Правосознание
Правосознание
представляет собой сферу или
область сознания, отражающую правовую
действительность в форме юридических
знаний и оценочных отношений
к праву и практике его реализации,
социально-правовых установок и
ценностных ориентаций, регулирующих
поведение (деятельность) людей в
юридически значимых ситуациях. Теория
Государства и Права традиционно
исследует такие категории, как
понятие, сущность, структура правосознания,
его функции, соотношение с правом, и роль
в механизме правового регулирования
общественных отношений в целом, в обеспечении
законности в частности, а также правовое
воспитание населения и юристов-профессионалов.
Сознание возникает в процессе любой деятельности
и проявляется в ней. Поэтому функции или
назначение правового сознания могут
быть поняты из результатов деятельности
его субъектов. Как замечает профессор
С. С. Алексеев, правосознание неизбежный
спутник права. Это обусловлено тем, что
право является социальным регулятором
отношений людей, наделенных волей и сознанием
и процесс создания права (правотворчество),
а также процесс воплощения права в жизнь
есть обычно осознанная, волевая деятельность
людей. Согласно теоретической концепции,
разделяемой многими авторами, основные
функции правосознания - познавательная,
оценочная и регулятивная. Все другие
функции практически не охватываются
ими, в частности информативная, прогностическая
и прочее. Познавательной функции соответствует
определенная сумма юридических знаний,
являющихся результатом интеллектуальной
(мыслительной) деятельности и выражающихся
в понятии "правовая подготовка".
Оценочная функция вызывает определенное
эмоциональное отношение личности к разным
сторонам и явлениям правовой жизни на
основе опыта и правовой практики. Отношение
выражается в определении значимости
полученных знаний в конкретной ситуации
или на будущее с точки зрения индивида,
группы общества. Ценным признается то,
что служит объектом желания, целью деятельности,
что подвергается выбору и предпочтению
в ряду других явлений. В содержание правосознания
входят 4 основных вида оценочных отношений
к праву и законодательству (его принципам,
нормам, институтам); к правовому поведению
окружающих и к объектам деятельности
(преступности, преступлениям, преступникам);
к правоохранительным органам (прокуратуре,
адвокатуре, суду, суду, юстиции, их деятельности);
к своему правовому поведению (самооценка).
В результате практической реализации
ценностного отношения с участием воли,
играющей роль энергетического двигателя,
возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевое,
именуемое правовой установкой. Под установкой
понимается тенденция или предрасположенность
личности определенным образом воспринимать
и оценивать информацию, процессы, явления
и готовность действовать в отношении
их в соответствии с этой оценкой. В своей
совокупности установки организуются
в систему ценностных ориентаций, основанных
на системе убеждений. Доминирующие установки
определяют направленность личности,
ее жизненную позицию и характеризуют
содержательную сторону ценностных ориентаций.
Соответственно правовая ориентация -
это совокупность правовых установок
индивида или общности (группы, коллективы),
непосредственно формирующих внутренний
план, программу деятельности в юридически
значимых ситуациях Регулятивная функция
правосознания осуществляется посредством
правовых установок и ценностно-правовых
ориентаций, синтезирующих в себе все
иные источники правовой активности. Результат
этой регуляции - поведенческая реакция
в виде правомерного или противоправного
поведения. Правовая подготовка людей
не исчерпывается их формальными юридическими
знаниями. Можно обладать знаниями, но
не уметь ими пользоваться Экспериментальные
исследования правосознания различных
групп и слоев населения показали, что
центральным компонентом правосознания,
определяющим соответствие поведения
(деятельности) нормам права, являются
ценностные отношения к закону. Для юристов
- профессионалов наряду с отношением
к закону одинаково значимыми являются
правовые знания и умения применять их.
В отличие от населения, которому достаточно
знать принципы, аксиомы права и наиболее
ходовые (нужные) нормы права, юристы должны
досконально знать аксиомы, принципы и
нормы тех отраслей права, с которыми они
работают, достаточно хорошо - всех других,
смежных отраслей, обязательно - источники
права, научную литературу (рекомендации)
и судебную практику по реализуемым отраслям
права. Они должны быть готовы освоить
в необходимом объеме новые знания из
любой отрасли права, науки и техники,
которые окажутся нужными в работе. Будучи
в известном смысле непосредственным
источником права, правосознание находит
свое выражение в правовых актах, оказывает
воздействие на сам процесс и результаты
правотворчества. Через правовое сознание
и благодаря именно ему законодатель,
как говорил Гегель, "улавливает дух
своей эпохи" и отражает его в правовых
актах. Правовые нормы, в свою очередь,
оказывают воздействие на развитие правового
сознания граждан, формирование правильных
представлений о правовых принципах и
нормах, правоотношениях, ответственности.
Правосознание играет регулирующую роль
в процессе правореализации, в том числе
при разрешении юридических дел, принятии
правоохранительных актов, а также всех
видов конкретных юридических решений.
