Философия Древней Индии: общая характеристика. Сознание как философская проблема. Правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

Оглавление

1.Введение
2. Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии. Веды
3. Основные этапы развития Индийской философии
3.1. Философские идеи Упанишад
3.2.Школы индийской философии. Общие идеи ортодоксальных школ
3.3Буддийская философия
3.4.Вывод
4. Сознание как философская проблема
4.1. Основные свойства и структура сознания
4.2.Правосознание
4.3.Вывод
5.Заключение
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 83.14 Кб (Скачать)

В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

Главное свойство сознания – его идеальность –  способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально  без физического на них воздействия, духовно. Идеальное существует как  вплетенное в материальное, в нейрофизиологические структуры и процессы, в систему  знаков, во взаимодействие человека со средой. Идеальное выступает как  продукт и форма человеческого  труда, преобразования природного материала  и общественных отношений.

В литературе существуют субъективистская (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) и объективистская (Э.В. Ильенков) трактовки идеального. Первая признает за идеальное психические состояния  отдельной личности. Согласно второй концепции идеальное – это  всеобщие и необходимые формы  знания и познания человеком независимо от него существующей действительности. К идеальному содержанию сознания Ильенков относит математические истины, логические категории, нравственные императивы, идеи правосознания, все то, что имеет  объективное значение для любой  психики, несмотря на ее индивидуальные желания, проявления.

Идеальность сознания дополняется свойством интенционалъности. Этот термин ввел Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), который трактовал это свойство сознания как акт придания смысла предмету. Способы полагания смысла описывает феноменология. Осознанные и неосознанные смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий  культуры, фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его  переживание. Передачу смысла от поколения  к поколению осуществляют язык, разнообразные  формы искусства, нормы нравственности, постулаты религии, техника и  т.п.

Одно из свойств  сознания – идеаторность – способность  творить и воспроизводить идеи, без  чего невозможны рост и обогащение сознания. Данное свойство позволяет  отличать сознание человека от психики  животного.

Сознание универсально, т.е. потенциально способно отражать любые  свойства предметов. Потенциальная  универсальность сознания сочетается с его реальной ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкретных пространственно-временных координатах.

Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения  вещей и процессов такими, как  они есть в действительности. Направленность сознания на внешний мир, его восприятие и осознание соседствуют с  рефлексией – вглядыванием личности в себя, самопознанием.

Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отражение тех или иных вещей  и процессов есть не только реакция  на ситуацию, но и личностная собственная  интерпретация этой ситуации. Различные  люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по-разному, в зависимости  от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокультурных  и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.

Сознанию присуща  способность целеполагания - предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек  проектирует свой способ бытия в  мире. Целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью.

Сознание «осваивает»  вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.

Сознание потенциально «заряжено» творчеством, ибо отражение  направлено на преобразование мира, создание нового. А для этого необходимо конструктивное изображение тог-о, чего в реальности еще нет, но в  соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано. Изменяют и создают новую реальность не духовные компоненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные  идеями, целями. Творческий характер сознания сочетается с традиционализмом, консерватизмом.

Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством  языка сознание раскрывает себя и  свою работу. Язык выполняет познавательную и коммуникативную (коррекция программ на основе обратных связей) функции, экспрессивную  задачу (воздействие на психику, т.е. людей убеждают, советуют, побуждают, приказывают). Язык является орудием  организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и  традиций, фиксирует всеобщность  вещей и людей, а также предметные различия, уникальность своего Я.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система  физиологического жизнеобеспечения организма  управляется бессознательно. Идея о  бессознательном восходит к учению Сократа и Платона о знании - припоминании, к мысли Спинозы  о неосознаваемых причинах, детерминирующих  желания. Лейбниц бессознательное  рассматривал как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом  осознанных представлений. К проблеме бессознательного обращались Кант, Шопенгауэр, Гельмгольц, И.Ф. Гербарт (1776 - 1841), Э. Гартман (1842 - 1906). Последний в своем труде  «Философия бессознательного» дал  динамическую характеристику бессознательного, считал, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. 3. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки и т.д., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует первоначально в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Согласно Фрейду, сублимация есть процесс переключения бессознательного влечения на иную цель, преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую деятельность. Через сублимацию формируются религия, искусство, общественные институты, наука, в целом, происходит саморазвитие человечества. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) развитие культуры представлял как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Он выделил такие уровни психики, как «индивидуальное» и «коллективное» бессознательное. Индивидуальное бессознательное выражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - общечеловеческий опыт, характерный для всех времен, рас и народов. Это - скрытые следы памяти дочеловеческого животного состояния и человеческого прошлого, первообразы (например, героя, демона, матери-земли и т.д.) и идеи, зафиксированные в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях. Коллективное бессознательное каждого этноса формирует его творческий дух, чувства и ценности. Разрыв между природой и культурой породил, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, который осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Средствами для обуздания агрессивности людей Юнг считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов. Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. При этом отсутствует полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном невозможны целенаправленный контроль человеком своих действий, оценка их результативности. В область бессознательного входят: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; неосознаваемые подкорковые процессы и механизмы восприятия (рождение образа, различные переживания, например, от тревожных, болезненных впечатлений и т.д.); неосознаваемые социальные нормы, ориентации, интуиция. Интуиция как бы «подсказывает» решение тех или иных проблем. Само же решение задачи выполняется системой мышления на уровне сознания, т.е. бессознательное переводится в сознательное. В целом, человеческая психическая деятельность совершается в едином сознательно-бессознательном контуре. К бессознательным относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Бессознательное, как и сознание, детерминировано социоприродными условиями существования человека, выступает как частичное, недостаточно адекватное отражение мира (и человека в мире) в мозгу субъекта. В то же время неосознаваемые побудители, механизмы и регуляторы деятельности обусловливают ее автоматический характер, что обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете) и высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

В древности  пифагорейцы обсуждали вопрос о  музыке и математике как языках Космоса. По одной из современных версий, бессознательное формируется под  воздействием космического информационного  поля и в соответствии с ним  отдает команды человеческому телу.

Пересечение сознания и бессознательного способно порождать  утопии - произвольно сконструированные  идеалы желаемого объекта (социального, технического и т.п.). Утопические  идеи сопутствуют всей истории мысли, начиная с представлений о  «золотом веке» Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.). Некоторые из утопий - мифов (например, о построении в СССР коммунизма в  основном к 1980 г.), облачаясь в одежду романтизма, мобилизовывали, воодушевляли массы людей и поднимали их энтузиазм. Но, не имея объективных  оснований для победы, идеи, не подкрепленные  реальными успехами, оборачиваются  разочарованием, утратой веры в смысл  жизни и в идеалы, порождают  психологию бегства от действительности, уход исключительно в личную жизнь, веру в различные культы.

Помимо негативной роли утопии (она уводит энергию  людей от решения реальных проблем), позитивный смысл утопии выражается в том, что она не только на какое-то время мобилизует людей, но еще привносит  критичность по отношению к существующей действительности и тем самым  дает мотивацию для конструирования  чего-то нового. А. Франс заметил: если бы не было утопии, то люди по-прежнему жили бы в пещерах. В последние  десятилетия XX в. была разработана классификация  типов утопии:

1) утопии, осуществимые  при уже известных условиях;

2) утопии, осуществимые  при гипотетических условиях, которые  нам еще неизвестны, но которые  можно предполагать

3) абсолютные  утопии, невозможные ни при каких  условиях.

К первому типу можно, например, отнести идею гражданского общества, задуманную Т. Гоббсом в XVII в. как способ выйти из состояния  «войны всех против всех» ... Для своего времени это была явная утопия. Впоследствии же, как известно, идея Гоббса стала осуществимой и, более  того, одной из самых актуальных. Утопией второго типа может быть, например, идея построения бесклассового  общества или реализация социальной справедливости при том, что не известно, что она такое и как ее добиться. И, наконец, идея личного бессмертия человека или воскрешения мертвых - утопия, несомненно, абсолютная и неосуществимая ни при каких условиях».

Направленность  на внешние предметы присуща и  психике животных, но без акта самосознания, предполагающего формирование Я. Основными  формами самосознания выступают:

а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей и людей;

б) осознание  себя в качестве принадлежащего к  тому или иному социально-этническому  сообществу, той или иной культуре;

в) возникновение  сознания Я как особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального, могущего совершить свободные поступки и  нести за них ответственность, что  предполагает контроль над своими действиями и их оценку. Осознание связано  с пониманием, формирует цели и  гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявлять объективное место предметов  среди других вещей, направлять ход  деятельности, контролировать свою психику  и поведение, анализировать собственное  сознание. Вместе с тем, самосознание не только конструктивно, поддерживает созидательные замыслы, но может  также служить источником заблуждений  и иллюзий, способно порождать вражду, предубеждения, мифы и т.д.

НТР открыла  возможность создавать электронно-вычислительные машины, способные осуществлять «мыслительные» операции. Общим для мозга и  моделирующих его работу кибернетических  устройств является их материальность, наличие процесса переработки информации. Однако если в машинах дело ограничивается информационным логическим процессом, протекающим в форме физико-химического  движения, то мышление человека осуществляется на более сложном нейрофизиологическом уровне, где важную роль играют общественная практика, опыт, эмоции, фантазия, интуиция, которые подвергаются контролю мышления и могут ускорить или замедлить  процессы обработки информации. Искусственный  интеллект, реализуемый на ЭВМ, - модель логически структурированного рассудочного мышления. Человеческое же мышление включает бессознательное, волю, мораль, ценности, идеалы, самосознание, опирается на разум. Компьютер - средство, сильно повышающее «производительность» человеческого  мозга, но не подменяет его. В системе  «человек - компьютер» в идеале имеется  сотрудничество, но не соперничество  между людьми и машинами, здесь  ведущей стороной выступает человек. Возможности электронной коммуникации преодолевают пространственные и языковые барьеры для общения и для  творческой самореализации личности. В целом, Интернет (сеть сетей, «всемирная паутина») в определенном смысле представляет собой модельную объективацию содержания и функционирования ноосферы.

 

                                              Вывод

Таким образом, можно сказать, индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую  человеческую мысль. Индийская философия  сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала  такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который  идет с Востока", "истины о происхождении pода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы - очевидное  свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это  не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в  целях чисто медико-физиологических.

Индийская философия  с древних времен развивалась  непрерывно, без резкого изменения  точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая  за Ведами философская литература связана  с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Самхиты - это  четыре сборника гимнов: Ригведа - самая  древняя и авторитетная из Вед, а  остальные сборники: Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний) - заимствуют стихи из Ригведы.

Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится  к определенной Самхите. Ригведа  имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т. д.

Араньяки и  Упанишады непосредственно примыкают  или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют  не только та или иная Самхита, но и  та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.

К традиционным школам Древнеиндийской философии  относятся санкхъя, веданта и  некоторые другие. Наряду со школами, признающими авторитет Вед, существовали учения, отрицавшие ведизм, это буддизм, локаята - чарвака, вайшешика - ньяя.

Из всего вышесказанного следует вывод, что главная ценность древнеиндийской философии состоит  в ее обращении к внутреннему  миру человека, она открывает миp возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется  тайна ее притягательности и живучести.

Информация о работе Философия Древней Индии: общая характеристика. Сознание как философская проблема. Правосознание