Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй
Введение……………………………………………………..…………3
I. Наука
1.1. Что есть наука?..................................................................................4
1.2. Развитие науки ……………………………………………....……..6
II Философия
2.1. Понятие философии ………………………………………………..8
2.2. История философии ……………………………………………….10
III. Философия и наука
3.1. Развитие представлений об отношении философии и науки ……12
3.2. Философия и наука в единстве и отличии …………………………14
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы ………………
АНО ВПО
«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра экономики и финансов
Курсовая работа по дисциплине «Философия»
На тему:
«Философия и наука»
Руководитель:
В.А.Ермаков
Выполнил: студент
Группы ЗМО-112п.
Насраддинли
Динар Сулейман оглы
Москва - 2011
Содержание
Введение……………………………………………………..
I. Наука
1.1. Что есть наука?........................
1.2. Развитие науки ……………………………………………....……..6
II Философия
2.1. Понятие философии ………………………………………………..8
2.2. История философии ……………………………………………….10
III. Философия и наука
3.1. Развитие
представлений об отношении
3.2. Философия и наука в единстве и отличии …………………………14
Заключение …………………………………………………
Список литературы
………………………………………………………17
Введение
Философия и
Наука – две взаимосвязанные
деятельности, направленные на изучение
мира и людей, живущих в этом мире.
Философия стремится познать
всё: видимое и невидимое, ощущаемое
органами чувств человека и нет, реальное
и нереальное. Для Философии нет границ
– она стремится понять всё, даже иллюзорное.
Наука же изучает только то, что можно
увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но
изучение это происходит по сравнению
с изучением этого же философией хотя
и однобоко, но более тщательно. Например,
для философов разных времён молния - гнев
Зевса, искра от соприкосновения облаков
и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический
заряд, когда во время грозы возникает
электрическое поле и из-за разности потенциалов
происходит обмен зарядами высокого напряжения
между этим полем и землёй. Этим объясняется
также наличие озона в атмосфере: под действием
электрического тока молекулы кислорода
распадаются на атомы, которые вновь собираются
в молекулы, но уже озона.
Философия и
Наука изучают картину мира, взаимно
дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть
отличия и сходства Философии
и Науки, их взаимосвязь и историю.
3
I.
Наука
1.1.
Что есть наука?
Существует много
определений столь уникального явления,
как наука, но в силу её сложности и многогранности
какое-то одно, универсальное определение
вряд ли вообще возможно. На протяжении
своей истории она претерпела столько
изменений и каждое её положение настолько
связано с другими аспектами общественной
деятельности, что любая попытка дать
определение науки, а таких было немало,
может выразить более или менее точно
лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех
случаях Довольно чётко прослеживается
выделение двух подходов к пониманию науки,
когда её трактуют в широком или узком
смысле.
В широком (собирательном)
смысле - это вся сфера человеческой
деятельности, функцией которой является
выработка и теоретическая
Для обозначения
же конкретных научных дисциплин, таких,
например, как физика, химия, биология,
история, математика и др., понятию
«наука» придаётся узкий, и, следовательно,
более строгий смысл. Здесь наука
точно определена, а учёный выступает
как узкий специалист, носитель конкретного
знания. Он уже не просто учёный, а всегда
и обязательно или физик, или химик, или
историк, или представитель другой науки,
которая непременно представляет собой
стройную, строго упорядоченную систему
знаний о том или ином объекте (явлении)
природы, общества, мышления.
Каждая из таких
наук имеет специфические, присущие
только её законы и методы, своей, единой
для всей этой науки язык, категориальный
аппарат и т.п., что позволяет
верно, описывать и объяснять свершившиеся
процессы, адекватно понимать настоящее
и с определённой степенью точности предсказывать
то, что обязательно наступит или может
при определённых обстоятельствах наступить
в соответствующей области знаний. Как
содержание той или иной науки, так и полученные
ею результаты едины для всех культур
и народов и никаким образом не зависят
от позиции, точки зрения или мировоззренческих
установок отдельного учёного. Они передаются
как совокупная, проверенная временем
и практикой сумма знаний, которую нужно
освоить, чтоб в данной области идти дальше.
Наука - сфера
исследовательской
4
систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в
качестве либо
предпосылки, либо средства, либо результата
научного производства. Таким образом,
наука – одна из форм общественного
сознания. Но она отнюдь не ограничивается
одними только точными науками. Наука
рассматривается как целостная система,
включающая исторически подвижное соотношение
частей: природоведения и обществоведения,
философии и естествознания, метода и
теории, теоретических и прикладных исследований.
Наука – необходимое следствие общественного
труда, так как она возникает вслед за
отделением умственного труда от физического,
с превращением познавательной деятельности
в специфический род занятий особой –
сперва очень малочисленной – группы
людей.
В отличие от
видов деятельности, результат которых
в принципе бывает известен заранее,
научная деятельность даёт приращение
нового знания, т. е. её результат принципиально
нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает
как сила, постоянно революционизирующая
другие виды деятельности. От художественного
способа освоения действительности, носителем
которого является искусство, науку отличает
стремление к логическому, максимально
обобщённому знанию. Часто искусство называют
«мышление в образах», а науку «мышление
в понятиях». Наука, ориентированная на
критерии разума, по своему существу была
и остаётся противоположной религии, в
основе которой лежит вера в сверхъестественные
явления.
5
1.2.
Развитие науки
Хотя отдельные
элементы научного знания начали формироваться
в более древних обществах (шумерская
культура, Египет, Китай, Индия), возникновения
Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда
в Древней Греции сложились соответствующие
условия. Формирование науки требовало
критики и разрушения мифологической
системы; для её возникновения был необходим
также достаточно высокий уровень развития
производства и общественных отношений,
приводящий к разделению умственного
и физического труда и тем самым открывающий
возможность для систематического занятия
наукой. Более чем двухтысячелетняя история
науки отчётливо обнаруживает ряд общих
закономерностей и тенденций её развития.
Ещё в 1844 году Фридрих Энгельс сказал:
«…Наука движется вперёд пропорционально
массе знаний, унаследованных ею от предшествующего
поколения…». Объём научной деятельности
удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть
до 17 века, что находит выражение в ускорении
роста количества научных открытий и научных
информации, а также числа людей, занятых
в Науке. В результате количество ныне
живущих учёных и научных работников составляет
свыше 90% от общего числа учёных за всю
историю науки.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый опыт
познания действительности
и овладения её законами.
Процесс развития
науки находит своё выражение
не только в возрастании суммы
накапливаемых положительных
6
Научные дисциплины,
образующие в своей совокупности
систему науки в целом, весьма
условно можно подразделить на три большие
группы – естественные, общественные
и технические науки, различающиеся по
своим предметам и методам. Резкой грани
между этими подсистемами нет, так как
ряд научных дисциплин занимают промежуточное
положение.
Наряду с традиционными
исследованиями, проводимыми в рамках
какой-либо одной отрасли науки, проблемный
характер ориентации современной науки
вызвал к жизни широкое развёртывание
междисциплинарных и комплексных исследований,
проводимых средствами нескольких различных
научных дисциплин, подчас относящихся
к разным подсистемам науки, конкретное
решение которых определяется характером
соответствующей проблемы. Примером этого
является исследование проблем охраны
природы, находящееся на перекрёстке технических
наук, биологии, наук о Земле, медицины,
экономики, математики и других. Такого
рода проблемы, возникающие в связи с решением
крупных хозяйственных и социальных задач,
типичны для современной науки.
7
II
Философия
2.1.
Понятие философии
Греческое слово
философия происходит от слов любить
и мудрость. Буквально значит любомудрие.
К истории слова
"философия". Впервые мы встречаем
у Геродота (V в. до Р. Хр. ), где Крез
говорит посетившему его
Философия – (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “основной вопрос” в ней прямо и не формулируется. Термин “Философия” впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Философии на два противоположных направления – на материализм и