Этико-философские системы Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:05, реферат

Краткое описание

Этико-философские системы Древней Индии окончательно были сформированы в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы: ортодоксальную и неортодоксальную.

Файлы: 1 файл

Реферат по этике2.doc

— 26.50 Кб (Скачать)
 

    

Этико-философские  системы Древней  Индии 

Этико-философские  системы Древней Индии окончательно были сформированы в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому  канону они разделяются на две  группы: ортодоксальную и неортодоксальную. 

Ортодоксальная  система в философской литературе, написанной на санскрите, словом астика обозначали тех, кто верит в авторитет  вед, или тех, кто верит в жизнь  после смерти.

Ортодоксальные  системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.  

К неортодоксальным – противоположная система, направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака.

Брахманизм  – (Брахма. - верховное божество Древней Индии, имя которого означает "благочестивая жизнь", "благоговение") представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.

Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а  позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны.

Согласно  учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной  телесной оболочке негативно, поэтому  истинный просветленный праведник  стремится к нирване - высшему  блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания.  

Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":

1) жизнь в  телесной оболочке есть страдание; 
2) источник страдания - желания; 
3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;      

4) средство  избавления от желаний - прохождение  "восмиричного пути спасении". Суть последнего состоит в  осознании четырех истин и  реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира.  

Восьмеричный  путь включает в себя:

1) правильное  понимание; 

2) правильное  стремление;

3) правильную  мысль; 

4) правильную  речь;

5) правильное  действие;

6) правильный  образ жизни; 

7) правильныe усилия;

8) правильную  концентрацию.

Нравственным  идеалом является мудрец - архат, безучастный  ко всему, полностью погруженный  в медитацию, а также благочестивый  монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий  истины буддизма среди других людей. 

Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности. 
 

Каждая  из неортодоксальных школ по-своему стремится  снять социальную напряженность, возникшую  в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.

Информация о работе Этико-философские системы Древней Индии