Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:59, реферат
В результате постпозитивистской критики , особенно историцистской критики Куна и Фейерабенда, «рационалисты»[1] получили существенный удар. "Раньше, – говорит В. Ньютон-Смит, – очень мало говорилось о нерационалистических моделях объяснения перемен в науке..." [СФН, с. 168], ибо царили рационалисты. Теперь ситуация кардинально изменилась. "Как себя чувствует наш рационалист?, – спрашивает он. – Затравленный, поверженный и побитый за то, что он едва ли может принять, он тем не менее выжил" [СФН, с. 193].
У каждой историографии
есть свои характерные для нее
проблемы. “Историк-индуктивист не
может предложить рационального
“внутреннего” объяснения того, почему
именно эти факты, а не другие были
выбраны в качестве предмета исследования.
Для него это нерациональная, эмпирическая,
внешняя проблема” [Лакатос, с. 461]. “Конвенционалистская
историография не может рационально
объяснить, почему определенные факты
в первую очередь подвергаются исследованию
и почему определенные классифицирующие
системы анализируются раньше, чем
другие, в тот период, когда их
сравнительные достоинства еще
неясны” [Лакатос, с. 465]. “Для историка-фальсификациониста
особую проблему представляет “ложное
сознание” – “ложное”, конечно,
с точки зрения его теории рациональности.
Почему, например, некоторые ученые
считают решающие эксперименты скорее
позитивными и верифицирующими, чем негативными
и фальсифицирующими? Для решения этих
проблем именно фальсификационист Поппер
разработал… концепцию о расхождении
объективного знания (в его “третьем мире”)
с искаженными отображениями этого знания
в индивидуальном сознании” [Лакатос,
с. 469–470]. Существует “основная эпистемологическая
проблема” и для методологии научно-исследовательских
программ. “Подобно методологическому
фальсификационизму Поппера, она (методология
научно-исследовательских программ) представляет
собой весьма радикальный вариант конвенционализма.
И аналогично фальсификационизму Поппера,
она нуждается в постулировании некоторого
внеметодологического (т.е. неконвенционалистского.
– А.Л.) принципа – для того, чтобы связать
(хотя бы как-нибудь) научную игру в прагматическое
принятие и отбрасывание высказываний
и теорий с правдоподобием. Только такой
“индуктивный принцип” может превратить
науку из простой игры в эпистемологически
рациональную деятельность… в нечто более
серьезное – в подверженное ошибкам отважное
приближение к истинной картине мира”
[Лакатос, с. 476].
В ряду анализируемых
(и сравниваемых) Лакатосом подходов
в философии науки нет
1.6.7.3. Сравнение
моделей Лакатоса и Куна
Если сравнить
модель Лакатоса с моделью Куна,
то мнения Куна и Лакатоса по этому
поводу радикально расходятся. Лакатос
соглашается с аналогией между
его “исследовательской программой”
(правильнее, наверное, было бы говорить
о ее “ядре”) и “парадигмой” Куна,
но лишь в некотором вырожденном,
далеком, по его мнению, от реальной
истории науки случае: “То, что
он (Кун) называет “нормальной наукой”,
на самом деле есть не что иное, как
исследовательская программа, захватившая
монополию. В действительности же исследовательские
программы пользуются полной монополией
очень редко, к тому же очень недолго”
[Лакатос, с. 348] (вопрос о справедливости
этого утверждения в применении
к истории физики мы обсудим ниже).
Кроме того, он видит принципиальные
различия в критериях отбора, работающих
в ходе “революционных” изменений:
иррациональных (социально-психологических)
у Куна и рациональных у него.
Однако легко
обнаружить некоторые важные структурные
аналогии. Обе модели выделяют два
типа развития: 1) непрерывный, по сути,
кумулятивный рост в рамках одной
“парадигмы” (“нормальной науки”
Куна) или “исследовательской программы”
(Лакатоса)[8], в котором теории “соизмеримы”
и работает “решающий эксперимент”[9];
и 2) некумулятивный скачкообразный переход
от одной парадигмы или
Поэтому Кун
справедливо говорит о
Таким образом,
куновская и лакатосовская
Источники
Гроф С. За
пределами мозга.М.: 1993
*Кун Т.
Структура научных революций
М.: АСТ, 2001.
*Лакатос
И. Фальсификация и
Мах Э. Познание
и заблуждение Очерки по психологии
исследования. М., 2003
Мах Э. Популярно-научные
очерки. СПб. 1909.
*НР: Научный
реализм" и проблемы эволюции
научного знания. М.: АН СССР, Ин-т
философии, 1984.
*Печенкин
А.А. Антиметафизическая
*Поппер
К. Логика и рост научного
знания. Избр. Работы. М. 1983.
*Поппер
К. Объективное знание. Эволюционный
подход. М.УРСС, 2002.
*Поппер
К. Предположения и
СЗФ: Современная
западная философия. Словарь. М.: Политич.
лит-ра, 1991.
СФН: Современная
философия науки. Хрестоматия. (Составление,
перевод, вступ. статья и комм. А.А.Печенкина).
М.: Наука, 1994.
Тарский А.
Введение в логику и методологию
дедуктивных наук. 2000.
Тулмин Ст.
Человеческое понимание. М., 1984
Фейерабенд
П. Избранные труды по методологии
науки. М., 1986.
Фейерабенд
П. Избранные труды по методологии
науки. М.: Прогресс, 1986.
ФЭС: Философский
энциклопедический словарь. М., ФЭ, 1986.
Хилл Т. Современные
теории познания. М.: Прогресс, 1965.
Швырев В.С.
Научное познание как деятельность.
М.: Политиздат, 1984.
Швырев В.С.
Теоретическое и эмпирическое в
научном познании. М.: Наука, 1977.
Эйнштейн
А. Собрание научных трудов. Тт. 1-4. М.,
1965-1967.
Эйнштейновский
сборник,1972. М., 1974.
Harre R. Varieties
of realism. A rationale for the natural sciences. Oxf., 1986.
Putnam H. Why there
isn't a ready-made world // Synthese, 1982, V. 51, №2, p. 141 –
167.
Tarski A. The Stmantic
Cjnception of Truth and the Foundations of Semantics [[ Philosophy and
Phenomenological Research, 1943–1944, v. 4
Van Fraassen Bas C.
An Introduction to the Philosophy of Time and Space. N.Y., 1970.
Van Fraassen Bas C.
The Scientific Image. Oxf., 1980.
Вопросы
Что такое
принцип демаркации?
Что такое
принцип фальсификации?
В чем суть
«фаллибилизма»?
Какова попперовская
модель развития науки?
В чем суть
попперовской «эволюционной эпистемологии»?
Какова связь
идеологии либерализма и
В чем суть
попперовской концепции «трех миров»?
Каков попперовский
взгляд на проблему истинности научного
знания? Критерий «правдоподобности»?
Каково отношение
Поппера к классическому
В чем различие
между конструктивизмом и реализмом?
Какими парами понятий оно определяется?
Что такое
«эмпирическая адекватность»?
Что такое
«конструктивный эмпиризм»?
Что такое
«наивный» и «реформированный «реализмы»?
Каково отношение
Куна к “решающему эксперименту”?
Какова основная
система понятий модели науки
Т.Куна?
Что такое
“тезис о несоизмеримости теорий”?
Что такое
“нормальная наука” и “научная
революция”?
Что такое
“научная парадигма”?
Что такое
кумулятивный и некумулятивный пути
развития науки? Как они соотносятся
с куновскими понятиями “нормальной
науки” и “научной революции”?
Что такое
“аномалия” и “кризис”?
Как происходит
научная революция в куновской
модели?
В чем суть
принципа “пролиферации” Фейерабенда?
Что общего
и различного в позициях Куна и
Фейерабенда?
Каково отношение
Лакатоса к модели Куна?
Каково отношение
Лакатоса к наличию решающих экспериментов?
Каковы основные
элементы модели “исследовательской
программы”?
Каково место
в ней позитивной и отрицательной
эвристики?
Что такое
“прогрессивный сдвиг проблем”?
Что такое
“внутренняя” и “внешняя” истории?
[1] Имеется
в виду рационализм в широком
смысле слова (включающий и
Декарта и Локка) в который
включены те, кто выступает за
рациональный критерий истины
как соответствия факту при
отборе теорий.
[2] “Проверки,
которые осуществляются … не
путем сопоставления с опытом
отдельной теории, а посредством
постановки решающих
[3] Переписка
Майкельсона с Лоренцем
[4] Но “всегда
следует помнить, что, даже
если ваш оппонент сильно
Информация о работе Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа