Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4
1.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………..6
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7
2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7
2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9
ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13
3.1 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...13
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ…………………………………………………………………….15
3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16
3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4

    1. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………..6

ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7

           2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7

           2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9

ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13

          3.1 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...13

3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ…………………………………………………………………….15

3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16

3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?» 
          Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения.                                                                                                                                 Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

В XXI веке наше общество находится на этапе глубоких социально- экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА

 

Иммануи́л Кант  родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, Пруссия 

в небогатой семье  ремесленника-седельщика. Мальчик был  назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные и  философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело  принципиально важное признание  Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские  работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

-    «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

-    «Критика практического разума» (1788) — этика

-    «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в Кёнингсберге и  был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

1.1 ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА

Кант прошёл в своем  философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год)

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с  1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими. То есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ  МЫСЛИ КАНТА

2.1 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Кант отвергал догматический  способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод  критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может  достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским  произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой  для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это  касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что  первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два  уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза  является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Кант выделяет следующие  категории рассудка:

-  Категории количества

-  Единство

-  Множество

     -  Цельность

      -  Категории качества

      -  Реальность

      -  Отрицание

      -  Ограничение

      -  Категории отношения

      -  Субстанция и принадлежность

      -  Причина и следствие

      -  Взаимодействие

      -  Категории модальности

      -  Возможность и невозможность

      -  Существование и несуществование

      -  Необходимость и случайность

Знание даётся путём  синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано), но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

 
2.2 ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА

 
         Только в  преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала в завершенном виде, это - «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности.

Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не добр.  
Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ  
нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной  
практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное - поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, ненужно специального образования, достаточно интуиции (способности суждения). Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам,- это одно и тоже. Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двух миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он подчинен посторонним силам – законам природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещей самих по себе» он наделен свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом.

Информация о работе Философия Канта