Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4
1.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………..6
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7
2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7
2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9
ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13
3.1 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...13
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ…………………………………………………………………….15
3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16
3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Интеллигибельный мир содержит основание чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит в основе его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно понимать, но неправильно поступать. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место в философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие  право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат «Религия в пределах только разума». Кант присматривается к прошлому, ищет социально - психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал - добра и  
зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе  
человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. 

Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками  
добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, еще не совершенный тип религии, который называется - богослужебным. Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить  
путем почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше.

Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так говорится на страницах «Метафизики нравов», наиболее поздней этической работыавтора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия.  
         Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для  
решения поставленной задачи. Одна из важнейших заслуг Канта – эстетика том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного только в нас и в образе мыслей».

Таким образом, Кант расчленил  эстетическое на две части -  
прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из  
этих частей с сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения в целом связана с разумом законодателем нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом - законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ утверждает ее косвенным путем.

Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике пропедевтику всякой философии.

ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА

3.1. УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

 

Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитическими. Пример аналитического суждения: все тела имеют протяжение. В этом суждении предикат - понятие «имеют протяжения» - не дает никакого нового знания сравнительно с тем знанием, которое имеется в понятии «тела» - в субъекте суждения. Рассматривая понятие «тело», мы находим среди прочих его признаков признак «имеет протяжение». Признак этот логически выводится из субъекта - из понятия о теле.

Но есть суждения, в  которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими. Пример синтетического суждения: некоторые тела тяжелы. Понятие о теле не заключает в себе необходимо признак тяжести, он соединяется в мысли с понятием о теле, и это соединение-синтез.  
          В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два  
класса. В одном из них связь предиката с субъектом мыслится  
потому, что связь эта обнаруживается в опыте. Таково, например, суждение «некоторые лебеди черны». Такие синтетические суждения Кант называет апостериорными.  
         Другой класс составляют синтетические суждения, в которых связь между предикатом и субъектом будто бы не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него. Такие синтетические суждения Кант называет априорными, например: «все, что случается, имеет причину». Суждение это, по Канту, априорное, так как мыслимая в нем связь между его субъектом и предикатом не может основываться на опыте: в суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть того, что случается.  
          Ввиду значения, какое Кант приписывает априорным синтетическим суждениям, основной для Канта вопрос об источниках знания, о видах знания и о его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Так как Канта интересует главным образом три вида знания - математика, теоретическое естествознание и метафизика (умозрительное познание всего сущего), то вопрос об априорных синтетических суждениях Кант ставит в троякой форме:

 1. как возможны такие суждения в математике;

 2. как возможны они в теоретическом естествознании;

  3. возможны ли они в метафизике.

 Решение этих трех вопросов Кант связывает с исследованием трех основных способностей познания:

1.чувственности;

2.рассудка;  
          3.разума.  
          Чувственность - способность ощущений, рассудок – способность понятий и суждений, разум - способность умозаключений, доходящих до идей. Идеи - понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений.

 ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления, или чувственные созерцания (чувственные «интуиции»). В суждения математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства (в геометрии), либо на чувственном созерцании времени (в арифметике). Пространство - априорная форма внешнего чувственного созерцания. Именно априорность и сообщает, по Канту, созерцаниям пространства их безусловную всеобщность и необходимость.  
          И точно так же, по Канту, время - априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Априорность сообщает и созерцаниям времени их безусловную всеобщность и необходимость.

  Это учение о пространстве и времени как об априорных  
формах чувственного созерцания есть субъективный идеализм.  
У Канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные синтетические суждения в математике возможны, потому, что в основе всех положений математики лежат априорные формы нашей чувственности - пространство и время.

Безусловная всеобщность  и необходимость истин в математике  
относится не к самим вещам, она имеет значимость только для  
нашего ума, со свойственной ему априорностью форм чувственного созерцания. Для ума, организованного иначе, чем наш, истины математики не были бы непреложными.

 
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАС-  
СУДКА. КАТЕГОРИИ

  
          Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое им из наших чувственных созерцаний.

Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично,  
как его учение о формах чувственности. У Канта категории - не  
форма бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия эти не есть  
отношения содержания, найденного в чувственном опыте, это  
только формы, под которые рассудок подводит доставляемый  
чувственностью материал. Будучи такими понятиями, категории априорны.

Они не развиваются. Между ними почти нет переходов.

