Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй
Введение……………………………………………………..…………3
I. Наука
1.1. Что есть наука?..................................................................................4
1.2. Развитие науки ……………………………………………....……..6
II Философия
2.1. Понятие философии ………………………………………………..8
2.2. История философии ……………………………………………….10
III. Философия и наука
3.1. Развитие представлений об отношении философии и науки ……12
3.2. Философия и наука в единстве и отличии …………………………14
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы ………………
8
идеализм; промежуточное
положение между ними занимает дуализм.
Борьба материализма и идеализма
проходит основной нитью через всю
историю Философии, составляет одну
из основных ее движущих сил. Эта борьба
тесно связана с развитием общества, с
экономическими, политическими и идеологическими
интересами классов. Уточнение специфической
проблематики философской науки привело
в ходе ее развития к вычленению в самой
Философии различных сторон в качестве
более или менее самостоятельных, а иногда
и резко различных разделов. К ним относятся:
онтология, гносеология, логика, этика,
эстетика, психология, социология и история
Философии. В тоже время в силу недостаточности
конкретных знаний Философия пыталась
заменять недостающие связи и закономерности
мира вымышленными, превращаясь тем самым
в особую, стоящую над всеми другими науками,
“науку наук”. Однако по мере роста и
дифференциации знаний исчезли всякие
основания для существования Ф. как “науки
наук”.
Философия –
форма общественного сознания, учение
об общих принципах бытия и
познания, об отношении человека к
миру, наука о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщённые
системы взглядов на мир и место
человека в нём; она исследует познавательное,
ценностное социально-политическое, нравственное
и эстетическое отношение человека к миру.
Как мировоззрение Философия неразрывно
связана с социально-классовыми интересами,
с политической и идеологической борьбой.
Философия как теоретическая форма сознания,
рационально обосновывающая свои принципы,
отличается от мифологической и религиозной
форм мировоззрения, которые основываются
на вере и отражают действительность в
фантастической форме.
Философия, как
сказал известный философ М.К. Мамардашвили,
«не представляет собой систему
знаний, которую можно было бы передать
другим и тем самым обучить
их…. Философия – это оформление
и до предела развитие состояний
с помощью всеобщих понятий, но на
основе личного опыта» (Мамардашвили М.К.
Как я понимаю философию. М., 1990. С.14-15). У
философского знания нет чётко обозначенных
границ, и это даёт возможность рассматривать
философию как личный, субъективно переживаемый
опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие
от того или иного научного знания, нет
единой системы, нет основателей и продолжателей
(в том смысле, как это есть у научных дисциплин),
а путей философствования итоге оказывается
множество. Философские теории по большей
части находятся в противоречиях и даже
взаимноисключают друг друга.
Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и более того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
9
2.2.
История философии
Первые философские
учения возникли 2500 лет назад в
Индии (буддизм), Китае (конфуцианство,
даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие
философские учения носили стихийно-материалистический
и наивно-диалектический характер. Исторически
первой формой диалектики являлась античная
диалектика, крупнейшим представителем
которой был Гераклит. Атомистический
вариант материализма выдвинул Демокрит;
его идеи развивали Эпикур и Лукреций.
Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем
у Сократа складывается идеализм, выступивший
как направление, противоположное материализму.
Родоначальником объективного идеализма
был Платон, развивший идеалистическую
диалектику понятий. Античная Философия
достигла своей вершины у Аристотеля,
учение которого, несмотря на его идеалистический
характер, содержало глубокие материалистические
и диалектические идеи. Ведущим направлением
средневековой арабской Философии был
восточный парапатетизм, а крупнейшими
философами этого учения были Ибн Сина
и Ибн Рушд.
Развитие материального
производства, обострение классовой
борьбы привели к необходимости
революционной смены феодализма
капитализмом. Развитие техники и естествознания
требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического
мировоззрения. Первый удар по религиозной
картине мира нанесли мыслители эпохи
Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей,
Кампанелла и др.
Идеи мыслителей
эпохи возрождения были развиты Философией
нового времени. Прогресс опытного знания,
науки требовал замены устаревшего метода
мышления новым методом познания, обращённым
к реальному миру. Возрождались и развивались
принципы материализма и элементы диалектики,
но материализм того времени был в целом
механистическим и метафизическим.
Родоначальником
материализма нового времени был
Ф. Бэкон, считавший высшей целью
науки обеспечить господство человека
над природой. Гоббс же был создателем
всесторонней системы механистического
материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали
метод эмпирического исследования природы,
то Декарт стремился разработать универсальный
метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое
учение выдвинул Лейбниц, высказавший
ряд диалектических идей.
