Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, реферат
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?»
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………….4
1.ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………..6
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ МЫСЛИ КАНТА…………………..7
2.1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………...7
2.2. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАНТА……………………………………...9
ГЛАВА 3. УЧЕНИЯ КАНТА……………………………………………………13
3.1 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ И ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………………...13
3.2 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ…………………………………………………………………….15
3.3 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………...16
3.4 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА………………………………….18
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА………………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23
Из исследований Канта, посвященных критике
«идей» разума, большое влияние на дальнейшее
развитие философии немецкого классического
идеализма оказало учение Канта о противоречиях
(«антиномиях») чистого разума. По Канту,
попытка разума дать теоретический ответ
на вопрос о том, что такое
мир как безусловное целое, приводит к
противоречивым ответам на этот вопрос.
А именно: можно неопровержимо доказать,
Что мир не имеет начала во времени, не
имеет границ в пространстве, и можно также
неопровержимо доказать, что мир начал
существовать в некоторый момент времени
и что он ограничен в пространстве. Можно
неопровержимо доказать, что
материальные частицы, из которых состоит
мир, бесконечно делимы, и можно также
доказать, что они неделимы. Можно также
доказать, что всякое событие в мире происходит
только в силу необходимых условий, и можно
доказать, что возможны поступки и действия,
совершаемые свободно, и т.д.
Так как
Кант подчеркнул, что эти противоречия
возникают в разуме неизбежно, то отсюда
получался вывод, что разум в
своей природе противоречив. Этот вывод
о необходимости диалектических противоречий
в разуме является заслугой Канта. Однако,
Кант вместе с тем утверждал, что открытые
им в противоречия - мнимые. Все они возникают
только потому, что исходят из ложной мысли,
будто мир, как безусловное целое, может
быть предметом теоретического познания.
Поэтому, как только философы откажутся
от неосновательного притязания ответить
на вопрос, что такое мир, как безусловное
целое, вместе с этим исчезнут противоречивые
суждения о мире. О мире, как безусловном
целом, нельзя якобы утверждать ни того,
что он безграничен, ни того, что он ограничен,
ни того, что частицы в нем делимы и что
они не делимы. Утверждения эти отпадают,
так как мир в качестве безусловного целого
есть непознаваемая «вещь в себе».
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ КАНТА.
У Канта неоднозначность
понимания свободы индивида в
теоретической и этической части учения
по сравнению с его политической теории
возникает противоречие между тем положением
кантовской этики, в которой утверждается,
что человек является целью самой по себе,
и политической теорией, где человек рассматривается
как зависимый от внешних для него факторов,
таких, например как обладание собственностью.
Кант допускал ограничение политических
прав женщин, детей, а также так называемых
«пассивных граждан». В этом видно социально
ограниченное понимание Кантом демократических
свобод индивида. Но в то же время в кантовской
политической теории имеется четко выраженная
мысль о том, где именно следует искать
пути совершенствования правовых порядков.
Кант
осуждал деспотизм, правление «отеческое,
при котором подданные, как несовершеннолетние,
не в состоянии различить, что для них
полезно, а что вредно (за них это решает
глава государства), - такое правление
есть величайший деспотизм.
Правление должно быть не «отеческим», а отечественным, объединяющим правоспособных граждан. Здесь - основной пафос кантовской работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия И.Канта
оставила в истории мировой философии
очень глубокий след. И.Кант достиг значительного
расширения и углубления философского
анализа по сравнению с его предшественниками.
Он попытался разрешить такие важные вопросы,
как происхождение необходимости, логической
структуры опыта и идеальных объектов
науки, выяснить синтез эмпирического
и теоретического, обосновать совмещение
счастья и долга. Он поставил проблемы
научности философии и противоречивости
познания. Постановкой проблемы синтеза
чувственного и рационального, синтетического
и аналитического в знании и учением о
категориях и антиномиях и о возможностях
рассудка и разума И.Кант положил начало
развитию классической немецкой диалектики,
центральным принципом которой стало
выдвинутое и обоснованное им положение
об активности субъекта в познании, моральной
практике и художественном творчестве.
В западной
философии после И.Канта многие философские
системы прямо или косвенно связаны с
кантовским учением. Это и фихтеанство,
и гегельянство, и неокантианство и др.
На современном этапе философского развития
можно говорить о связи с философией И.Канта
таких направлений в философии как феноменология,
экзистенциализм, герменевтика и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант И. Сочинения в 6 томах. М.,1963-1966..
2. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию «Критики чистого разума» / Ин-т философии АН СССР, М.: 1983, 123 с.
3. И. Кант «Критика способности суждения», Изд. «Мысль», М.,1966.
4. Философский словарь, изд. «Политическая литература», М., 1975.
5. Асмус В.Ф.Иммануил Кант. М., 1973.
6. Гулыга А.В. Кант. М.,1967.
7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая
философия второй половины ХVIII - начала
XIX века.М.,1989.
8. Нарский И.С. Кант. М., 1976.
9. Наука, 1980. /Памятники философской мысли/.