Тот факт, что исполнение правовых норм
значительной частью людей (разной в разных
условиях) осуществляется сознательно,
как раз и свидетельствует о регулирующей
роли правосознания. Чем выше уровень
правосознания, тем в большей мере оно
проявляет эту свою роль приведения поведения
в соответствие с целью и волей, выражаемых
в праве, тем крепче законность и правопорядок.
Оценка результатов деятельности и каждого
решения в правовой сфере также производится
с помощью правового сознания. Результатом
оценки является признание поведения
(деятельности) правомерным или противоправным,
а если противоправное поведение совершается
специальным субъектом - должностным лицом,
работником правоохранительных органов
на службе или в связи со службой - нарушением
законности. Таким образом, правовое сознание
является органической составной частью
правотворческой и право реализующей
деятельности, играет роль механизма или
инструмента.
Вывод
Выводы данного
реферата заключаются в том, что
кризис современного российского правосознания
вызывает необходимость и потребность
принятия и воплощения в жизнь
мер, направленных на повышение общего
уровня правового сознания, преодоление
правового нигилизма российских
граждан, формирование правовой культуры
общества и личности, чтобы уважение
к праву и закону стали личным
убеждением каждого человека.
Особое место в ряду этих мер должно занять
правовое воспитание, как одно из действенных
средств укрепления законности и правопорядка,
целенаправленного формирования потребностей
и интересов личности. Целью правового
воспитания должно стать формирование
уважения к праву, закону, которое должно
опираться на стойкие правовые убеждения,
взгляды, оценки, установки, привитие навыков
правомерного и социально-активного поведения
личности в правовой сфере. Таким образом,
правовое воспитание должно быть направлено
на правовое развитие личности, которое
рассматривается как процесс формирования
правового сознания и правовой культуры.
Одним из основных направлений в деле
повышения правовой культуры общества
должно быть правовое обучение, информирование
населения о существующих юридических
предписаниях.
Очень важно ознакомление населения с
образцами и идеалами, правовым опытом
и традициями тех стран, где уровень правовой
защищенности личности, а, следовательно,
и уровень правовой культуры, выше, чем
в России.
Заключение
Философия в
Древней Индии достигла высокого
уровня развития. Индийская философия
– это истинно «живые плоды»,
продолжающие питать своими соками мировую
человеческую мысль. Индийская философия
сохранила полную преемственность.
И ни одна философия не оказала
такого сильного воздействия на Запад,
как индийская. Поиск «света, который
идет с Востока», «истины о происхождении
рода человеческого», которым были
заняты многие философы, теософы, и, наконец,
хиппи в 60-70 годах ХХI века – очевидное
свидетельство той живой связи,
которая соединяет западную культуру
с Индией.
В древнекитайской
философии не обнаруживается особого
интереса к такому важному философскому
понятию, как бытие. Философов Китая
интересовал мир как целостность
и лежащая в его основе иерархия.
Другая отличительная черта древнекитайской
философии – акцент на морально-этической
стороне учения о мире. В конечном
счете, любое, даже самое отвлеченное
философское учение стремилось сформулировать
«рецепты», при помощи которых можно
достигнуть счастья и гармонии в
существовании человека и общества.
Философия человека
Древнего Востока оказала огромное влияние
на последующее развитие учений о человеке,
а также на формирование образа жизни,
способа мышления, культурных образцов
и традиций стран Востока. Общественное
и индивидуальное сознание людей в этих
странах до сих пор находится под воздействием
образцов, представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
Список литературы
- Вечканов,
В.Э. Философия: курс лекций / В.Э. Вечканов.
– М.: Экзамен, 2008. – 318 с.
- Гриненко,
Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко.
– М.: Юрайт-Издат, 2009. – 688 с.
- Грядовой,
Д.И. История философии: учебник / Д.И. Грядовой.
– М.: Юнити-Дана, 2009. – 463 с.
- Губин, В.Д.
История мировой философии: учебное пособие
/ В.Д. Губин, А.И. Алешин, К.В. Бандуровский.
– М.: АСТ, 2007. – 496 с.
- Иконникова,
Г.И. Философия Древнего мира: учебник
/ Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.:
Юнити-Дана, 2010. – 248 с.
- Халин, К.Е.
Философия: учебник / К.Е. Халин. – М.: Приор-издат,
2010. – 220 с.
- Яскевич,
Я.С. Философия: конспект лекций / Я.С. Яскевич.
– Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 144 с.
- Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2009. – 608 с.
- Алексеев
П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240 с.
- Голубинцев
В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия
для технических вузов. Серия «Высшее
образование» – Ростов на Дону: Изд-во
«Феникс», 2008 – 640 с.
- Крапивенский
С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ.
гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений.
– 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2007. – 416 с.
- Соколов
С.В. Социальная философия: Учеб. пособие
для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 440 с.
- Филсофия:
Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики,
2007 – 828 с.
- Философия
науки: Словарь основных терминов. – М.:
Академический Проект, 2008. – 320 с.