Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй
Введение……………………………………………………..…………3
I. Наука
1.1. Что есть наука?..................................................................................4
1.2. Развитие  науки ……………………………………………....……..6
II Философия
2.1. Понятие философии ………………………………………………..8
2.2. История философии ……………………………………………….10
III. Философия  и наука
3.1. Развитие  представлений об отношении философии  и науки ……12
3.2. Философия и наука в единстве и отличии …………………………14
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы ………………
8
идеализм; промежуточное 
положение между ними занимает дуализм. 
Борьба материализма и идеализма 
проходит основной нитью через всю 
историю Философии, составляет одну 
из основных ее движущих сил. Эта борьба 
тесно связана с развитием общества, с 
экономическими, политическими и идеологическими 
интересами классов. Уточнение специфической 
проблематики философской науки привело 
в ходе ее развития к вычленению в самой 
Философии различных сторон в качестве 
более или менее самостоятельных, а иногда 
и резко различных разделов. К ним относятся: 
онтология, гносеология, логика, этика, 
эстетика, психология, социология и история 
Философии. В тоже время в силу недостаточности 
конкретных знаний Философия пыталась 
заменять недостающие связи и закономерности 
мира вымышленными, превращаясь тем самым 
в особую, стоящую над всеми другими науками, 
“науку наук”. Однако по мере роста и 
дифференциации знаний исчезли всякие 
основания для существования Ф. как “науки 
наук”.  
Философия – 
форма общественного сознания, учение 
об общих принципах бытия и 
познания, об отношении человека к 
миру, наука о всеобщих законах 
развития природы, общества и мышления. 
Философия вырабатывает обобщённые 
системы взглядов на мир и место 
человека в нём; она исследует познавательное, 
ценностное социально-политическое, нравственное 
и эстетическое отношение человека к миру. 
Как мировоззрение Философия неразрывно 
связана с социально-классовыми интересами, 
с политической и идеологической борьбой. 
Философия как теоретическая форма сознания, 
рационально обосновывающая свои принципы, 
отличается от мифологической и религиозной 
форм мировоззрения, которые основываются 
на вере и отражают действительность в 
фантастической форме. 
Философия, как 
сказал известный философ М.К. Мамардашвили, 
«не представляет собой систему 
знаний, которую можно было бы передать 
другим и тем самым обучить 
их…. Философия – это оформление 
и до предела развитие состояний 
с помощью всеобщих понятий, но на 
основе личного опыта» (Мамардашвили М.К. 
Как я понимаю философию. М., 1990. С.14-15). У 
философского знания нет чётко обозначенных 
границ, и это даёт возможность рассматривать 
философию как личный, субъективно переживаемый 
опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие 
от того или иного научного знания, нет 
единой системы, нет основателей и продолжателей 
(в том смысле, как это есть у научных дисциплин), 
а путей философствования итоге оказывается 
множество. Философские теории по большей 
части находятся в противоречиях и даже 
взаимноисключают друг друга. 
Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и более того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
9 
 
2.2. 
История философии 
Первые философские 
учения возникли 2500 лет назад в 
Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, 
даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие 
философские учения носили стихийно-материалистический 
и наивно-диалектический характер. Исторически 
первой формой диалектики являлась античная 
диалектика, крупнейшим представителем 
которой был Гераклит. Атомистический 
вариант материализма выдвинул Демокрит; 
его идеи развивали Эпикур и Лукреций. 
Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем 
у Сократа складывается идеализм, выступивший 
как направление, противоположное материализму. 
Родоначальником объективного идеализма 
был Платон, развивший идеалистическую 
диалектику понятий. Античная Философия 
достигла своей вершины у Аристотеля, 
учение которого, несмотря на его идеалистический 
характер, содержало глубокие материалистические 
и диалектические идеи. Ведущим направлением 
средневековой арабской Философии был 
восточный парапатетизм, а крупнейшими 
философами этого учения были Ибн Сина 
и Ибн Рушд. 
Развитие материального 
производства, обострение классовой 
борьбы привели к необходимости 
революционной смены феодализма 
капитализмом. Развитие техники и естествознания 
требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического 
мировоззрения. Первый удар по религиозной 
картине мира нанесли мыслители эпохи 
Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, 
Кампанелла и др. 
Идеи мыслителей 
эпохи возрождения были развиты Философией 
нового времени. Прогресс опытного знания, 
науки требовал замены устаревшего метода 
мышления новым методом познания, обращённым 
к реальному миру. Возрождались и развивались 
принципы материализма и элементы диалектики, 
но материализм того времени был в целом 
механистическим и метафизическим. 
Родоначальником 
материализма нового времени был 
Ф. Бэкон, считавший высшей целью 
науки обеспечить господство человека 
над природой. Гоббс же был создателем 
всесторонней системы механистического 
материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали 
метод эмпирического исследования природы, 
то Декарт стремился разработать универсальный 
метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое 
учение выдвинул Лейбниц, высказавший 
ряд диалектических идей. 
Важнейший этап 
развития западноевропейской Философии 
– немецкая классическая Философия 
(Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую 
диалектику. Вершина немецкого 
В 18 и 19 веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию
10
материализма, основоположником 
которого был Ломоносов, и, начиная 
с Радищева, прочно вошла в мировоззрение 
передовых общественных деятелей России. 
Выдающиеся русские материалисты – 
Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов 
– стали знаменосцами борьбы русской 
революционной демократии. Русская материалистическая 
Философия середины 19 века выступила с 
резкой критикой идеалистической Философии, 
в частности немецкого идеализма. Русский 
материализм 19 века разрабатывал идею 
диалектического развития, однако в понимании 
общественной жизни он не смог преодолеть 
идеализма. Философия революционных демократов 
явилась важным шагом во всемирном развитии 
материализма и диалектики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11 
III. 
Философия и наука 
3.1. 
Развитие представлений 
об отношении философии 
и науки 
Философия на протяжении 
всего своего развития была связана 
с наукой, хотя сам характер этой 
связи, а точнее, соотношение философии 
и науки с течением времени 
менялось. 
На начальном 
этапе философия была единственной 
наукой и включала в себя всю совокупность 
знаний. Так было в философии древнего 
мира и в период средневековья. В дальнейшем 
развертывается процесс специализации 
и дифференциации научных знаний и их 
отмежевания от философии. Этот процесс 
интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает 
верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. 
На этом втором 
этапе конкретно-научное знание 
носило преимущественно эмпирический, 
опытный характер, а теоретические 
обобщения делала философия, притом 
чисто умозрительным путем. При 
этом достигались нередко и положительные 
результаты, но было нагорожено и немало 
вздора. 
Наконец, в третий 
период, начало которого относится 
к Х1Х в., наука частично перенимает 
у философии и теоретическое 
обобщение своих результатов. Универсальную, 
философскую картину мира философия 
может теперь строить лишь вместе с наукой, 
на основе обобщения конкретно-научных 
знаний. 
Необходимо еще 
раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, 
в том числе и философского, 
многообразны. Последнее может быть 
и научным, и ненаучным. 
Научное философское 
мировоззрение в большей мере формирует 
и представляет учения философского материализма, 
начиная с наивного материализма древних 
через материалистические учения ХVII-ХVIII 
вв. к диалектическому материализму. Существенным 
приобретением материализма на этом этапе 
его развития явилась диалектика, которая, 
в отличие от метафизики, рассматривает 
мир и отражающее его мышление во взаимодействии 
и развитии. Диалектика уже потому обогатила 
материализм, что материализм берет мир 
таким, каков он есть, а мир развивается, 
тон диалектичен и в силу этого без диалектики 
не может быть понят. 
Философия и 
наука тесно взаимосвязаны. С 
развитием науки, как правило, происходит 
прогресс философии: с каждым делающим 
эпоху открытием в 
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
12
Философия намечает 
пути разрешения противоречий на стыках 
наук. Она также призвана решать 
и такую задачу, как уяснение самых 
общих оснований культуры вообще 
и науки, в частности. Философия выступает 
как мыслительный инструмент, она вырабатывает 
принципы, категории, методы познания, 
которые активно применяются в конкретных 
науках. 
В философии, таким 
образом, отрабатываются общемировоззренческие 
и теоретико-познавательные основы 
науки, обосновываются ее ценностные аспекты. 
Полезна или вредна наука? Ответ на этот 
вопрос и подобные ему помогает в наши 
дни найти именно философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13
3.2. 
Философия и наука в 
единстве и отличии 
Возникновение 
первых научных учений относят к 
6 в до н.э. Философское знание всегда 
было переплетено с 
Философия - это 
рационально-теоретическое 
Познание - деятельность 
по получению, хранению, переработке 
и систематизации знаний об объектах. 
Знание - результат познания.  
Система знания 
считается наукой, если она отвечает определенным 
критериям:  
1. объективность 
(изучение природных объектов, явлений, 
взятых самих по себе, независимо 
от интересов индивида, его субъективности). 
2. рациональность 
- обоснованность, доказательность - в 
рамках любой науки что-то обосновывается. 
3. нацеленность 
на воспроизведение 
4. системность 
знаний - упорядоченность по 
5. проверяемость 
- воспроизводимость знаний 
Философия не удовлетворяет 
только 5 критерию (не всякое философское 
учение может быть воспроизведено через 
практику), поэтому философия - это наука, 
но особого рода.  
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том
виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к
человеку, ее источнику, 
условий: уровень, достигнутый наукой 
в быту, высвобождает колоссальное 
количество времени для размышлений, 
никак не связанных с заботой 
о добывании куска хлеба насущного, защиты 
себя и близких от внешней среды. Только 
того, что сейчас человек спит в достаточно 
хороших условиях, хорошо питается, конечно, 
явно не достаточно для производства философской 
мысли, но это является хорошим подспорьем. 
И наоборот, наука (настоящая наука) без 
философии невозможна вдвойне, так как 
научные открытия (да и просто научную 
работу) необходимо осознавать, осмысливать, 
переживать, иначе это не будут открытия, 
а будет простая механическая работа по 
добыванию, отниманию у Природы новых, 
мертвых знаний.