Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:51, контрольная работа
Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
1.Введение
2. Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии. Веды
3. Основные этапы развития Индийской философии
3.1. Философские идеи Упанишад
3.2.Школы индийской философии. Общие идеи ортодоксальных школ
3.3Буддийская философия
3.4.Вывод
4. Сознание как философская проблема
4.1. Основные свойства и структура сознания
4.2.Правосознание
4.3.Вывод
5.Заключение
6.Список литературы
Сознание
как философская проблема
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
В идеалистической и религиозной философии дух - перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения, Гегель, неогегельянец И.А. Ильин).
У Аристотеля душа - активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта - внутренний духовный мир человека, у Вольтера - способность думать и чувствовать, у Гегеля - первичная форма субъективного духа.
В материалистической
философии дух противоположен природе,
воплощается через волевые
а) нематериальное (чувства, знания, вера и т.п.), но основанное на материальном;
б) идеальные аспекты миропонимания, реализуемые в поступках человека.
Платон, пожалуй, первым приступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм содержания сознания с миром повседневных явлений. Античные философы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведения идеальных процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.
Идеальное (сознание) в его отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях.
1. Субъективные
идеалисты рассматривают
2. Согласно объективному
идеализму, объективное
3. Религиозная
философия теологизирует
4. В древности
Демокрит духовные процессы
Социобиологи
сознание рассматривают как
Концепция материальности сознания (вульгарных материалистов) не тождественна материалистической линии в понимании сознания. Еще Лукреций Кар учил, что сознание зависит как от тела человека, так и от воздействия окружающих его вещей. JI. Фейербах, подчеркивая общественную природу сознания, вместе с тем писал о зависимости психики человека от тела.
К середине XIX в.
давление социально-экономических
факторов на все сферы жизнедеятельности
людей обнаружилось столь зримо,
что это позволило К. Марксу и
Ф. Энгельсу подчеркнуть первичность
материального, экономического интереса,
соответственно сформулировать идею детерминированности
общественного сознания материальными
факторами. Сознание анализировалось
классиками марксизма как продукт
социально-исторического
Учитывалось, что сознание не только отражает, но и активно воздействует на действительность.
Согласно одному
из подходов, сознание - космическое
образование (Т. Лири, Ч. Гарт, М. Талбот
и др.). В гипотезе О. Рейзера галактика,
находясь в резонансе с мозгом,
порождает психосферу, которая посредством
магнитогидравлических волн строит
структуру человеческого
Весьма распространенным является функциональный подход, согласно которому сознание есть идеальное свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, К. Гельвеций, Л. Фейербах и др.). Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И. Введенского доказали нераздельность физиологического и психического. П.К. Анохин и Н.А. Бернштейн раскрыли физиологический механизм опережающего отражения действительности.
Неврологи обнаружили,
что функции двух полушарий мозга
у высших животных и человека неодинаковы.
В XX в. исследованиями Р. Сперри было установлено,
что функциями левого полушария
являются речь, чтение, письмо, математические
действия, анализ, а функциями правого
- синтез, творческая научная и художественная
деятельность. Сейчас принято считать,
что у человека в восприятии наглядных
явлений действительности ведущая
роль принадлежит правому полушарию.
От него зависит умение ориентироваться
в пространстве, оно ответственно
за целостность зрительного
«Удельный вес»
того или иного мышления у разных
людей и этносов различен. Логико-знаковое
мышление, дискретное, аналитическое
и отвлеченное, осуществляет ряд
последовательных операций, обеспечивает
непротиворечивый анализ предметов
и явлений по определенному числу
признаков, выясняет причинно-следственные
отношения между вещами, явлениями,
членами общества. Данный тип мышления
выбирает лишь некоторые признаки,
связи и отношения в мире вещей
и процессов, обедняя тем самым
отображаемый им мир. Образный тип мышления,
преимущественно
Специализация
полушарий распространяется и на
подкорковые структуры, ведающие эмоциональными
состояниями. В них имеются отделы,
ответственные за различные ощущения,
типы поведения и эмоции. Право-левая
асимметрия возникает на нейрофизиологической
и социально-психологической
Помимо рассмотренных, назовем еще ряд подходов к сознанию. Субстанциональный подход стремится свести сознание к главным сущностным основаниям. В качестве таковых назывались логос, дао, брахман, дух, душа, разум (в том числе божественный) и т.д. Сознание в феноменологии представлено как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности, как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку Я не может наблюдать себя со стороны. Дорефлексионный уровень сознания через пласты бессознательного и через языковые структуры описывается в психоанализе, структурализме, герменевтике. Экзистенциальная философия сознание человека рассматривает преимущественно через акты переживания, в ходе осуществления которых человек проявляет свою духовность.
В эволюции взглядов
на природу сознания можно выделить
ряд рациональных идей: выделение
понятия идеального как противоположности
материальному, чувственно-предметному
(Платон); признание сознания как
активной деятельной силы (преимущественно
в идеалистической философии); утверждение
принципа диалектики и постановка вопроса
о социально-исторической основе сознания
(Гегель); подчеркивание зависимости
психики человека от его телесной
организации и выделение
Основные свойства и
структура сознания
Сознание посредством
мыслительных актов обеспечивает человеку
прояснение смысложизненных проблем:
для чего (и достойно ли) он живет,
есть ли цель в его существовании
и т.п. Эмоции, переживания активизируют
мыслительные процессы. Через сознание
человек выделяет себя из природы, из
сообщества других людей. У человека
сознание через волю выражается в
его действиях. Ими он поддерживает
свое существование, преобразуя вещество
и энергию природы, а также
регулируя отношения с другими
людьми. Сознание выполняет функции
оценки ситуации, социальной памяти человечества,
обобщения и воспроизводства
на основе информационного отражения
накопленного опыта. Сознание – целостная
мыслительно-эмоционально-