Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:05, реферат
Этико-философские системы Древней Индии окончательно были сформированы в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы: ортодоксальную и неортодоксальную.
Этико-философские
системы Древней
Индии
Этико-философские
системы Древней Индии
Ортодоксальная
система в философской
Ортодоксальные
системы, опирающиеся на Веды, представляет
брахманизм и возникшие на его основе
философские школы (даршаны): веданта,
миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
К неортодоксальным – противоположная система, направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака.
Брахманизм – (Брахма. - верховное божество Древней Индии, имя которого означает "благочестивая жизнь", "благоговение") представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.
Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны.
Согласно
учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший
в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной
телесной оболочке негативно, поэтому
истинный просветленный праведник
стремится к нирване - высшему
блаженству, связанному с полной остановкой
круговорота телесных перерождений и
слиянием с духовным первоначалом мироздания.
Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":
1) жизнь в
телесной оболочке есть
2) источник страдания - желания;
3) чтобы избежать страданий и новых физических
рождений следует избавиться от желаний;
4) средство
избавления от желаний - прохождение
"восмиричного пути спасении".
Суть последнего состоит в
осознании четырех истин и
реализации их через полное самоотречение
и отрешенность от внешнего мира.
Восьмеричный путь включает в себя:
1) правильное понимание;
2) правильное стремление;
3) правильную мысль;
4) правильную речь;
5) правильное действие;
6) правильный образ жизни;
7) правильныe усилия;
8) правильную концентрацию.
Нравственным
идеалом является мудрец - архат, безучастный
ко всему, полностью погруженный
в медитацию, а также благочестивый
монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий
истины буддизма среди других людей.
Похожим
образом раскрывается и этика джайнизма,
в основу которой положен принцип "ахимсы"
- непричинения вреда живому. Материалистическое
направление локаята-чарвака в этике развивало
идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться
к наслаждениям, однако не приобрело широкой
популярности.
Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.