Важнейший этап
развития западноевропейской Философии
– немецкая классическая Философия
(Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую
диалектику. Вершина немецкого
В 18 и 19 веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию
10
материализма, основоположником
которого был Ломоносов, и, начиная
с Радищева, прочно вошла в мировоззрение
передовых общественных деятелей России.
Выдающиеся русские материалисты –
Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов
– стали знаменосцами борьбы русской
революционной демократии. Русская материалистическая
Философия середины 19 века выступила с
резкой критикой идеалистической Философии,
в частности немецкого идеализма. Русский
материализм 19 века разрабатывал идею
диалектического развития, однако в понимании
общественной жизни он не смог преодолеть
идеализма. Философия революционных демократов
явилась важным шагом во всемирном развитии
материализма и диалектики.
11
III.
Философия и наука
3.1.
Развитие представлений
об отношении философии
и науки
Философия на протяжении
всего своего развития была связана
с наукой, хотя сам характер этой
связи, а точнее, соотношение философии
и науки с течением времени
менялось.
На начальном
этапе философия была единственной
наукой и включала в себя всю совокупность
знаний. Так было в философии древнего
мира и в период средневековья. В дальнейшем
развертывается процесс специализации
и дифференциации научных знаний и их
отмежевания от философии. Этот процесс
интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает
верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором
этапе конкретно-научное знание
носило преимущественно эмпирический,
опытный характер, а теоретические
обобщения делала философия, притом
чисто умозрительным путем. При
этом достигались нередко и положительные
результаты, но было нагорожено и немало
вздора.
Наконец, в третий
период, начало которого относится
к Х1Х в., наука частично перенимает
у философии и теоретическое
обобщение своих результатов. Универсальную,
философскую картину мира философия
может теперь строить лишь вместе с наукой,
на основе обобщения конкретно-научных
знаний.
Необходимо еще
раз подчеркнуть, что типы мировоззрения,
в том числе и философского,
многообразны. Последнее может быть
и научным, и ненаучным.
Научное философское
мировоззрение в большей мере формирует
и представляет учения философского материализма,
начиная с наивного материализма древних
через материалистические учения ХVII-ХVIII
вв. к диалектическому материализму. Существенным
приобретением материализма на этом этапе
его развития явилась диалектика, которая,
в отличие от метафизики, рассматривает
мир и отражающее его мышление во взаимодействии
и развитии. Диалектика уже потому обогатила
материализм, что материализм берет мир
таким, каков он есть, а мир развивается,
тон диалектичен и в силу этого без диалектики
не может быть понят.
Философия и
наука тесно взаимосвязаны. С
развитием науки, как правило, происходит
прогресс философии: с каждым делающим
эпоху открытием в
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
12
Философия намечает
пути разрешения противоречий на стыках
наук. Она также призвана решать
и такую задачу, как уяснение самых
общих оснований культуры вообще
и науки, в частности. Философия выступает
как мыслительный инструмент, она вырабатывает
принципы, категории, методы познания,
которые активно применяются в конкретных
науках.
В философии, таким
образом, отрабатываются общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основы
науки, обосновываются ее ценностные аспекты.
Полезна или вредна наука? Ответ на этот
вопрос и подобные ему помогает в наши
дни найти именно философия.
13
3.2.
Философия и наука в
единстве и отличии
Возникновение
первых научных учений относят к
6 в до н.э. Философское знание всегда
было переплетено с
Философия - это
рационально-теоретическое
Познание - деятельность
по получению, хранению, переработке
и систематизации знаний об объектах.
Знание - результат познания.
Система знания
считается наукой, если она отвечает определенным
критериям:
1. объективность
(изучение природных объектов, явлений,
взятых самих по себе, независимо
от интересов индивида, его субъективности).
2. рациональность
- обоснованность, доказательность - в
рамках любой науки что-то обосновывается.
3. нацеленность
на воспроизведение
4. системность
знаний - упорядоченность по
5. проверяемость
- воспроизводимость знаний
Философия не удовлетворяет
только 5 критерию (не всякое философское
учение может быть воспроизведено через
практику), поэтому философия - это наука,
но особого рода.
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том
виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к
человеку, ее источнику,
условий: уровень, достигнутый наукой
в быту, высвобождает колоссальное
количество времени для размышлений,
никак не связанных с заботой
о добывании куска хлеба насущного, защиты
себя и близких от внешней среды. Только
того, что сейчас человек спит в достаточно
хороших условиях, хорошо питается, конечно,
явно не достаточно для производства философской
мысли, но это является хорошим подспорьем.
И наоборот, наука (настоящая наука) без
философии невозможна вдвойне, так как
научные открытия (да и просто научную
работу) необходимо осознавать, осмысливать,
переживать, иначе это не будут открытия,
а будет простая механическая работа по
добыванию, отниманию у Природы новых,
мертвых знаний.