Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.
Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
6
1 ДИАЛЕКТИКА, КАК НАУКА
6
2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
13
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
13
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей
18
2.3 Закон отрицания отрицания
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИАЛЕКТИКА РЕФЕРАТ.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

2.3 Закон отрицания отрицания

 

Рассматриваемый закон характеризует направление  и форму развития, поступательность и преемственность, относительную  повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Ряд философских  направлений упрощенно рассматривает  отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных  состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание  носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость  явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения  старого и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Метафизическое  отрицание признает лишь внешнее  отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты  отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени  как реальная практика в обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

[2]Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Поиски наглядной  модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание  цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и  поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное  сохранение низших форм организации  материи в высших. Например, в  живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания  осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Сохранение  приобретений предшествующего периода  в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного искусства был характерен культ человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает духовное начало в человеке. Искусство эпохи Возрождения восстанавливает античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в обогащенной форме, учитывающей и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-' мы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.

С позиций [1]синергетики закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе чередования порядка и хаоса. Когда структура того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределенность и возрастает уровень организации объекта.

В синергетике  порядок и беспорядок - две стороны  одного и того же мира, причем беспорядок выступает как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее точке может возникнуть нечто новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. В социуме [3]бифуркационный скачок может направить систему в любом направлении. Поэтому возрастает значение ответственного и обоснованного выбора людьми своих действий, так как в современном обществе малые воздействия на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе. Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.

Исходя из теорий цивилизационных кризисов П.А. Сорокина, экономических циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой культуры О. Шпенглера и А. Тойнби, кризис стал интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма проявления самого этого развития, различные фазы которого выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые люди и новые корпорации), что порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах иного структурирования общества.

Реализуясь  во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность  и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Изучение  проблем, связанных с философским  анализом материи и её свойств  является необходимым условием  формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется  ли оно в конечном счёте  материалистическим или идеалистическим.

 В свете  изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения  понятия материи, понимания последней  как неисчерпаемой для построения  научной картины мира, решения  проблемы реальности и познаваемости  объектов и явлений микро- и мегамира.

 Разумно  такое определение: "... Материя  есть объективная реальность, данная  нам в ощущении"; "Материя  есть философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях  его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.

 2.Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М.. Галкина, МЭСИ, 2002.

3. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В. В. Терентьева, МИИТ, 1999.

4. Ведение в философию. В 2 т. М., 2001.

5. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.

6. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 2000.




Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии