Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.
Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
6
1 ДИАЛЕКТИКА, КАК НАУКА
6
2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
13
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
13
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей
18
2.3 Закон отрицания отрицания
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИАЛЕКТИКА РЕФЕРАТ.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

 Однако диалектика  является не только наукой, но  всеобщим методом познания и  преобразования действительности. Это означает, что она вооружает  частные науки методологическими  принципами, вытекающими из названных  выше основных принципов диалектики. К ним относятся:

  • принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реальность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей;
  • принцип всеобщей связи, требующий всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований;
  • принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего;
  • принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление;
  • принцип выделения основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности.

 Эти принципы, так же, например, как грамматические правила при правописании должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя. В дальнейшем необходимо на определении понятий, категорий, законов диалектики для анализа их роли в процессе познания.

 Категория  - древнегреческое слово, означающее  указание, высказывание. Категории  диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления.

 Категории  диалектики - это ступени, узловые  пункты познания мира, в которых  отражаются взаимосвязь, взаимопереходы  и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

 К ним  относятся также понятия, такие  как: 

  • причина и следствие;
  • сущность и явление;
  • необходимость и случайность и ряд других.

 Категория  "закон" рассматривается в  материализме и идеализме с  противоположных позиций.

Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной  деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как  это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как  мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля.

Материалистическое  направление в философии исходит  из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения.

 Закон, по  определению Гегеля, есть отношение  между сущностями. Таким образом,  закон - это устойчивая, общая,  существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

 Законы различаются  по степени общности: всеобщие - это  законы диалектики, общие - законы, характерные для большего круга  явлений (закон сохранения энергии), частные законы - законы, отражающие  связи определенного круга явлений, биологические, химические, социальные и др.

 Законы различают  также по форме проявления  в зависимости от типа детерминации  и по этому признаку выделяют  динамические и статистические  законы.

Динамические  законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.

Статистические  законы - это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где  велика роль случайности.

 Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

 Кроме того, различают законы развития и  функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного состояния  к другому, прев- ращение систем в  друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций.

Законы функционирования отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят  тип структурных отношений в  результате влияния на систему условий  ее существования, других систем, а  также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования).

 Завершая  анализ понятия закон,  можно отметить, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

21 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

 

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи, и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался  выявить природу качественных и количественных характеристик в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье  утверждалось представление о «скрытых»  качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели, и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.

В философской и научной  мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к  количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение  определенности объекта (процесса) через  совокупность его признаков. Существование  качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или  сходство с другими предметами и  проявляющиеся во взаимодействии с  ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.

Количество - философская  категория, которая характеризует  темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы». И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д. Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

В процессе развития количественные изменения на известной ступени  переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между  собой характеристики предметов, что  выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал [6]Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его фрагменты  характеризуются единством относительной  исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой  меры).

Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов». Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.

Переходное  состояние, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается  далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что  позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно к социальной жизни в современном переходном состоянии общества в СНГ напрашивается сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами капитализма. Появляются страны, в которых существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).

Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии