Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, реферат
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?»
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4
1.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………..6
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7
2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7
2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9
ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13
3.1 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...13
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ…………………………………………………………………….15
3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16
3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7
2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7
2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9
ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13
3.1 УЧЕНИЕ
КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО
ПОЗНАНИЯ…………………………………………………………
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА.
КАТЕГОРИИ………………………………………………………
3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16
3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
- родоначальник немецкой классической
философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие
мировой философской мысли. В центре внимания
философского творчества И.Канта - человек
с его сущностными способностями. «Что
я могу знать, что я должен делать, на что
я могу надеяться?»
Воздействие
философии на человека двойственно. Прежде
чем предложить ему действительные знания,
она разрушает массу фиктивных представлений,
долгое время казавшихся действительным
знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые
средства практического господства над
миром, она безжалостно дискредитирует
инструменты фиктивного воздействия на
реальность, надежность которых до поры
до времени ни у кого не вызывало сомнения.
В XXI веке наше общество находится на этапе глубоких социально- экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
Иммануи́л Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, Пруссия
в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и
философские изыскания Канта
дополняются «
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
- «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
- «Критика практического разума» (1788) — этика
- «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в Кёнингсберге и был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Кант прошёл в своем
философском развитии два этапа:
«докритический» и «
I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими. То есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ МЫСЛИ КАНТА
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
- Категории количества
- Единство
- Множество
- Цельность
- Категории качества
- Реальность
- Отрицание
- Ограничение
- Категории отношения
- Субстанция и принадлежность
- Причина и следствие
- Взаимодействие
- Категории модальности
- Возможность и невозможность
- Существование и несуществование
- Необходимость и случайность
Знание даётся путём
синтеза категорий и наблюдений
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано), но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.
2.2 ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА
Только в
преклонном возрасте философу удалось создать труд,
где его этика предстала в завершенном
виде, это - «Метафизика нравов». Новое
слово, сказанное Кантом о поведении человека,
- автономия нравственности.
Кант утверждает принципиальную самостоятельность
и самоценность нравственных принципов.
Добро есть добро, даже если никто не добр.
Критерии здесь абсолютны и очевидны.
Философский анализ
нравственных понятий говорит о том, что
они не выводятся из опыта, они априорно
заложены в разуме человека. Исходное
понятие этики Канта - автономная добрая
воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель
требует действия, поступка. Моральный
поступок выглядит как результат некоего
внутреннего императива (повеления), порой
идущего вразрез с аморальной
практикой окружающей действительности.
В связи с этим философ подчеркивает первенство
практического разума по сравнению с теоретическим.
Главное - поведение, а знание вторично.
Поэтому для того, чтобы распознать добро
и зло, ненужно специального образования,
достаточно интуиции (способности суждения).
Нравственная свобода личности состоит
в осознании и выполнении долга перед
самим собой и другими людьми. Свободная
воля и воля, подчиненная нравственным
законам,- это одно и тоже. Свобода человека
возможна постольку, поскольку он – дитя
двух миров. Принадлежность к чувственно
воспринимаемому миру делает человека
игрушкой внешней причинности, здесь он
подчинен посторонним силам – законам
природы и установлениям общества. Но
как член ноуменального мира «вещей самих
по себе» он наделен свободой. Эти два
мира не антимиры, они взаимодействуют
друг с другом.