответствующих тем
В более
поздней работе Лакатос вообще отождествляет
положительную эвристику с
“Таким. образом,
научный прогресс выражается скорее
в осуществлении верификации
дополнительного содержания теории,
чем в обнаружении
“Непрерывность в науке, упорство в борьбе за выживание некоторых теорий, оправданность некоторого догматизма – все это можно объяснить только в том случае, если наука понимается как поле борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий… Мой подход. – утверждает Лакатос, – предполагает новый критерий демаркации между “зрелой наукой”, состоящей из исследовательских программ, и “незрелой наукой”, работающей по затасканному образцу проб и ошибок…. Зрелая наука в отличие от скучной последовательности проб и ошибок (Поппера –А.Л.) обладает “эвристической силой”, … (которая) порождает автономию теоретической науки” [Лакатос, с. 370].
1.6.7.2. “Внутренняя”
и “внешняя” истории
Модель исследовательской
программы, состоящей из “жесткого
ядра” и “защитного пояса”, частично
проецируется Лакатосом на историю
науки, порождая его деление истории
науки на “внутреннюю” и “внешнюю”.
“Каждая рациональная
реконструкция создает
“Именно внутренняя
история, – утверждает Лакатос, –
определяет то, что историк будет
искать в истории науки, на что
будет делать акцент и что будет
игнорировать. “История без некоторых
теоретических “установок”
“Внутренняя
история для индуктивизма состоит,
– по мнению Лакатоса, – из признанных
открытий несомненных фактов и так
называемых индуктивных обобщений.
Внутренняя история для конвенционализма
складывается из фактуальных открытий,
создания классифицирующих систем[6] и
их замены более простыми системами.
Внутренняя
история для фальсификационизма
характеризуется обилием смелых
предположений, теоретических улучшений,
имеющих всегда большее содержание,
чем их предшественники, и прежде
всего – наличием триумфальных “негативных
решающих экспериментов”.
И наконец,
методология исследовательских
программ говорит о длительном теоретическом
и эмпирическом соперничестве главных
исследовательских программ, прогрессивных
и регрессивных сдвигах проблем
и о постепенно выявляющейся победе
одной программы над другой”
[Лакатос, с. 483].
“У каждой
историографии есть свои характерные
для нее образцовые парадигмы (…
в …докуновском смысле). Главными парадигмами
индуктивистской историографии
являются кеплеровское обобщение тщательных
наблюдений Тихо Браге; открытие затем
Ньютоном закона гравитации путем индуктивного
обобщения кеплеровских “феноменов”
движения планет; открытие Ампером
закона электродинамики благодаря
индуктивному обобщению его же наблюдений
над свойствами электрического тока…”
[Лакатос, с. 460 – 461]. “Для конвенционалиста
образцовым примером научной революции
была коперниканская революция”, а
“главными научными открытиями являются,
прежде всего, изобретения новых
более простых
Информация о работе Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа