Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Необходимо сделать пояснения, почему И. Кант считается (и по праву) основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества. Эта традиция сохраняется и в немецкой классической философии.

Оглавление

Введение
О жизни
Нравственное учение и проблема религии
Теория познания
Эстетика Канта
Этика Канта
Об абсолютной морали и доброй воле
Идея права и государства
О человеке
Категорический императив
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Filosofia_Kanta_dlya_Mishi.docx

— 26.23 Кб (Скачать)

В этическом учении человек  рассматривается с двух точек  зрения:

Человек как явление;

Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано  исключительно внешними факторами  и подчиняется гипотетическому  императиву. Второй — категорическому  императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими  интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к  счастью (удовлетворению некоторых  материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут  противоречить друг другу и возникает  «антиномия практического разума».

 

Об абсолютной морали и  доброй воле

 

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал  исходную аксиому своей теоретической  этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон  имеет в себе указания «по которым  все должно происходить». Каждый человек  должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.

Добрая воля — чистая (безусловная  воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту  волю, нужен разум.

 

Идея права и государства

 

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость  уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и  равенство перед законом. Юридические  законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве  Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать  не по праву»).

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное  высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о  чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком  смысле) — объединение множества  людей, подчинённых правовым законам.

Все государства имеют  три власти:

законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;

исполнительная (действует  согласно закону) — принадлежит  правителю;

судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит  от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая  уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между  государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных  отношениях права сильного. Поэтому  Кант за создание равноправного союза  народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного  мира.

 

О человеке

 

Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология  с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит  из трех разделов в соответствии с  тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что такое человек?»

Человек — это «самый главный  предмет в мире», так как у  него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное  свойство человека. Он не проявляет  его лишь тогда, когда человек  рассматривает свое «Я» не как  весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке  сознания может протекать процесс  рождения творческих идей, о которых  человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта  на чувства и желания накладывается  нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглись  такие способности человека, как  талант и гений. Талант, проявленный  в изобретении и открытии, —  высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений  — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и  открытии нового.

 

Категорический императив

 

Нравственный закон —  принуждение, необходимость действовать  вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму  принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив  — предписывает поступки, которые  хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

Это три разных способа  представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного  поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный  эксперимент.

 

 

Заключение

 

И.Кант достиг значительного  расширения и углубления философского анализа по сравнению с его  предшественниками. Он попытался разрешить  такие важные вопросы, как происхождение  необходимости, логической структуры  опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и  теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза  чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением  о категориях и антиномиях и о  возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом  которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и  художественном творчестве.

В западной философии после  И.Канта многие философские системы  прямо или косвенно связаны с  кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи  с философией И.Канта таких направлений  в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др.

 

 

Список литературы

 

1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала XIX века.М.,1989.

2. 6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.

3. Асмус В.Ф.Иммануил Кант. М., 1973.

4. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1973.

5. Википедия

6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 1991.


Информация о работе Философия Канта