Учение Канта о чувственности и о рассудке есть введение учения о знании. По Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий – «слепы», а понятия без ощущений – «пусты». Знание всегда состоит в соединении (синтезе) ощущений с понятиями. Поэтому перед Кантом возникает вопрос: каким образом разнообразие чувственных созерцаний превращается посредством априорных форм  рассудка в единство.

По Канту, высшее условие такого единства состоит не в материальном единстве самого предмета, а в единстве самосознания. Единство самосознания, по Канту, предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний, т.е. априорно. Оно не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний и потому формально.

 
3.3. УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

 
          На этих основах Кант разработал свой ответ на второй  
вопрос «критики» - вопрос о том, как возможно теоретическое  
естествознание. Ответ этот есть вместе с тем ответ на более общий вопрос: как возможно научное познание, имеющее объективное значение? При этом, однако, под объективностью знания Кант понимает не отражение в нашем знании объективной реальности, а логическую всеобщность и необходимость.

В основе всех суждений естественных наук, по Канту, лежат общие и необходимые законы. Как бы ни отличались между собой предметы и явления естественных наук, но научным знанием они могут быть только при условии, если рассудок мыслит предметы и явления природы как подчинение трем законам:

1.закону сохранения  субстанции;

2. закону причинности;

3. закону взаимодействия субстанций.

Будучи всеобщими и необходимыми законы эти, однако,  
принадлежат не самой природе, а только нашему рассудку. Для  
рассудка - они высшие априорные законы связи всего того, что  
рассудок может мыслить. Наше сознание само строит предмет  
не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться, - форму всеобщего необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы - с формами ума. Наш ум находит и может  
найти в природе только то, что он сам вложил в нее до опыта и  
независимо от опыта - посредством собственных форм.

Отсюда получается вывод, будто вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности - пространство и время, - ни категории рассудка, ни даже высшие основоположения знания (закону сохранения субстанции, закону причинности, закону взаимодействия субстанций) не составляют определений самих «вещей в себе». Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится - со стороны формы знания – самим сознанием. Поскольку Кант пришел к выводу, будто сознание само строит предмет науки, этот вывод есть субъективный идеализм.

 
3.4. ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ.  
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА.

 
          Третий основной вопрос кантовской «критики» - вопрос о возможности априорных синтетических суждений в метафизике, т.е. в теоретической философии. Рассмотрение этого вопроса Кант приурочивает к исследованию способности разума. В обычной логике под разумом понимается способность  
умозаключения. Кант рассматривает разум как способность  
умозаключения, приводящую к возникновению «идей».

По Канту, идеи - это понятие о безусловном, а так как все, что дано нам в опыте, обусловлено, то предмет идей есть то, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте.

 По Канту, разум образует три идеи. Это - 1) идея о душе как о безусловной целостности всех обусловленных психических явлениях, 2) идея о мире как о безусловной целостности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и действий) и 3) идея о боге как безусловной причине всех обусловленных явлений.

По мнению Канта, возможна только наука о психических  
явлениях, всегда обусловленных, но не философская наука о  
душе, как о безусловном единстве этих явлений. И точно так же  
возможны только естественные науки о тех или иных явлениях,  
происходящих в мире и всегда обусловленных, но не философская наука о том, что такое мир как безусловное целое. И наконец, также принципиально невозможны философская наука о боге как о безусловной причине всего существующего или всех явлений.

    Кант опровергает все существующие теоретические доказательства существования бога. Он показывает, что все они  
основываются на логической ошибке: существования бога выводится в них из самого понятия о боге. Но ни из какого понятия существования того, что мыслится в этом понятии, не может быть выведено. Существование может быть обнаружено только в опыте. Однако в существование бога надо, по Канту, верить, так как этой веры будто бы требует наш практический разум, т.е. наше нравственное сознание. Без веры в бога, по его мнению, не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный порядок.  
          Кант противопоставил результаты своего рассмотрения  
«идей» разума, господствовавшему в его время убеждению философов и богословов Германии. В германских университетах преподавались все отвергнутые Кантом теоретические философские науки: и «наука о душе», и «наука о мире», и «наука о боге». Науки эти составляли то, что тогда называли метафизикой. Кант отверг эту метафизику в качестве теоретической науки. В то же время он утверждал, будто метафизика остается главной частью философии - уже не в качестве теоретической науки, а в качестве «критики» разума, устанавливающей границы теоретического разума и необходимость перехода от последнего к практическому разуму, т.е. к этике.

Информация о работе Философия Канта